Может ли бригадир не отвечать за свой участок?

Автор: Комментирует Ирина Чучкина

20 мая в результате столкновения грузового поезда с пассажирским в Подмосковье на перегоне Нара–Бекасово-1 погибло шесть человек, 25 получили ранения. Бригадир участка Московско-Киевской дистанции пути Алексей Виноградов, подозреваемый по делу о столкновении поездов, своей вины не признал, отметив, что «на месте работала ремонтная бригада, которая нарушила все инструкции. По воле судьбы их никто не проконтролировал». Также бригадир утверждал, что в его обязанности входила только постановка задач, а за результат он ответственности не нес.

По мнению прокурора, так как авария произошла по причине неправильно произведенных ремонтных работ на данном участке, ответственность за инцидент несет именно начальник участка.

Ирина Чучкина, юрист-консультант ООО «ИК Ю-Софт», региональный информационный центр сети КонсультантПлюс:

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 утверждены правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Статьей 15 таких Правил установлены основные требования к железнодорожным путям общего пользования. В данных правилах установлено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.

Также, в соответствии с данным Приказом, установлены общие обязанности работников железнодорожного транспорта. Работники, в соответствии со своими должностными обязанностями, должны обеспечивать выполнение правил, безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта (пункт 11 Правил).

Работники обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.

Работники железнодорожного транспорта в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств и состояния сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать надлежащее качество содержания, технического обслуживания и ремонта.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности железнодорожного движения ведет к административной ответственности, в некоторых случаях, например, как при гибели людей, и уголовную ответственность.