ДОКТОР 2000

Автор: Акинфиева Татьяна Андреевна

Корр.: Корпоративный ДМС ― новое явление, стремительно набирающее силу. В чем его плюсы и привлекательность?
Привлекательность в том, что страхователь или корпоративный клиент имеет возможность каким-то образом удержать своего работника. Забота о здоровье сотрудника является положительным моментом. Я знаю, что при выборе работы, для многих очень важным является наличие социального пакета и ДМС в частности. Среди социальных пакетов есть ведь не только ДМС, а еще и какие-то другие услуги. Добровольное социальное страхование является, насколько мы знаем, превалирующим в выборе работы. И для страхователя это очень выгодно, потому что, заключая договор со страховой компанией по системе ДМС, он имеет ряд налогов и льгот, которые ему, в общем-то, даже выгоднее. Кроме того, что он заботится о своих работниках, еще имеет и свою выгоду при этом, потому что освобождается от некоторых налогов. У нас тут указано, что имеет право использовать 3% от фонда оплаты труда. Для организации это существенно. Организации по-разному используют эти 3% фонда оплаты труда, иногда делают так чтобы каким-то образом стимулировать своих сотрудников, чтобы они знали, что это не просто так и не даром дается ― при выборе лечебных учреждений что-то они доплачивают сами. То есть работник, допустим, хочет иметь, кроме амбулаторно-поликлинического, стационарное обслуживание или скорую помощь, и он готов за это доплачивать. Основную массу платит организация, но что-то каждый из работников может оплачивать и сам.

Корр.: Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас? В чем минусы?
Как правило, страховая компания оплачивает лечебному учреждению услуги, которые возникли при остром или обострении хронического заболевания. И не затрагивается никакая профилактика, то есть профилактикой страховые компании как бы не занимаются, хотя это тоже, в общем-то, зависит от страхователя. Если организация идет напрямую в лечебное учреждение, то она может составить свою программу. Это все зависит от количества денег, которыми располагает страхователь или какая-то организация ― корпоративный клиент. Когда он идет напрямую, то может сказать, что в нашу программу входят еще и какие-то профилактические мероприятия. Может быть это будет «врач офиса», который будет постоянно приходить в организацию. Поэтому здесь, наверное, эти «подводные камни». Хотя с другой стороны организация может и страховой компании сказать, что в нашу программу входят, допустим, какие-то профилактические мероприятия. Это достаточно редко бывает.

Корр.: Пользователи ДМС жалуются на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.
В том случае, когда это идет через систему добровольного медицинского страхования, разрабатывается программа для корпоративных клиентов, и обязательным условием является перечисление заболеваний, которые являются не страховым случаем, то есть лечение которых либо обеспечено государственными программами, либо оно просто чрезвычайно дорого и невозможно (дорогостоящие оперативные вмешательства, коронарное шунтирование, кардиологические, нейрохирургические различные операции). Поэтому страховые компании, как правило, дают перечень заболеваний и услуг, которые ими не оплачиваются. В общем-то, наверное, это и правильно. Например, сахарный диабет. Есть государственная программа, которая обеспечивает этих пациентов и препаратами, и наблюдением. Потому что препараты очень дорогостоящие, и лечить такого пациента в коммерческой структуре для страховой компании будет очень дорого. Хотя иногда они это включают.

Корр.: Каким оборудованием располагает ваша клиника?
Наша клиника многопрофильная, то есть у нас есть все за исключением стоматологии. Есть все врачи и достаточно хорошо клиника оснащена различным оборудованием. У нас есть оборудование, которое не является интересным для страховой компании, потому что, как правило, она лечит не страховые случаи. Это, в частности, ударно-волновая терапия. Этих аппаратов не так много по Москве, но они очень эффективны для лечения пяточных шпор, тендовагинитов и так далее. Это наш, так сказать, эксклюзив. У нас есть аппарат гидрофор, который позволяет безинъекционно, без нарушения целостности ткани вводить практически любые препараты на глубину до 10 сантиметров. То есть мы лечим радикулиты, аднекситы, что касается женской половой сферы. То есть препарат минуя кровоток, направляется непосредственно в участок поражения, тем самым снижается дозировка и эффект достигается очень быстро. Можно вводить антибиотики, стероидные гормоны, то есть практически любые препараты. У нас очень хорошие аппараты УЗИ. Есть аппараты, которыми можно пользоваться на дому, то есть мы можем выезжать и практически всю ультразвуковую диагностику проводить на дому. Есть большой хороший стационарный аппарат Logic-5 Expert, имеющий все насадки, то есть можно проводить все современные методы исследования. Есть аппарат ЭКГ, которым тоже можно на дому все делать. И, естественно, можно в стационарных условиях снимать все показатели. Это Cardiomax FX-3010. Мы можем смотреть холтер-мониторирование, электрокардиограммы, ИАД, то есть это суточное мониторирование при различных нагрузках, без нагрузок и прочее. У нас есть рентген... Аппараты кабинета офтальмолога и ЛОР-врача.

Они оборудованы современными специальными комбайнами, позволяющими проводить на передовом уровне и диагностику, и лечебные процедуры. Физиотерапия, в которой тоже представлены практически все виды физиотерапевтического лечения. У нас небольшие помещения, но, тем не менее, аппаратура такая, которая позволяет делать практически все. У нас есть «Сургитрон» ― радиохирургическое лечение. Есть лазер, который тоже позволяет проводить различные оперативные вмешательства.

Корр.: А профессиональный потенциал?
Кадровый потенциал у нас где-то 80% ― штатные сотрудники, где-то 20% ― те, которые являются совместителями. Из этих 80% в основном все врачи высшей категории. Есть все специалисты: врачи терапевтического профиля, эндокринологи, инфекционисты, врачи хирургического профиля... Очень сильная гинекология. Мы занимаемся ведением беременности, чем занимаются далеко не все. Занимаемся искусственной инсеминацией, лечением бесплодия очень активно, что дает хорошие результаты. Есть врач спермолог. Мы представлены практически всеми специалистами.

Корр.: Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?
Чаще всего, если это здоровый человек, обращаются с заболеванием глаз, потому что все офисные сотрудники сейчас уже на нашем современном уровне работают с компьютерами. Ни для кого не секрет, что компьютеры оказывают определенное влияние на зрение, и поэтому много жалоб со стороны офтальмологии на усталость, утомляемость, неприятное чувство в глазах к концу рабочего дня. В основном офисные сотрудники, как правило, молодые люди, и они чаще всего обращаются в стоматологию и гинекологию. Если есть какие-то заболевания, то уже обращаются ко всем специалистам. Как правило, если это здоровый коллектив, то обращаются в стоматологию, гинекологию и офтальмологию.

Корр.: Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?
Это, наверное, зависит от администрации, как они поставят этот вопрос. В практике есть разные варианты, можно премировать за отсутствие больничных листов... Например, лица, которые не прошли вакцинацию от гриппа, им в дальнейшем по гриппу не оплачивают больничный лист. То есть творческий подход работодателя к решению этого вопроса. Или если, например, человек не курит, то ему положена какая-то премия, или наоборот ― тем, кто курит, премия не положена.

Корр.: С какими страховыми компаниями вы работаете? Ваше мнение о законодательной базе ДМС?
У нас 32 страховые компании в настоящий момент, с которыми мы работаем, среди них очень уважаемые и крупные компании. Это «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», «Якорь», «Россия», «Оранта», «Югория», «Русская страховая компания», «ЭРГО-Русь», «ЭКО-полис», «РОСНО» (только начали работать), «Русский мир», «Северное страховое общество», «КапиталСтрахование», «Ренессанс-Страхование». С «СОГАЗ» начали недавно работать. Очень много страховых компаний, пока не все в равной доле нас обеспечивают клиентами, но, тем не менее, договора есть со всеми. Мы проводили очень активную компанию по вакцинации. Очень активно работали страховые компании, в частности «АИГ Лайф» (раньше AIG они назывались). Тоже очень крупная компания с иностранным капиталом, с которой мы тоже очень активно работаем. Эта работа по вакцинации продолжается, у нас самая низкая цена на рынке.

Вроде бы сейчас продлили эту компанию по вакцинации, сказали, что эпидемия будет только в феврале, но, в основном, я думаю, что мы уже закончили эту компанию по вакцинации. Еще мы работаем по программам выдачи справки из ГИБДД и выдачи справки формы №086 для поступающих в ВУЗы. Мы имеем возможность выезжать на профосмотр. Для работодателя у нас есть интересные программы, которые не всегда может предложить именно страховая компания, то есть в отличие от страховой компании ― медицинский центр.

Профилактика все-таки не является страховым случаем, это не болезнь, нет риска. У нас есть программы профилактических медосмотров; возможны программы предрейсовых медосмотр водителя; программа «Врач офиса», то есть когда за 50 ― 60 тысяч рублей в год предприятие получает на регулярной основе врача (причем у нас выезжает в ряд предприятий доктор наук), который выезжает прямо в офис, может провести необходимые обследования, назначить лечение, послушать, провести даже ЭКГ, забрать анализы при необходимости, выдать больничный, организовать за дополнительную оплату какие-то дополнительные услуги (специалистов, массаж с выездом к ним же). Это очень удобная программа для предприятия. Это должно быть интересно предприятию. Законодательная база актуальна, но, безусловно, не совершенна, потому что, насколько я знаю, собираются менять это законодательство, так как очень много претензий со стороны корпоративных клиентов.

Известно, что каждый корпоративный клиент платит 0,3 ― 0,4% в фонд обязательного медицинского страхования. Но, допустим, его работники, поскольку они застрахованы по ДМС, не пользуются этим. Получается что эти деньги, в общем-то, не используются организацией. Поэтому, насколько я знаю, сейчас был бы действительно очень интересен закон, если бы его приняли, что эти деньги организация, которая направляет в ОМС, имела бы право использовать для добровольного медицинского страхования. Это было бы еще более выгодно, и они могли бы направлять больше средств на добровольное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование пока, во всяком случае, более комфортное, эффективное, привлекательное для пациентов, потому что все-таки у нас нет очередей, есть все специалисты, к которым хочет попасть пациент. Пока еще городская сеть оставляет желать лучшего в этом плане, в плане сервиса, наличия хороших специалистов. Этот закон был бы кстати. Насколько я знаю, он обсуждается.

Страховая компания может точнее сказать, каким образом они заключают договора. Насколько я знаю, официально все это делается через систему тендеров. Каждая организация обязана объявить конкурс, и несколько страховых компаний, желающих принять участие, подают документы. Это все коллегиально рассматривается, выбираются лучшие предложения по цене, по наполненности программы и так далее. То есть организация выбирает себе страховую компанию и уже с ней заключает договора.