Подтверждение места жительства для реализации социальных прав

Автор: Е.А. Бобров

Бобров Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

т. 8-916-316-93-99 E-mail: poinfo@bk.ru

Подтверждение места жительства для реализации социальных прав

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. в понятие места жительства вводит два дополнительных условия: помещение должно быть жилым и проживание в нем должно признаваться законным (ст. 2).

Эти ограничения представляются неоправданными, поскольку реальное проживание возможно не только в жилом помещении (например: на даче) и далеко не во всех случаях возможно подтвердить законность проживания (например: вселение в качестве члена семьи при несогласии на вселение одного из членов семьи).

Легальное определение места жительства приводит к выводу о том, что место жительства у человека может быть только одно, поскольку нельзя проживать постоянно или преимущественно (т. е. более 183 дней в году) в двух разных местах.

С наличием места жительства связана реализация социальных прав, которые в силу своей специфики должны осуществляться только в одном месте, например, право на получение пенсии, пособий, социальных услуг, полиса обязательного медицинского страхования и др.

Законодательное увязывание возможности получить пенсию, пособие, полис ОМС с единственным местом – местом проживания – представляется правильным, поскольку возможность реализации гражданами определенных социальных прав более чем в одном месте будет неосновательным обогащением, нецелевым расходованием бюджетных средств и повлечет нарушения прав других граждан.

Предусмотрено и исключение. Так, гражданам, не имеющим места жительства, некоторые социальные права (например, право на получение трудовой пенсии) можно реализовать по месту пребывания, а при отсутствии подтвержденного регистрацией места пребывания – по фактическому месту проживания, подтвержденному личным заявлением. В этом случае у гражданина отбирается подписка о неполучении им соответствующего социального блага в другом месте, нарушение которой влечет прекращение получения социального блага и взыскание причиненного государству ущерба.

Намерение законодателя упростить возможность получения отдельных социальных благ гражданам, находящимся в определенном месте временно, заслуживает поддержки. Однако реализовано оно весьма противоречиво.
Дело в том, что в действительности невозможна ситуация, когда у гражданина нет места жительства, но есть место пребывания, ибо оно и будет местом жительства, поскольку нельзя находиться временно где-либо при отсутствии постоянного местожительства.

Этот вывод следует и из смысла ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 г., раскрывающей понятие места пребывания гражданина как места, не являющегося местом жительства, в котором он проживает временно.

Полагаю, что эта двусмысленность обусловлена прежде всего проблемой подтверждения места жительства как юридического факта. Под документальным подтверждением места проживания гражданина на практике понимается обязательное наличие у него регистрации по месту жительства или пребывания.

В целом такой подход представляется правильным, поскольку регистрация является основным и наиболее удобным подтверждением юридического факта проживания или пребывания. Регистрационный учет и введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона).