Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях

Автор: А.В. Дутчак

Неужели в стране нет ни одного работника, который, проработав несколько дней на аттестованном рабочем месте, по истечении некоторого времени, используя заполненный Протокол оценки условий труда и свою медицинскую карту из поликлиники, не оформил профзаболевание?

  Дутчак А.В., заместитель председателя профкома ЗАО «Лукор» МПО ЗАО «ЛУКОЙЛ-НЕФТЕХИМ»

Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях

Мнение о том, что трудовое законодательство, в частности ст. 147 ТК РФ, стимулирует работу во вредных и опасных условиях труда, требует более пристального внимания и является, по-моему, тенью более сложной, задавненой и неправильно решенной проблемы, которая не имеет отношения к тексту Трудового кодекса.

В статье 147 ТК РФ записано, что повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производится по результатам аттестации рабочих мест.
Здесь необходимо кратко исследовать значение терминов “вредные и опасные условия труда”, “аттестация рабочих мест” и историю их появления.

Во время существования союзного государства повышенные тарифные ставки для рабочих, занятых на тяжелых и горячих работах, на работах с вредными условиями труда, а также на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, устанавливались в соответствии с Типовыми перечнями профессий, рабочих и работ, утверждаемыми Госкомтрудом и ВЦСПС по отдельным отраслям. В соответствии с Типовыми перечнями на предприятиях с учетом специфических их условий разрабатывались заводские перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Эти перечни утверждались администрацией по согласованию с фабзавместкомом. При этом работы и профессии, отсутствующие в Типовом перечне, запрещалось включать в перечни, применяемые на предприятии.

Термин «вредные и опасные условия труда» использовался и для определения других льгот и компенсаций, каждая из которых выдавалась по отдельному перечню. Существовал Список № 1 и Список № 2 для права на пенсию с возрастом на льготных условиях, Список производств, цехов, профессий и должностей на право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и другие.

В 1986 г. происходят изменения в оплате труда, и по оплате труда за вредные и опасные условия труда все отрасли делятся на две группы. Для первой группы предусмотрена оплата по тарифным ставкам (окладам), установленным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, и для второй рабочим устанавливаются доплаты по условиям труда.
Для первой группы Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 442/26-41 от 3 ноября 1986 г. утверждаются два Типовых перечня производств, профессий рабочих и работ предприятий химической, нефтехимической, химико-фармацевтической, микробиологической, нефтяной и газовой промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений, переработке нефти, сланцев, газа и производству нефтепродуктов, работники которых оплачиваются по тарифным ставкам (окладам), установленным для работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Формирование второй группы начинается изданием Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦРПС № 381/22-68 от 2 октября 1985г. Текст Постановления отменял все принятые ранее постановления с повышенными тарифами (окладами) за условия труда для всех отраслей, которые не вошли в первую группу, для них предлагалось на основе Типичного перечня, утвержденного настоящим Постановлением, и по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов создать и утвердить отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. В соответствии с этим, за период до 21. 10. 1986 г. Госкомтруда СССР и Секретариат ВЦРПС принимают семнадцать постановлений по отраслям с типичными перечнями работ.

Обратим внимание, что для первой группы достаточно наличия профессий рабочих и работ в Типовом перечне для оплаты работникам по этим тарифным ставкам и окладам. Для второй группы в названии употребляется слово «могут», т.е. наличие профессий и работ в отраслевых перечнях недостаточно для установления этих доплат.

В п. 2 Постановления № 381/22-68, а также и во всех последующих записано, что объединения, предприятия и организации утверждают перечни рабочих мест, на которых устанавливаются конкретные размеры доплат рабочим по условиям труда на основе отраслевых перечней и аттестации рабочих мест. Так, впервые в союзном законодательстве об охране труда появляется термин «аттестация рабочего места».

Второй и последний раз этот термин появился в одном из последних законов Союза ССР. 15 мая 1990 года Верховный Совет СССР принимает Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР», согласно ст. 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест. В этой же статье поручается Совету Министров СССР разработать и утвердить Положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест. 13 августа 1990 г. Совет Министров СССР издает Постановление № 812 «О Государственной экспертизе условий труда», п. 4 которого поручает ряду органов исполнительной власти совместно с ВЦРПС в 3-х месячный срок предоставить в Совет Министров СССР предложение о порядке проведения экспертизы организации и условий труда. Впоследствии союзное государство распалось, и это Постановление не было выполнено. Т.е. до 1990 г. порядка проведения аттестации рабочих мест не существовало.

Как же происходило определение доплат за условия труда? Для этого в том же 1986 г., когда происходило разделение отраслей для этих целей, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦРПС № 387/22-78 от 3 октября 1986 г. утверждено Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условиями труда.

Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ в Типовом положении предложено устанавливать в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86. Оценка состояния условий труда берется по показателям фактического состояния факторов производственной среды, и в Карте условий труда учитываются только показания, превышающие ПДК и ПДУ.

Отсюда становится ясным, что деление отраслей на две группы происходило именно по опасности от выделения в рабочую зону вредных и особо вредных веществ. К первой группе отнесены предприятия, вырабатывающие и перерабатывающие вредные и особо вредные вещества, или те, где эти вещества образуются на промежуточных стадиях. К второй группе отнесены те, где переработка этих веществ или их использование имеет нетехнологичный, разовый, случайный, кустарный характер. Ведь перечень на доплаты имели и предприятия первой группы. В утвержденном 16 января 1987 г. Минхимпромом СССР и ЦК отраслевого профсоюза перечне было записано, что созданный отраслевой перечень на доплаты и порядок оценки условий труда применяется только в ремонтных, обслуживающих и вспомогательных цехах химических предприятий и предприятий цветной металлургии.

В самом Типовом положении об оценке условий труда записано, что превышение ПДК и ПДУ на рабочем месте считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов предоставленных им прав. Перечень этих рабочих мест согласовывается с профкомом, включается в колдоговор с мероприятиями по улучшению условий труда и каждый год пересматривается с учетом выполненных мероприятий. Т.е. целью положения об оценке условий труда была как бы не сама оценка, а намерение на основании своеобразного компромиссного решения между производством и контролирующими органами на доплату за превышения ПДК произвести легализацию примитивного и низко технологичного использования вредных веществ во вспомогательных производствах и цехах и затем попытаться техническими мероприятиями поставить преграду этому использованию. Понятно, что этот документ мог иметь только временное предназначение и не мог считаться порядком аттестации рабочих мест. И в этой связи обратим внимание на Гигиеническую классификацию труда, утвержденную Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86, которая впервые упоминается в Типовом положении об оценке труда. В Типовом положении используется не сама Гигиеническая классификация, а только таблица показателей вредности и опасности факторов производственной среды. Но кроме таблицы, в Гигиенической классификации впервые дается определение вредных и опасных условий и характера труда. Итак, на основании Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86, вредные и опасные условия труда это – условия и характер труда, при которых, вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих.

Так вот, даже простой грамматический анализ на основании здравого смысла доказывает, что речь идет не о работе в атмосфере, где содержание вредных веществ превышает ПДК в несколько раз, а имеется в виду потенциальное, возможное, неконтролированное кратковременное появление этих веществ в количествах, превышающих ПДК. Во время ведения технологических процессов возникают как предусмотренные регламентом, так и непредвиденные производственные неполадки, остановки, забивки коммуникаций, разгерметизации, мелкие ремонтные операции, во время которых обслуживающий персонал может кратковременно подвергнуться воздействию не мерянных и не фиксированных доз вредных веществ в количествах, превышающих ПДК. Понятно, что количество таких операций, особенно с применением ручного труда, увеличивается по мере старения оборудования и технологий. И именно эту вероятность должна предвидеть аттестация рабочих мест. Т.е уже в то время, в отсутствие еще самого механизма аттестации рабочих мест, закладывалось правильное, с точки зрения здравого смысла и международного права, основание терминологии и будущих национальных стандартов охраны труда.

После распада Союза снова возникает проблема определения механизма аттестации рабочих мест, которая была решена с удивительной скоростью и таким же удивительным простодушием. Временное, компромиссное использование таблицы из Гигиенической классификации труда № 4137-86 было взято за основу, а определение вредных и опасных условий труда было просто переписано, и в нем заменено несколько слов. И теперь согласно Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденным Госкомсанэпиднадзором России 12 июля 1994 г. Р 2.2.013 - 94, а также пришедшим на смену этому документу руководств Р 2.2. 755 – 99, и затем Р 2.2.2006–05, вредные условия труда – это условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы, и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающих и/или его потомство.

Да, действительно в атмосфере превышения ПДК вредно не только работать, но и просто пребывать. Но это медицинское определение вредных условий труда, говорящее о прямом ущербе для здоровья человека. С точки зрения медицины, физиологии человека, любой труд, а особенно наемный, хотя он и создал человека, вреден. Вреден как трата силы, физиологической энергии. Поэтому Критерии и классификация условий труда, разработанные медиками, а также и сам механизм аттестации, разработанный на их основе, фактически превратился в «попытку» путем фиксации всех условий трудового процесса, вплоть до определения статической нагрузки для каждой руки и наклона корпуса, дать косвенную оценку траты этой энергии и доплачивать за нее. Нелишним было б напомнить, что в принципе оплата расходования физиологической энергии уже вошла и без аттестации в цену рабочей силы, в заработную плату любого работника.

Для наших же целей необходимо специфическое определение, определение охраны труда, нормативы которой являются частью трудового законодательства. Это определение о вероятностном ущербе, так как прописано в международном трудовом праве.
Согласно статье 4, принятой 20. 06. 1977 г., Конвенции МОТ № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» национальное законодательство предписывает, что должны приниматься меры, направленные на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, а также на защиту от этих рисков.

Другая Конвенция МОТ № 170 «О безопасности при использовании химических веществ», принятая 25. 06. 1990 г., в статье 13 говорит, что предприниматели дают оценку опасностям, возникающим при использовании химических веществ на производстве, и защищают трудящихся от таких опасностей принятием приемов и методов труда, которые исключают или снижают риск до минимума.
27 - 28 июня 2007 г. в Москве в конференц-зале отеля «Шератон-Палас» прошла международная конференция, посвященная вопросам принятия и ввода в действие нового межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230—2007 системы стандартов безопасности труда «Системы управления охраной труда - общие требования. ILO – OSH 2001 (IDT)».

Новый ГОСТ идентичен и полностью соответствует принципам Международной организации труда (МОТ), изложенным в Руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. В соответствии с приказом Ростехрегулирования этот ГОСТ вводится в действие в России с 1 июля 2009 года, но предприятия и организации вправе применять его ранее этого срока. Срок ввода в действие выбран с таким расчетом, чтобы за двухлетний подготовительный период можно было создать стандарты по его внедрению и аудиту, подготовить кадры экспертов и аудиторов, создать систему сертификации, поскольку новый стандарт придет фактически на смену действующему ГОСТ 12.0.00-2002.

Ключевым положением нового ГОСТа является идентификация опасностей, оценка рисков. Под оценкой рисков подразумевается распознавание возникающих в процессе труда опасностей, определение величины рисков, вызываемых опасностями, и оценка значений рисков. Эта оценка рисков является наилучшим профилактическим средством в охране труда.

Исходя из этого, если у нас есть намерения сохранить все льготы и компенсации за вредные и опасные условия работы, необходимо разработать порядок аттестации, основанный на методе предвидения опасностей. Порядок, результаты которого легко и в любое время проверяются и верифицируются всеми заинтересованными лицами. Будь то контролирующие госорганы, профсоюз или инвестор, пытающийся оценить состояние охраны труда на предприятии. Ведь существующий сейчас порядок простого измерения наличия вредных веществ субъективен и уязвим для злоупотреблений. Меняя произвольно время отбора и место отбора проб, можно влиять на результаты аттестации в зависимости от намерений и степени влияния на предприятии работодателя или профорганизации.
Что удивительно, так это то, что при наличии на предприятиях огромной армии работников охраны труда и представителей профорганизации, этот порядок просуществовал до сегодняшнего дня совместно с нормативными актами государства и предприятий, которые его полностью отрицают. Применяя медицинское определение вредных и опасных условий труда, мы фактически в законодательстве об охране труда создали два действующих, взаимоисключающих определения рабочего места. Первое, которое определено статьей 209 ТК РФ, и согласно которой это место, где работник находится в связи с его работой, и которое соответствует требованиям охраны труда, и второе, которое производно от сочетания ст. 147 ТК РФ и руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Согласно этому сочетанию допустимо использование наемного труда на рабочих местах с многократным превышением ПДК при условии, что это превышение будет измерено, и на основе измерения работнику повысят зарплату, дадут молоко или ЛПХ, дадут другие льготы. Сам же работодатель после оформления измерений получит право при исчислении налога на прибыль предприятия уменьшить доходы на величину понесенных расходов на льготы, связанные с вредными и опасными условиями труда.

Это сочетание двух определений применяется, несмотря на то, что в стране действует нормативный акт охраны труда, стандарт безопасности труда ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», в пункте 3 которого записано, что содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), используемых при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции, для контроля качества производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих.

Требование этого стандарта безоговорочно, превысить ПДК нельзя ни при каких условиях: будь-то выдача молока или ЛПХ работающим, повышенная оплата или другие льготы. Льготы выдаются как профилактические мероприятия с намерением упредить ущерб здоровью от вероятностных опасностей. Значения ПДК регулярно устанавливаются, дополняются и пересматриваются в свете современных национальных и международных знаний и данных. Эти знания и данные накапливаются на протяжении многих лет, пишутся фактически профзаболеваниями работников и поэтому если пересматриваются, то только в сторону уменьшения значений и ужесточения требований. Мы же существующим порядком проведения аттестации рабочих мест фактически увеличили значения ПДК всех вредных веществ, окрыли дорогу импорту в страну грязных, «second-hand» технологий и производств, использование которых при существующем порядке вещей допустимо.

И вот что интересно – неужели в стране нет ни одного работника, который, проработав несколько дней на аттестованном рабочем месте, по истечении некоторого времени, используя заполненный Протокол оценки условий труда и свою медицинскую карту из поликлиники, не оформил профзаболевание? Ведь каждое вредное вещество имеет большой букет официально признанных профзаболеваний, и всего этого достаточно, чтобы любой суд легко и быстро признал причинную связь между болезнями работника и тем превышением ПДК, которое записано в Протоколе оценки условий труда, и тем самым подтвердил профзаболевание истца. А таких работников в стране сотни тысяч.