Подготовка годовой отчетности в бюджетных организациях

Автор: Артемова Ирина

Подготовка годовой отчетности в бюджетных организациях

Автор – Артемова Ирина , главный бухгалтер

Порядок составления бюджетной отчетности установлен Инструкцией по порядку составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. № 128н (далее – инструкция 128н) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов №115н от 09 ноября 2009 г.

Сдают отчетность согласно инструкции 128н, следующие субъекты:

    • главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
    • главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
    • главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
    • финансовые органы, а именно финансовые органы РФ, ее субъектов, муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов;
    • органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
    • Годовая отчетность составляется по состоянию на 1 января следующего за отчетным года, то есть отчетность за 2010 год формируется по состоянию на 01 января 2011 года. Для вновь созданных бюджетных организаций отчетным годом считается период с даты их создания до 31 декабря года создания. Отчетность составляется в рублях и копейках. Показатели отчетности могут быть положительными, отрицательными и нулевыми. Нулевые графы в отчетности заполняются прочерком.

Бюджетная отчетность может предоставляться на бумажных носителях или в виде электронного документа (на электронных носителях или по телекоммуникационным каналам связи). Порядок и сроки предоставления отчетности устанавливается вышестоящим органом (главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета). При передаче отчетности по телекоммуникационным каналам обязательно обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получатели бюджетных средств, администраторы доходов бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета могут передавать полномочия по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению - централизованной бухгалтерии. В таком случае отчетность составляется согласно инструкции 128н и соглашения, заключенного между бюджетной организацией и централизованной бухгалтерией. Подписывают отчетность, составленную централизованной бухгалтерией, руководитель бюджетной организации, руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер-специалист) централизованной бухгалтерии.

Основаниями для составления отчетности являются данные Главной книги и других регистров бюджетного учета, установленных законодательством, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета. Также основанием для составления отчетности являются показатели форм отчетности нижестоящих организаций, обобщенные путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Порядок исключения взаимосвязанных показателей также определен в инструкции 128н.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

Для того чтобы правильно сформировать пакет отчетности, следует определить, к какой из трех нижеприведенных групп относится бюджетная организация. Состав форм для этих групп следующий:

  • для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета:
    • Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
    • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
    • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
    • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
    • Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
    • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
    • Пояснительная записка (ф. 0503160);
    • Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);
  • для финансового органа:
    • Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
    • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
    • Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
    • Консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (ф. 0503314);
    • Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);
    • Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
    • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
    • Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360).

4. для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета:

    • Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);
    • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
    • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
    • Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151);
    • Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
    • Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153);
    • Пояснительная записка (ф. 0503160).

Вышестоящий орган может также устанавливать дополнительные формы бюджетной отчетности.
Формы, по которым следует сдавать отчетность бюджетной организации, приведены в приложении к инструкции 128н. Подробное описание порядка заполнения каждой графы форм приведено в тексте главы 2 инструкции 128н «Порядок составления бюджетной отчетности».

Показатели бюджетной отчетности должны отражать деятельность организации в трех разрезах:

  • бюджетной деятельности;
  • приносящей доход деятельности;
  • средств во временном распоряжении,

а также включать итоговое значение. В этом заключается одна из главных трудностей составления бюджетной отчетности, и именно для этого предусмотрены значения 18 разряда счетов бюджетного учета - код вида деятельности. Для бюджетной деятельности используется значение «1», для деятельности, приносящей доход, значение «2», для деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении – «3».
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

Остановимся подробнее на особенностях заполнения некоторых форм бюджетной отчетности.
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) формируется для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании, консолидированных форм бюджетной отчетности и представляется на следующие отчетные даты:

  • ежемесячно - в части определения взаимозависимых показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций;
  • на 1 января года, следующего за отчетным - по денежным и неденежным расчетам;
  • на иную отчетную дату, установленную органом, уполномоченным формировать консолидированные формы бюджетной отчетности.

Справка составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на отчетную дату. В ней отражаются внутренние расчеты между бюджетными организациями в разрезе счетов бюджетного учета. Полный перечень счетов, учитываемых при составлении Справки, приведен в главе 2 инструкции 128н.

Справка составляется раздельно по бюджетной деятельности и по приносящей доход деятельности.

Показатели Справки на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Вышестоящие бюджетные организации составляют сводные (консолидированные) справки на основании справок, представленных нижестоящими организациями, исключая внутренние расчеты. Расчеты между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств исключению из консолидированных (сводных) справок не подлежат.

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности (раздел 1) и деятельности со средствами поступающими во временное распоряжение (раздел 2).

Получатель бюджетных средств, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета формирует справку к балансу на основании данных по кодам счетов:

  • 121002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • 030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»;
  • 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» и по соответствующим номерам счетов
  • 040101000 «Финансовый результат учреждения»;
  • 040102000 «Финансовый результат по резервному фонду».

По этим кодам в разделе 1 указываются суммы показателей, сформированных по состоянию на 1 января года следующего за отчетным, в рамках бюджетной и приносящей доход деятельности, до проведения заключительных операций и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершению отчетного финансового года.

Раздел 2 справки получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета не формируется.

Распорядитель бюджетных средств, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета, осуществляющие отдельные полномочия главного администратора формирует консолидированную справку к сводному балансу на основании представленных нижестоящими организациями справок. Консолидация производится путем суммирования одноименных показателей, и исключения взаимосвязанных оборотов в части операций по безвозмездной и безвозвратной передаче (получению) финансовых и нефинансовых активов и обязательств между бюджетными организациями, в том числе в части расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением без юридического лица в рамках приносящей доход деятельности.

Главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, главный администратор доходов бюджета формирует консолидированную справку к своему сводному балансу на основании представленных справок и консолидированных справок.

Финансовый орган также составляет консолидированную справку в аналогичном порядке.
Отчет об исполнении (ф. 0503127) составляется на основании данных по исполнению бюджета получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета, и включает в себя только показатели бюджетной деятельности (доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета).

Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Консолидированный отчет об исполнении бюджета – это один из ключевых отчетов бюджетных организаций всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидация показателей весьма специфический процесс, присущий бюджетной отчетности. Поэтому остановимся подробно на формировании этого отчета.

Консолидированные отчеты об исполнении бюджета составляют: главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор источников финансирования дефицита бюджета, главный администратор, администратор доходов бюджета. Консолидированный отчет (ф. 0503127) составляется на основании консолидированных отчетов и отчетов, представленных распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, администраторами доходов бюджета. Отчет формируется путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам отчета и исключения взаимосвязанных показателей на основании данных строки «денежные расчеты» сводной Справки (ф. 0503125 по коду счета 130404000) в следующем порядке:

  • путем суммирования одноименных показателей граф, формирующих строку 010 раздела «Доходы бюджета», строк 520, 620 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» отчетов, включаемых в состав консолидированного отчета главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
  • путем суммирования одноименных показателей граф, формирующих строку 200 раздела «Расходы бюджета» отчетов, включаемых в состав консолидированного отчета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
  • путем суммирования показателей строк 710, 720, 811, 812, 821, 822 граф 5, 6, 7, 8 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» отчетов, включаемых в состав консолидированного Отчета (ф. 0503127);
  • путем исключения взаимосвязанных данных по строкам 822, 720 и 821, 710 графы 8 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» отчетов, консолидированного отчета в части:
    • перечисления денежных средств со счетов главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета на счета, открытые распорядителям (получателям) бюджетных средств, администраторам источников финансирования дефицита бюджета в кредитных организациях;
    • операций возврата таких перечислений;
  • путем исключения взаимосвязанных показателей по строкам 822 и 821 графы 8 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» консолидированного отчета, в части операций распорядителя (получателя) бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета по поступлению на бюджетные счета, денежных средств от главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета с лицевого счета, открытого в финансовом органе, а также операций по их возврату;
  • путем исключения взаимосвязанных показателей по строкам 821, 822 графы 8 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» консолидированного отчета в части операций по отражению расчетов за счет средств нефинансовых кредитов международных финансовых организаций и связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм.

Показатели строк 820, 821, 822 графы 8 консолидированного Отчета (ф. 0503127) должны быть равны нулю.
Итоговые графы консолидированного отчета в группе граф «Исполнено» формируются:

  • графа 8 раздела «Доходы бюджета» и по строкам 520, 620 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» - как сумма показателей по соответствующим строкам граф 5, 6 и 7 консолидированного отчета;
  • графа 9 раздела «Расходы бюджета» - как сумма показателей по соответствующим строкам граф 6, 7 и 8 консолидированного отчета.

Графы консолидированного отчета в группе граф «Неисполненные назначения» формируются:

  • графа 9 раздела «Доходы бюджета» и раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» - как разница показателей по соответствующим строкам граф 4 и 8 консолидированного отчета;
  • по строкам не содержащим данные в графе 4, графа 9 не заполняется;
  • графа 10 раздела «Расходы бюджета» - как разница показателей по соответствующим строкам граф 4 и 9 консолидированного отчета;
  • графа 11 раздела «Расходы бюджета» - как разница показателей по соответствующим строкам граф 5 и 9 консолидированного отчета.

Пояснительная записка (ф. 0503160) является важной частью отчетности бюджетной организации и составляется для раскрытия следующей информации:

    • Организационная структура субъекта бюджетной отчетности;
    • Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности;
    • Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности;
    • Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности;
    • Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (сведения об особенностях учета, результатов инвентаризаций, контрольных мероприятий, об использовании информационных технологий). Сюда также включаются перечень документов, регулирующих учет и утвержденная вышестоящим органом корреспонденция счетов бюджетного учета.

Обратите внимание на то, что в каждом разделе пояснительной записки могут присутствовать не только унифицированные таблицы и формы, раскрывающие главные показатели, но и иная информация, оказавшая существенное влияние на отчетность бюджетной организации.

Годовой отчет – это сводная информация о деятельности организации в течение всего года, поэтому нужно помнить, что достоверность отчетности и успешная ее сдача, зависит, в первую очередь, от качества ведения бухгалтерского учета на протяжении всего года согласно инструкциям и разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации.

Итак, выделим главные положения о годовой бюджетной отчетности:

  • Бюджетные организации отчитываются по формам, утвержденным инструкцией 128н (Инструкцией по порядку составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008г. №128н);
  • Порядок и сроки сдачи отчетности утверждаются вышестоящим органом;
  • Вышестоящий орган может устанавливать дополнительные формы отчетности для бюджетной организации;
  • Вся отчетность составляется в рублях и копейках;
  • Перед составлением годовой бюджетной отчетности обязательно проводится инвентаризация активов и обязательств;
  • Показатели учета и бюджетной отчетности должны отражать деятельность организации в разрезах бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, средств во временном распоряжении;
  • Основаниями для составления отчетности являются данные Главной книги и других регистров бюджетного учета, с обязательным проведением сверки регистров аналитического учета с регистрами синтетического учета;
  • Отчетность бюджетных организаций консолидируется вышестоящими организациями в установленном порядке.