«Успешные споры — не те, где выиграны или сэкономлены значительные суммы, но споры, влиявшие на формирование практики, о которых в последующем хочется рассказать слушателям на семинарах...

Автор: Анна Устюшенко

Анна Устюшенко, партнер группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»:

Когда и почему Вы решили стать юристом?

После окончания гуманитарного лицея моя дорога в сторону юриспруденции, можно сказать, была предопределена. В тот важный момент выбора я не могла сказать о себе, что грезила юриспруденцией, но понимала: точными науками я заниматься не хочу. Так выбор пал на юриспруденцию. В будущей профессии меня привлекала поливариативность — возможность трудиться как во властных структурах, так и в частной сфере. Причем, обучаясь в юридическом вузе, в Институте прокуратуры, я была уверена, что свяжу свою жизнь с государственной службой. Однако все сложилось по-иному, чему сегодня я очень рада.

Ваш первый опыт и клиент?

Первым поручением, которым мне пришлось заниматься, когда я пришла на работу в юридическую компанию на третьем курсе института, была регистрация выпуска акций для акционерного общества. В тот момент даже сочетание этих слов было для меня пугающе-непреодолимым. Однако в отсутствие наставника, с одной стороны, и при наличии требовательного клиента, с другой, пришлось быстро разобраться в сути вопроса. Оказалось, что все выполнимо.

Сколько провели дел?

За 12 лет работы практикующим юристом дел было много, в том числе судебных. Нужно отдать должное месту работы: в практике юридической компании судебных кейсов всегда больше, чем в работе инхауса. Ежедневно от клиентов поступают вопросы из области трудового права. Иногда приходится удивляться тому, как многогранна бывает практика, с какими интересными проблемами сталкиваются наши клиенты. Естественно, решение их — наша задача.

Самые успешные (суть процесса)?

Если вести речь о трудовых спорах, то успешными я считаю не те, где выиграны или сэкономлены значительные суммы, но споры, влиявшие на формирование практики, о которых в последующем хочется рассказать слушателям на семинарах.

К числу таких дел отношу споры по взысканию с работников денежных средств в рамках соглашений об обучении, в ходе которых разрешался вопрос о статусе обучающей организации.

Также важным был трудовой спор с директором юридического лица, в ходе которого суд делал выбор между трудовым и корпоративным законодательством, разрешая, по сути, не урегулированную законом коллизию.

А неудачи? Выводы?

Мне часто приходится быть представителем работодателя в трудовых спорах. Как следствие — далеко не всегда выигранные дела. Однако за годы работы я училась строить правильно диалог с клиентом, «на берегу» объясняя, в чем он не прав, и каковы могут быть последствия его ошибок.

«Лучший экспромт — это хорошо подготовленный экспромт» — наверное, главный вывод, который был сделан еще в начале карьеры. С годами это правило только подтверждалось.

В чем Ваши сильные стороны как юриста?

Полагаю, что говорить о сильных сторонах себя — значит, рисковать быть необъективным. Сильные стороны лучше всего описывают коллеги или работодатель. Однако по тому, на каком участке «поля» чаще всего приходится «играть», можно сделать выводы, что сильными сторонами являются умение объективно оценить перспективы дела, построить диалог с клиентом, убедительно выступать в суде, составлять качественные процессуальные документы.

Как бы Вы и что изменили в законодательстве?

Очевидно, что на вопрос «как» что-то изменить в законодательстве можно либо фантазировать, либо ссылаться на предусмотренный законом порядок.

Что изменить? Трудовой кодекс РФ, конечно же. Хотелось бы видеть его более гибким и соответствующим условиям рынка, более лояльным к работодателю.

А вообще, меня радуют те изменения, которые происходят или намечены. Особенно в части реформирования вопросов ответственности за нарушение трудового законодательства. На мой взгляд, пока не будет предусмотрено реальных санкций за нарушения в этой сфере, трудовое право будет восприниматься бизнесом как архаизм или «надоедливая муха», от которой несложно отмахнуться, заплатив символический штраф.

Ваши советы юристам компаний?

Сложно советовать что-то всем юристам, поскольку работа инхаусов, например, разительно отличается от работы в аутсорсинге. Первым посоветовала бы определять основные юридические вопросы в деятельности компании и упорядочивать их в первую очередь, отдавая сторонним организациям всю «несвойственную» и специфическую работу. Вторым — определиться в своем направлении деятельности, не распыляться и специализироваться. Только так, на мой взгляд, можно быть действительно качественным специалистом.

Удачи Вам, коллеги!