Заемный труд и разрешили, и запретили

Автор: Ирина Разумова

Внесенный еще в 2010 году в Госдуму законопроект о заемном труде наконец принят во втором и в третьем чтении. В документе говорится о том, что «Заемный труд запрещен. Заемный труд — труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника». Вместе с тем далее в законопроекте перечисляются особенности регулирования труда работников, временно направленных к другим юридическим или физическим лицам по договору о предоставлении труда, что фактически вступает в противоречие с установленным запретом. Так образом, запрет все же не категоричный, так как предусматриваются исключения.

Ирина Разумова, ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО Группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы РФ третьего класса:

Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.1998№ 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Трудовой кодекс Российской Федерации.

Указанный закон принят Государственной Думой 22.04.2014, одобрен Советом Федерации 29.08.2014 и подписан Президент Российской Федерации 05.05.2014. Закон вступит в силу с 01.01.2016.

По нашему мнению, внесение указанных изменений позволит значительно сократить случаи уклонения работодателями от заключения трудовых договоров с наемными работниками, путем заключения гражданско-правовых договоров, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником.

Закон запрещает заемный труд, однако разрешает выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции работником, временно направленным работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены статьей 351.3 Трудового кодекса РФ.

Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников будут вправе только частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, и работодатели — юридические лица, направляющие своих работников для работы у другого юридического лица в случае, если одно из указанных юридических лиц осуществляет прямой или косвенный контроль над другим. Размер уставного капитала не менее одного миллиона рублей, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования и стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года, отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики – такие обязательные требования определены к аккредитации частных агентств занятости.

Кроме того, в качестве частных агентств не могут выступать субъекты предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Указанные изменения внесены в главу 26.2 второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) в связи с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, то решение о заключении договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона должна принять с учетом мнения профсоюзной организации. Также предусмотрены случаи недопущения направления работников по договору о предоставлении персонала, например, для замены участвующих в забастовке работников или замены работников, отказавшихся от выполнения работы, в том числе временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.

Кроме того, направление работников частными агентствами занятости для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:

1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности;

2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;

3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;

4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.

Страховые взносы с заработной платы направленных работников должны будут уплачиваться исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны.

В целях исчисления налога на добавленную стоимость при предоставлении персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя, местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), на территории Российской Федерации.

Расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при налогообложении прибыли.

Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

Согласно изменениям, внесенным в Трудовой кодекс Российской Федерации, условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.

Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной.

По обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников, в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, субсидиарную ответственность несет принимающая сторона.

Очень будем надеяться, что после вступления в силу указанный законопроект найдет свои положительные отзывы как у наемных работников, так и у частных агентств занятости и принимающих сторон – работодателей, что в целом окажет благоприятные последствия на формирование рынка труда и развитие экономики нашей страны.