Ответственность работодателя по вопросам трудоустройства инвалидов. Судебная практика и ее анализ

Автор: Анастасия Маслова

Анастасия Маслова

Трудовой кодекс РФ четко регламентирует права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, относятся: обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

Любой работник имеет право на защиту своих трудовых прав. Ст. 64 ТК РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

При этом инвалиды — это отдельная категория граждан, права которых закреплены не только Трудовым кодексом РФ, но и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который более полно описывает права инвалидов в разных сферах, в том числе и в трудовой.

Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

— установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

— резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организации обучения инвалидов новым профессиям.

Для работодателя важно знать, что именно Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает размер квоты для приема инвалидов на работу, а также прописывает, какие специальные рабочие места необходимы для инвалидов, и описывает условия труда инвалидов.

Работодатели при этом имеют, соответственно, как права, так и обязанности, например, работодатель вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Проанализировав судебную практику по данному вопросу, можно заметить, что зачастую работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, согласно которой неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Так, постановлением мирового судьи судебного участка Митрофанова Р.Ф. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа за то, что, будучи должностным лицом — менеджером по персоналу ООО «ТрансТехСервис-21», не предоставила информацию о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в службу занятости, рабочие места для инвалидов не созданы, не выделены. Данное постановление мирового судьи Митрофановой было обжаловано в апелляционном порядке и в обосновании жалобы последняя указала, что на момент прокурорской проверки было создано место для инвалида в соответствии с установленной в организации квотой, и до вынесения оспариваемого постановления инвалид был принят на работу. Также последняя пояснила, что приказом руководителя в организации выделено одно рабочее место для инвалида, что соответствует квоте. О наличии данного приказа было сообщено прокурору при проведении им проверки. Ею были предприняты меры по изысканию инвалида для замещения должности, в частности, ежемесячно направлялись в Центр занятости населения сведения о потребности в работнике в соответствии с квотой, размещены объявления в сети Интернет. В день наложения штрафа на последнюю она не предоставила в Центр занятости информацию о наличии свободных мест, поскольку на тот момент велись переговоры по поводу трудоустройства инвалида, за что Митрофанова была привлечена работодателем к дисциплинарной ответственности. В последующем квота была заполнена путем принятия на работу инвалида с соответствующей программой реабилитации. Суд, рассмотрев материалы дела, жалобу Митрофановой удовлетворил, а постановление мирового судьи отменил, сославшись на то, что хоть организация не представила сведения о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в службу занятости населения, но в то же время руководителем организации был издан приказ об установлении квоты для приема на работу инвалидов, в котором была установлена квота, утвержден перечень рабочих мест для инвалидов и созданы такие рабочие места, в связи с чем привлечение Митрофановой Р.Ф. к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является незаконным.

Действительно, работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Однако ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ не предусматривает ответственности за непредоставление сведений органам службы занятости, поскольку объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией инвалидами права на трудоустройство в пределах установленной квоты.

Данная точка зрения согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ. 

Постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Республики Коми от 23.09.2015 директор ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» Черный Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за то, что Черный Н.М., являясь директором ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая», в нарушение установленного законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, будучи должностным лицом, нарушил право инвалидов на гарантированные им условия труда — не обеспечил создание рабочих мест в счет установленной квоты. Данное постановление мирового судьи Черным Н.М. было обжаловано в апелляционном порядке и в обосновании жалобы последний указал, что доказательств того, что не были созданы специальные рабочие места для конкретных инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей, в материалах дела не имеется. В отношении 7 рабочих мест до направления конкретных инвалидов оборудовать рабочие места не имеется возможности.

Суд, рассмотрев материалы дела, жалобу Черного Н.М. оставил без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения, поскольку согласно материалам дела на момент проверки в ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» не приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам; предприятием не предприняты меры по оборудованию, созданию или выделению трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями; при направлении информации в Центр занятости населения Сыктывдинского района Республики Коми о наличии на предприятии вакантных рабочих мест не указывается число тех должностей, на которых возможно обеспечить занятость лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, Черным Н.М. как директором ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

Так, обязанность по созданию специальных рабочих мест прямо закреплена требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и отсутствие такой возможности со стороны работодателя не освобождает последнего от проведения работы в целях обеспечения прав инвалидов на гарантированные им условия труда. Также в законе прямо указано на то, что работодателем должны быть приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам. Отсутствие указанных выше нормативных актов будет свидетельствовать о наличии в бездействии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что работодателю важно понимать — во избежание привлечения последнего к административной ответственности необходимо соблюдать правила, установленные законом, а именно, необходимо создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Как мы видим из приведенной выше практики, несоблюдение данных требований закона влечет к привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. При этом отсутствие рабочих мест для инвалидов из-за невозможности их создания, как зачастую утверждают работодатели, не влечет за собой освобождение от административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

Значит, в первую очередь необходимо принять локальный нормативный акт о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Данная квота установлена Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995, согласно которому работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Далее необходимо представить в Центр занятости населения информацию о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для того, чтобы Центр занятости мог направлять для трудоустройства инвалидов. При этом хоть в законе прямо и прописано, что работодатель обязан предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, позиция Верховного Суда РФ такова, что непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ. Однако работодатель обязан самостоятельно осуществлять поиск работников с ограниченными возможностями путем размещения объявлений или иными способами.

Также для инвалидов необходимо создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатель может быть не только привлечен к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством, но и работник может обратиться в трудовую инспекцию или в суд за защитой своих прав и интересов.