Трудовые правоотношения в космонавтике

Автор: Максим Михайловский

Некоторое время назад в прессе активно обсуждалась ситуация, связанная с тем, что российский отряд космонавтов покинули ряд видных представителей этой профессии. Участники конфликта выражали свою точку зрения, порой весьма эмоционально, ссылались на свои заслуги и опыт, выражали недовольство другой стороной конфликта. К этой дискуссии был привлечён и Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозин, пояснивший, что в российской космонавтике идёт смена поколений, что является нормальным для столь сложной и специфичной отрасли. Как следует из информации, размещённой на сайте Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» 14 марта 2017 года, объявлен новый набор в отряд космонавтов.

Между тем вопросы вышеописанной дискуссии лежат не только в области эмоций и человеческих взаимоотношений, но и имеют существенное правовое содержание. Именно понимание факта правомерности тех или иных действий и заявлений сторон конфликта может определить осознанность и обоснованность их точки зрения на происходящее.

Определяющей для уяснения сути правоотношений, возникающих в ходе трудовой деятельности космонавтов, является статья 20 Закона РФ от 20 августа 1993 года № 5663-1 «О космической деятельности». Частью 2 указанной статьи установлено, что порядок подготовки космонавтов, формирования экипажей и утверждения программы полёта, а также права и обязанности космонавтов, оплата их труда и иные условия их профессиональной деятельности определяются контрактами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, ст. 20 Закона РФ «О космической деятельности» говорит о том, что с космонавтами, как и с представителями иных профессий, заключается трудовой договор (контракт). Должности космонавтов (инструктор-космонавт-испытатель, инструктор-космонавт-исследователь, кандидат в космонавты-испытатели, кандидат в космонавты-исследователи, космонавт-испытатель, космонавт-исследователь) включены в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утверждённый Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. При этом зачисление прошедших отбор военнослужащих в отряд космонавтов осуществляется после их увольнения из Вооружённых Сил; с такими лицами заключается не контракт на прохождение военной службы, а трудовой договор.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ, «Трудовой договор ― соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя». Порядок заключения трудового договора определён положениями ТК РФ, который регламентирует в том числе и порядок заключения трудового договора в результате конкурсного отбора.

До и для возникновения трудовых правоотношений претенденты, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О космической деятельности», должны пройти конкурсный отбор. Только по результатам такого отбора с претендентом может быть заключён договор, определяющий его статус и порядок осуществления функций космонавта. Основные положения занятия должности в результате конкурсного отбора регламентированы ст. 16 и 18 ТК РФ. Статьёй 18 ТК РФ определено: «Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности».

Таким образом, организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень должностей, замещение которых возможно по конкурсу. Конкурс, являющийся необходимым для занятия должности кандидата в космонавты, а в последующем и должности космонавта, представляет собой нормативно урегулированную процедуру отбора из участников конкурса победителя (победителей), с которыми работодатель обязуется заключить трудовой договор. Конкурс объявляется публично в целях замещения вакантных должностей. Объявление о конкурсе должно содержать все сведения, предусмотренные положением о его проведении. Отбор победителей конкурса осуществляется конкурсной комиссией, принимающей итоговое решение о победителе конкурса.

Порядок проведения конкурсного отбора, проводимого ГК «Роскосмос», определён в Положении о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов в космонавты Российской Федерации в 2017 году, утверждённого Приказом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» № 244 от 21 ноября 2016 года. Отбор кандидатов в космонавты ― комплекс мероприятий по выявлению лиц из числа претендентов в кандидаты в космонавты на имеющиеся в Отряде космонавтов Российской Федерации вакансии по принятым критериям профессиональной пригодности для подготовки и осуществления космических полётов. По итогам проведённого конкурсного отбора претендент может быть принят на должность кандидата в космонавты (п. 8.3. упомянутого Положения о проведении открытого конкурса…).

Таким образом, ГК «Роскосмос» реализовала право об отборе кандидатов в космонавты, предоставленное ей в силу ст. 18 ТК РФ, что является абсолютно правомерным и необходимым для замещения должностей в столь сложной и опасной профессии.

Общий порядок отбора и подготовки космонавтов определён Приказом Роскосмоса от 11.10.2010 № 156 «Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по обеспечению отбора и подготовки космонавтов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.01.2011 за № 19638). Согласно указанному Административному регламенту (п. 1.2.), «исполнение государственной функции по обеспечению отбора и подготовки космонавтов осуществляется Управлением пилотируемых программ, являющимся структурным подразделением Роскосмоса, через Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (далее ― ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»)…». В рамках этой программы формируется отряд космонавтов, проводится отбор кандидатур на должность кандидатов в космонавтов, формируются полётные экипажи. По вопросам «…назначения / освобождения на/от должностей кандидатов в космонавты, космонавтов, инструкторов-космонавтов издаются соответствующие приказы Роскосмоса» (п. 2.2. указанного Административного регламента…).

Вопросы отбора космонавтов для полётов и назначения их в экипажи регламентированы Приказом Федерального космического агентства от 19 октября 2009 года № 149 «О Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций». Также указанным Административным регламентом установлено, что «приостановление исполнения государственной функции по обеспечению отбора и подготовки космонавтов либо отказ в ее исполнении осуществляется по заключениям Главной медицинской комиссии по освидетельствованию кандидатов в космонавты, космонавтов и инструкторов-космонавтов (далее ― ГМК)…» (п. 2.5.). В силу данного пункта возможно приостановление трудовой функции космонавта или признание невозможности исполнения каким-либо лицом трудовой функции космонавта в силу медицинских показаний, содержащихся в заключении Главной медицинской комиссии. Согласно п. 3.6. Административного регламента формирование отряда космонавтов, который является лётно-испытательным и лётно-исследовательским подразделением ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», по количеству и составу осуществляется на основании решения Межведомственной комиссии по отбору космонавтов.

Подготовка космонавтов, согласно Административному регламенту, осуществляется поэтапно.

  • Первый этап ― общекосмическая подготовка кандидатов в космонавты.

  • Продолжительность этапа ОКП составляет 1,5-2 года.

  • Второй этап ― подготовка космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам ПКА или направлениям специализации.

  • Подготовка космонавтов в составе групп проводится до включения их в состав экипажа. Продолжительность второго этапа составляет 1,5-2 года.

  • Третий этап ― подготовка космонавтов в составе утверждённых экипажей. Продолжительность третьего этапа составляет для дублирующего экипажа 24 месяца до полёта, а для основного экипажа не менее чем 6 месяцев до полёта.

  • Четвёртый этап ― подготовка космонавтов на борту ПКА. Продолжительность четвёртого этапа зависит от программы полёта.

Для космонавтов утверждены критерии медицинского и психологического обеспечения отбора. Медицинское и психологическое освидетельствование кандидатов в космонавты, космонавтов на всех этапах их подготовки, а также динамический медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов организуются и проводятся ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» с привлечением Федерального государственного бюджетного учреждения науки Государственного научного центра Российской Федерации – Института медико-биологических проблем Российской академии наук (ГНЦ РФ ― ИМБП РАН).

Предусмотрен Административным регламентом и порядок обжалования совершённого действия (бездействия) и принятого решения в ходе исполнения государственной функции по отбору и подготовке космонавтов, которому посвящён Раздел V этого нормативного акта. Согласно установленному порядку заявитель вправе обратиться в письменной форме к руководителю Роскосмоса (его заместителю, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере исполнения государственной функции) с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц, государственных служащих Роскосмоса и принятые ими решения в ходе исполнения государственной функции по отбору космонавтов. В жалобе излагается суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия). Жалоба подлежит обязательному рассмотрению, в некоторых случаях может быть проведена внеплановая проверка деятельности лиц, вовлечённых в исполнение государственной функции по обеспечению отбора и подготовки космонавтов. Таким образом, предусмотрен специальный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принимаемых ими решений, что не исключает возможности обжалования по общим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о труде.

Трудовым кодексом Российской Федерации порядок заключения и расторжения трудового договора с космонавтом специальным образом не урегулирован, что позволяет говорить о применении к регулированию трудовых правоотношений с лицами, замещающими должности кандидатов в космонавты и космонавтов, общих положений ТК РФ о порядке заключения и расторжения трудовых договоров. При этом необходимо учитывать особенности, установленные Административным регламентом, которые должны быть обязательно отражены в трудовом договоре. Между тем ТК РФ содержит практически исчерпывающий список оснований для прекращения трудовых правоотношений, среди которых установлены основания и порядок прекращения трудового договора на основании медицинского заключения (п. 8 ст. 77 ТК РФ). Однако в указанном случае расторжение трудового договора возможно только в случае отказа от перевода на другую работу или отсутствия у работодателя соответствующей работы.

Автору настоящей статьи, как и большинству читателей, история увольнения из отряда космонавтов известна лишь из средств массовой информации. К сожалению, в сообщениях отсутствуют какие-либо подробности, связанные с увольнением космонавтов, которые помогли бы наиболее полно выявить правовые аспекты создавшейся ситуации. Так, неизвестно, предлагалась ли уволенным космонавтам другая работа, какой по своей сути она была, соответствовала ли их профессиональным навыкам, по каким основаниям были прекращены правоотношения и т. д.

Не вызывает сомнения, что все требования законодательства РФ при заключении и расторжении договора были соблюдены, так как в противном случае спор подлежал бы рассмотрению в суде. Воспользовались ли космонавты своим правом на обжалование действий (бездействия) должностных лиц и принимаемых ими решений, предоставленным им Разделом V Административного регламента, из сообщений СМИ и открытых писем начальника Центра подготовки космонавтов Юрия Лончакова и космонавта Геннадия Падалки также установить невозможно. По сообщениям СМИ, Падалка расторг трудовые правоотношения на основании собственного заявления, указав, что у работодателя отсутствует работа, соответствующая его профессиональной подготовке и квалификации. Следует отметить, что летом 2017 года Падалке исполняется 59 лет, что даёт основания полагать, что поддержание своей физической и профессиональной формы для соответствия требованиям, предъявляемым к космонавтам, может явиться затруднительным.

Представляется, что конфликт между космонавтами и структурами космической отрасли лежит не столько в плоскости права, сколько в области этики. Для современных трудовых правоотношений в России характерно весьма неуважительное отношение к опытным сотрудникам, которые по формальным признакам не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к тем или иным должностям или профессиям. Возможно, правильным выходом из создавшейся ситуации было бы предложение уволенным космонавтом возможности продолжения профессиональной деятельности в роли консультантов в целях реализации их возможностей, а также имеющихся у них планов и наработок. Недаром в Советском Союзе был достаточно сильно развит институт наставничества, значительно помогавший в короткие сроки повысить квалификацию молодым сотрудникам. В западных странах эти задачи возлагаются в том числе и на профессиональных консультантов, среди которых много бывших профессионалов, которые по возрасту или состоянию здоровья уже не могут полноценно реализовать себя в избранной профессии, но имеющийся у них опыт позволяет серьёзно улучшить результаты других в той сфере, в которой консультируют такие специалисты. Законодателю же, возможно, стоит обратить пристальное внимание на специальное, подробное регулирование трудовых отношений в космической отрасли, так как общие положения ТК РФ вряд ли могут полноценно решать задачи, возникающие перед кадровыми службами в этой отрасли.