Комментарий А. Королькова

С автором следует согласиться в том, что руководители — это особая категория сотрудников, от их эффективности в управлении организацией зависит ее стабильность и развитие.

Вознаграждение за труд должно стимулировать руководителя или членов коллегиальных органов (менеджеров) к сохранению достигнутых показателей организации или их повышению. Вознаграждение должно стимулировать усиление их заинтересованности в дальнейшем росте организации, а не просто в получении бонусов и дополнительной прибыли — вне зависимости от влияния этого на развитие компании. При этом, как и у любого рядового сотрудника, оплата труда руководителя представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемых работ. В связи с этим вознаграждение за труд руководителя организации включает в себя не только заработную плату, в соответствии с трудовым законодательством РФ, но и выплаты различного стимулирующего характера. Каждый работодатель решает вопрос в отношении руководителя организации: насколько такое расходование средств делает управление компанией более эффективным.

На практике основной частью вознаграждения за труд руководителя или менеджеров является постоянная заработная плата. При этом другие формы вознаграждения начинают активно использоваться для их мотивации. В коммерческих организациях заработная плата руководителя или менеджеров устанавливается по соглашению сторон и максимальным размером не ограничивается, вследствие чего увеличивается концентрация доходов, что определенно является негативным социально-экономическим фактором.

При анализе дополнительных, стимулирующих выплат руководителю или менеджерам следует обратить внимание на регулирование данного вопроса действующим законодательством РФ. Регулирование трудовых отношений учредителей с руководителем (менеджерами) организации осуществляется в соответствии с главой 43 Трудового кодекса РФ. При этом оплате труда руководителя посвящена только одна статья Трудового кодекса РФ — ст. 145.

Следует обратить внимание, что нормативно-правовая база регулирования оплаты труда руководителей организации не развита. Это обусловлено тем, что в современной российской практике отсутствует необходимый опыт рыночного регулирования, в т.ч. вопросов, связанных с оплатой труда руководителей организаций во внебюджетном секторе. В период административно-командного регулирования предприятия и организации были государственными. В связи с этим установление заработной платы фактически осуществлялось государством в зависимости от показателей организации.

Образование крупных и средних организаций, акционерных обществ привело к найму управленцев и необходимости установления и определения им собственного вознаграждения за труд. В результате этого между организациями возникла борьба за квалифицированных управленцев, что повлекло рост вознаграждения за труд руководителей. Данное обстоятельство повлекло разрыв между заработной платой руководителей и средней заработной платой основных работников организации.

Все это стало очевидным вследствие нарушения основных принципов оплаты труда руководителей высшего звена, предполагающих отражение в заработной плате руководителей сложности их труда, масштабов руководства, ответственности и результативности работы организации.

Решение данной проблемы предполагает принятие нормативно-правовых актов: например, рекомендаций по установлению должностных окладов руководителей и членов коллегиальных органов управления, федерального закона о соотношении заработной платы руководителей и основной категории работников организации и т.д.

Также следует обратить внимание на зарубежный опыт в регулировании данного вопроса. В практике западных компаний при заключении контрактов с топ-менеджерами почти всегда оговаривается специальное вознаграждение, выплачиваемое компанией. Иногда размер вознаграждения сопоставим с годовым доходом данного руководителя.

С целью устранения злоупотреблений со стороны собственников организаций, руководителей и менеджеров в западных странах появилась практика борьбы государства с бонусами, особенно в банковском секторе. Первыми ее начали США. В США появилась должность — наблюдатель за выплатой премиальных в банках. Позднее американские банки подготовили проекты премиальных программ для одобрения таким наблюдателем.

Практически все они добавили в трудовые договоры положения о том, что часть компенсационных выплат подлежат предварительному одобрению со стороны государственных органов и выплаты могут быть ограничены. Таким образом, государство напрямую бонусы не ограничивает, но контролирует.

Источник: Трудовое право