Особенности применения Федерального закона

Автор: Михайлов А. В.

Особенности применения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Автор: А.В. Михайлов, соискатель кафедры трудового права и права социального обеспечения АТиСО, генеральный директор ООО «Стройлизинг ХХI век»

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24.01.2011 №14 утверждены Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В данных методических рекомендациях определены общие и особые требования для должностных лиц Роструда и его территориальных органов, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении ими мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности.

В данной статье рассмотрены лишь особенности применения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ предусматривает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Наряду с общими положениями Федерального закона № 294-ФЗ, являющимися обязательными для всех без исключения органов государственного контроля (надзора), деятельность органов Роструда по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая права уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда, а также требования к осуществлению и порядку проведения инспекционных проверок, регламентируются Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней 1995 года, ратифицированными Федеральным законом от 11.04.1998 года № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде», Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.07.2009 № 378н, положениями о государственных инспекции труда в субъектах Российской Федерации, утвержденными приказами руководителя Роструда, а также иными федеральными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ, с учетом особенностей их применения, установленных международными договорами и законодательными актами.

Поэтому Роструд считает, что уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда вправе руководствоваться нормами конвенции № 81 в качестве правоустанавливающих в случаях возникновения конфликтных либо спорных ситуаций при осуществлении контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

В части 3 статьи 1 Федерального закона №294-ФЗ указано, что «положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

К таким мероприятиям Роструд относит проведение мониторинга состояния условий и охраны труда, включая соблюдение законодательства об оплате труда. При этом уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда вправе осуществлять сбор необходимой информации из различных источников без проведения надзорно-контрольных мероприятий в соответствии с положениями Федерального закона №294-ФЗ, руководствуясь при этом статьей 357 ТК РФ, дающей право??? правом запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимые для осуществления возложенных полномочий. При этом Роструд в методических рекомендациях указывает, что предоставление упомянутой информации (сведений) не следует рассматривать как обязанность указанных лиц, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности, и рекомендует уполномоченным должностным лицам федеральной инспекции труда воздерживаться от предупреждения о возможных мерах ответственности за непредставление запрашиваемой информации.

Методические рекомендации Роструда определяют, что основанием для начала проведения каждой проверки является распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Роструд проясняет, что в связи с изменениями и дополнениями, внесенными

Федеральным законом от 27.12.2009 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» определены критерии, при наличии которых привлечение экспертов и экспертных организаций к проведению выездной проверки запрещено:

— действующие в период проверки гражданско-правовые отношения между экспертом (экспертной организацией) и проверяемым лицом (к гражданско-правовым относятся договорные и иные обязательственные правоотношения, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством);

— действующие в период проверки трудовые отношения между экспертом и проверяемым лицом;

— аффилированность эксперта, экспертной организации с проверяемым лицом.

Но данные ограничения относятся только к случаям привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению выездных проверок, они не распространяются на мероприятия по контролю (надзору), проводимые в ходе:

— рассмотрения дел об административных правонарушениях в случаях проведения экспертиз, исследований, испытаний и т.п. в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

— документарных проверок;

— действий, не требующих взаимодействия органов Роструда и юридических лиц или индивидуальных предпринимателей без возложения на них обязанности по исполнению требований уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда.

Статья 13 Федерального закона 294-ФЗ устанавливает следующие ограничения:

1. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Роструд указывает, что при этом необходимо учитывать, что в части 2 статьи 13 Федерального закона 294-ФЗ ограничения установлены только в отношении плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства, то есть при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) субъектов малого предпринимательства действует общее ограничение времени проверки — не более 20 рабочих дней.

В статье 20 Федерального закона №294-ФЗ «Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона» сказано:

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3(в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

То есть проведение в указанных случаях внеплановой выездной проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведении проверок, и результаты проверки могут быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В этой связи Рекомендации Роструда требуют учитывать и руководствоваться положениями статьи 12 Конвенции 81, устанавливающей, что инспектор труда «уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля». Это в полной мере корреспондируется с исключением, установленным частью 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с которым уполномоченное должностное лицо федеральной инспекции труда вправе не уведомлять работодателя о внеплановой проверке, проводимой по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 указанной статьи Федерального закона (проведение проверки в связи возникновением угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан либо причинения вреда их жизни и (или) здоровью).

В Рекомендациях Роструд определяет, что соответствии со статьей 18 Федерального закона № 294-ФЗ, в полной мере корреспондирующейся с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и положениями Конвенции № 81, при проведении проверки уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда обязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в сфере труда;

— соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

— проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения руководителя органа Роструда (его заместителя) о ее проведении;

— не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

— знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

— учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и (или) здоровья граждан, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

— доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ и иными законодательными актами;

— не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.