Импорт и экспорт товаров в пределах Таможенного союза

Автор: Елена Антаненкова

Елена Антаненкова, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

В рамках Таможенного союза регулирование взимания НДС осуществляется на основе Соглашения «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.2008 (далее — Соглашение ТС) и трех Протоколов: «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Протокол о товарах ТС), «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией), подписанных 11.12.2009. Эти документа четыре вступили в силу с 01.07.2010, одновременно с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС. Указанные документы не отменяют наличие национальных особенностей налогообложения каждого из трех государств с учетом тех норм, которые действуют на территории этих государств. У нас это Налоговый кодекс РФ и приказы об утверждении форм налоговых деклараций и порядка их заполнения, изданные Минфином России.

Экспорт товаров с территории России

В обычных условиях перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого государства через границу фиксируется таможенными органами при оформлении таможенной декларации. В рамках ТС перемещение большинства товаров осуществляется без таможенного оформления и, соответственно, таможенные декларации на такие товары не составляются. Контроль за уплатой косвенных налогов осуществляют налоговые органы. При этом документом, свидетельствующим о перемещении товаров с территории одного государства на территорию другого государства и об исполнении налоговых обязательств при ввозе, служит заявление о ввозе товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Протокола о товарах ТС при экспорте товаров с территории РФ на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан российским налогоплательщиком применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Также предоставляется право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному российским законодательством, применяемому в отношении товаров, экспортированных за пределы ТС.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС (Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н (ред. от 21.04.2010)) представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) выписка банка. В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству РФ, представляются копии ПКО, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя, и выписка банка (копия выписки), подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, указанной в Приложении 1 к Протоколу об обмене информацией, с отметкой налогового органа государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Заявление представляется в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов ТС;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана или Республики Беларусь;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ.

Эти документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (пункт 3 статьи 1 Протокола о товарах ТС).

Обратите внимание! В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства – члена ТС для плательщика НДС (пункт 3 статьи 1 Протокола о товарах ТС).

Если налогоплательщик представит документы по истечении установленного срока, уплаченные суммы НДС подлежат вычету (зачету) и возврату в соответствии с законодательством РФ. А вот суммы пеней и штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат. Это следует из пункта 3 статьи 1 Протокола о товарах ТС.

Таким образом, в том квартале, когда собраны документы, у организации появляется возможность применения ставки 0% и, соответственно, возникает право на вычет суммы НДС, ранее начисленной по неподтвержденному экспорту.

Импорт товаров на территорию России

Согласно положениям статьи 3 Соглашения ТС и статьи 2 Протокола о товарах ТС взимание НДС по товарам, ввозимым на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, осуществляется налоговыми органами государства – члена ТС, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. При этом должны быть учтены особенности, указанные в пунктах 1.1–1.5 статьи 2 Протокола о товарах ТС.

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих ввоз и уплату налога.
При ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь или Казахстана применяются налоговые ставки, установленные российским законодательством, — 10 или 18%. Это следует из пункта 5 статьи 2 Протокола о товарах ТС.

Обратите внимание! Операции по экспорту товаров в Белоруссию и Казахстан российский налогоплательщик отражает в общей декларации по НДС (разделы 4–6) (104н), которая представляется ежеквартально. При ввозе товаров из этих республик должна подаваться отдельная «белорусско-казахская» декларация (Приказ Минфина РФ от 07.07.2010 № 69-н) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, определенные пунктом 8 статьи 2 Протокола о товарах ТС:
— заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (пп. 1). Форма заявления и порядок его заполнения установлены Протоколом об обмене информацией. Порядок применения формы заявления, порядок проставления отметок налоговых органов на заявлениях налогоплательщиков и счетах-фактурах разъясняется в Письме ФНС России от 13.08.2010 № ШС-37-2/9030@;
— выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам (пп. 2);

Обратите внимание! Документом, подтверждающим фактическую уплату налога на добавленную стоимость в целях его принятия к вычету налогоплательщиком, может являться подтверждение, выданное таможенным органом. Форма такого подтверждения установлена Приложением № 1 к Приказу ФТС России от 23.12.2010 № 2554 «Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей» (Письмо Минфина РФ от 05.08.2011 № 03-07-08/252).

— транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Белоруссии или Казахстана на территорию РФ (пп. 3);
— счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена ТС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством этого государства (пп. 4);
— договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РФ с территории Белоруссии или Казахстана (пп. 5);
— информационное сообщение (в случаях, предусмотренных п.п. 1.2–1.5 статьи 2 Протокола о товарах ТС), представленное налогоплательщику одного государства – члена ТС налогоплательщиком другого государства – члена ТС либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом ТС, реализующим товары, импортированные с территории третьего государства – члена ТС (пп. 6);
— договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случае их заключения) (пп. 7);
— договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РФ с территории Белоруссии или Казахстана, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту) (в случаях, предусмотренных п.п. 1.2 и 1.3 статьи 2, за исключением случаев, когда НДС уплачивается комиссионером, поверенным или агентом) (пп. 8).

Обратите внимание! Все вышеназванные документы могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза.

Для справки: с нормативными актами, касающимися вопросов взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) в рамках Таможенного союза можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Для этого специалисты ФНС России в разделе «Контрольная работа» создали подрубрику «Таможенный союз».