Выходя из дома возьмите паспорт

Автор: Иманкулов Р. М.

Выходя из дома возьмите паспорт.

01 марта 2011 года вступил в силу Закон «О полиции», которого так долго ждали, и по которому так широко и бурно были проведены общественные обсуждения. Несмотря на внесение значительных изменений в первоначальный проект закона, по мнению автора статьи, данный правовой акт не лишен изъянов и пробелов.

Наиболее интересны для простых обывателей статьи Закона, на основании которых могут быть ограничены права и свободы граждан, в том числе и конституционные. Одной из таких статей, является ст.13 «Права полиции», п.13 ч.1 которой предусматривает, что сотрудник полиции имеет право (далее непосредственно из текста) «доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона».

Исходя из смысла Закона, сотрудник полиции имеет право принудительно препроводить гражданина в служебное помещение, после чего провести его задержание, либо освободить. Если же гражданин будет доставлен, но не будет задержан, то он имеет право покинуть место доставления. В то же время вышеуказанной статьей предусмотрено, что при доставлении граждан составляется протокол в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона. Однако нормы закона, указанные в статье, определяют порядок задержания, а не доставления. Следовательно, все доставленные граждане, исходя из норм данного правового акта, должны быть задержаны. В то же время часть 2 ст.14 закона, дает исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно задержание граждан, и в данном перечне отсутствует право на задержание для установления личности гражданина. Но как же в этом случае полиция должна осуществить свое право на установление личности, если не дозволено задержание граждан в этих случаях. В связи с этим возможно неоднозначное толкование и, как следствие, применение норм закона, позволяющих доставлять граждан для установления их личности. Таким образом, можно предположить, что события могут развиваться в трех направлениях:

  • Доставленный гражданин не является задержанным и тогда, после доставления его «в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение», может по своему усмотрению свободно покинуть данное помещение, (что представляется маловероятным);

  • Гражданин после доставления, хотя и не является задержанным, но принудительно удерживается в помещении территориального органа или подразделения полиции до установления личности. В этом случае неопределенность времени, которое дается для установления личности, может привести к всевозможным злоупотреблениям ( данное течение событий наиболее вероятно);

  • Гражданин после доставления считается автоматически задержанным, так как на него составляется протокол в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона и тогда на него распространяется норма, предусмотренная ч. 1 ст.14 указанного закона (до 48 часов).

Можно было бы снисходительно отнестись к данным нестыковкам закона, если бы это не привело к тому, что любой гражданин, личность которого не установлена (а это каждый, кто не имеет при себе документов, подтверждающих личность) может быть доставлен в служебное помещение полиции и содержаться там вплоть до установления личности, т.е. на неопределенное время, так как оснований для доставления сотрудник полиции всегда сможет найти предостаточно, например, обоснует тем, что гражданин похож на лицо, разыскиваемое за совершение преступления. Прежний закон «О милиции», такого права сотрудникам милиции не давал. Ранее, до принятия закона, задержание можно было провести только в соответствии со ст. ст.91,92 УПК РФ в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также в соответствии с главой 27 КоАП РФ - провести административное задержание в срок до 48 часов лиц, совершивших некоторые виды административного правонарушения, если их личность не установлена. С принятием же нового закона, перечень указанных лиц расширяется и теперь возможно доставить и произвольно удерживать неопределенное время также и граждан для установления личности, если есть основания «полагать, что гражданин находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести».

Есть надежда на то, что законодатель путем внесения поправок, изменит нормы закона, позволяющие произвольно, ограничивать права и свободы граждан, а сейчас можно лишь рекомендовать согражданам, при выходе из дома иметь при себе документ удостоверяющий личность.

Адвокат коллегии адвокатов г. Москвы

«Союз Московских адвокатов» Р.М.Иманкулов