Цифровизация права

Автор: Артём Ломакин

Под цифровизацией, в целом, подразумевается переход с аналоговой формы передачи информации на соответствующую цифровую форму.

Что касается правовой стороны, в настоящее время цифровизация сильно затронула многие моменты в жизни общества и достаточно глубоко проникла в область законодательства и широкого применения права на практике. Под этим можно понимать, в частности, как защиту цифровых прав и информационную безопасность, так, например, и порядок электронного судопроизводства, применение электронной цифровой подписи и т. д.

Начнём, пожалуй, с существующих так называемых «цифровых» прав человека, означающих, к примеру, право на публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, в том числе коммуникационных сетей, таких как Интернет.

В области цифрового права можно выделить такие подобласти, как авторское право, программное право, право цифровых денег, право цифровых споров, право доступа к данным и защиты при доступе и т. д.

Цифровые права гражданина могут быть ущемлены со стороны государства (например, правоохранительными органами), а также провайдером, злоумышленниками, навязыванием ненужных цифровых услуг.

В соответствии с российским законодательством о персональных данных одним из основных цифровых прав гражданина является право на конфиденциальность и анонимность персональной информации.

Со стороны государства закреплена соответствующая защита цифровых прав граждан и организаций, например, в области применения соответствующего законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

По закону физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при соблюдении требований закона. Граждане и организации имеют право на получение от государственных органов соответствующей информации, затрагивающей их права и обязанности.

В свою очередь, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, к информации о своей деятельности. Информация предоставляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе.

Вместе с тем физические и юридические лица также могут предоставлять государственным органам информацию в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено законом.

Требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме физических и юридических лиц с органами государственной власти устанавливаются соответствующим законом об электронной подписи.

Cо стороны государства предусматривается защита информации, что означает принятие различных мер, и в том числе правовых, касающихся обеспечения защиты информации от неправомерного доступа, изменения или уничтожения, блокировки или копирования, предоставления или распространения, а также от иных неправомерных действий, соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, реализация права на доступ к информации.

В этой связи законом предусматривается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Основными вопросами информационной безопасности государства следует назвать защиту информации (например, охрану персональных данных, государственной и служебной тайны), сохранность информации от каких-либо внешних воздействий, а также реализацию гарантий конституционных прав и свобод гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, и др.

В целях защиты информационной безопасности государство обеспечивает гражданам, помимо упомянутых конституционных прав и свобод, также право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиту своей чести и своего доброго имени. Кроме того, не стоит забывать и о повышении безопасности информационных систем государственных органов, безопасности финансовой и банковской отраслей, а также о защите сведений, составляющих государственную тайну, и др.

Что касается правоотношений физических, юридических лиц и государства, стоит отметить, что в федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» указывается, что информационные ресурсы (отдельные документы, массивы документов), в том числе и в информационных системах, подлежат обязательному учёту и защите как материальное имущество собственника.

Также важно отметить, что при заключении гражданско-правовых договоров или оформлении иных правоотношений, где происходит обмен электронными сообщениями между сторонами, обмен электронными сообщениями, подписанными электронной подписью (аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения), рассматривается законодательством как обмен документами.

С правовой точки зрения можно выделить информацию без ограниченного права доступа, информацию с ограниченным доступом (государственная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные), запрещённую к распространению информацию, а также объекты интеллектуальной собственности (например, авторское право, патентное право) и иную информацию.

В случаях незаконного засекречивания, нарушения содержания предоставляемых сведений, неопубликования сведений, нарушения прав граждан на бесплатное получение информации, непредоставления сведений об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, искажения или несвоевременного предоставления сведений, сокрытия информации или сообщений о ложных (недостоверных) сведениях и в иных случаях предусматривается соответствующая ответственность.

Защита права лица на доступ к информации осуществляется путём направления жалобы на должностное лицо или государственный орган в Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации либо путём представления искового заявления или жалобы для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

Интересно также упомянуть, что, кроме информационной безопасности государства, существует и информационная безопасность предприятия, означающая состояние защищённости всех корпоративных сведений, обеспечивающее их конфиденциальность и доступность.

Обратимся к понятию электронной цифровой подписи ― виду электронного документа, полученного в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и являющегося аналогом собственноручной подписи.

Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах установлены российским законодательством об электронной подписи.

На практике электронная подпись достаточно активно применяется при совершении гражданско-правовых сделок, оказании различных государственных услуг, деятельности организаций, при совершении иных юридически значимых действий. В том числе это касается, например, электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В законе об электронной цифровой подписи указаны условия её использования, в том числе в области государственного управления и в корпоративном информационном пространстве.

В настоящее время, в частности, многие организации и учреждения при осуществлении торгово-закупочной деятельности в интернете через системы электронной торговли обмениваются с контрагентами необходимыми документами в электронном виде, подписанными как раз электронной цифровой подписью, что намного упрощает и ускоряет порядок проведения тех же конкурсных торговых процедур. К тому же в законе о контрактной системе прописано, что государственные контракты, заключаемые в электронном виде, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Законодательство выделяет несколько видов электронных подписей:

  • простая электронная подпись (подтверждает факт её формирования определённым лицом при помощи кодов и паролей);

  • усиленная неквалифицированная электронная подпись (получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания);

  • усиленная квалифицированная электронная подпись (ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате).

С начала 2017 года вступили в силу поправки в административное, гражданское и уголовное законодательство о том, что участники судебного производства теперь имеют возможность направлять в арбитражные суды и суды общей юрисдикции ходатайства, заявления, жалобы, доказательства по делу в электронном виде, для чего любой поданный документ подписывается электронной подписью и подаётся через сайт суда.

Также теперь необходимо завести аккаунт на сайте государственных услуг, чтобы зайти в свою учётную запись в информационной системе «Мой арбитр» для последующей подачи соответствующих документов в суд.

По новым поправкам в электронном виде могут быть уже и судебные решения, которые должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением особой категории дел.

Кстати, в начале этого года судья Верховного Суда при вынесении решения впервые в истории этого суда подписала судебный акт усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также в этом году вступил в силу законопроект, предусматривающий онлайн-трансляцию судебных заседаний и устанавливающий сроки размещения судебных актов в интернете, а именно разумные сроки, но не позднее одного месяца после их принятия в окончательной форме, за исключением приговоров и актов арбитражных судов, которые размещаются не позднее следующего дня после принятия.

Названная новая система должна повысить доступность и удобство правосудия для общества, но при этом необходимо соблюсти сохранность безопасности информации, что означает, например, защиту логина пользователя личным паролем на сайте государственных услуг и подписание документов личной электронной подписью.

С начала этого года было активировано более шестидесяти тысяч личных кабинетов в сервисе «Электронное правосудие» и подано свыше шестидесяти тысяч процессуальных документов. Всего же количество документов, поступивших в электронном виде как в суды общей юрисдикции, так и в арбитражи, в общей сложности превысило три миллиона обращений.

Из минусов электронного документооборота стоит отметить, что часть текстов судебных актов не публикуются либо же появляются на сайтах судов несвоевременно, а в интернете тексты судебных актов изменены либо сокращены.

Стоит сказать и о так называемом «электронном правительстве» ― электронном способе предоставления информации и оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также государственным органам и должностным лицам. Данная система представляет собой электронный документооборот, при котором минимальное взаимодействие между государством и заявителем предполагает максимальное применение информационных технологий.

Также отметим, что сегодня в России действует единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) ― информационная система, обеспечивающая санкционированный доступ граждан-заявителей и должностных лиц к информации, содержащейся в государственных и иных информационных системах.

С помощью ЕСИА осуществляется авторизация на сайте Российской общественной инициативы и на Портале государственных услуг.

Российская общественная инициатива (РОИ) ― интернет-ресурс, с помощью которого граждане России, авторизованные через ЕСИА, могут выдвигать различные гражданские инициативы либо голосовать за них. При этом инициативы, набравшие сто тысяч голосов, будут рассматриваться экспертами с правом рекомендации таких инициатив для дальнейшего рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации.

Под Порталом государственных услуг понимается справочно-информационный сайт, обеспечивающий доступ физических и юридических лиц к сведениям о различных государственных услугах и предоставляющий в том числе государственные услуги в электронной форме.

В частности, для юридических лиц предусмотрены разделы «Некоммерческие организации» и «Производство, строительство и торговля», помимо ещё двух десятков разделов для физических лиц.

Для получения учётной записи в ЕСИА необходимы паспортные данные, ИНН и СНИЛС. Регистрация состоит из нескольких этапов с обязательной привязкой и проверкой электронного адреса, мобильного телефона, а также подтверждением личности пользователя.

Условно ЕСИА ещё называют «электронным паспортом» гражданина Российской Федерации.

Кстати, в этом году планировалось начать выдавать новые электронные паспорта, которые должны были стать обязательными, в частности, для получения некоторых электронных услуг (получения справок, разрешений и т. д.). Впрочем, выпуск электронных паспортов планировался ещё в 2015 году в нескольких регионах страны с подачи Федеральной миграционной службы и Министерства связи и массовых коммуникаций.

С виду новый паспорт должен был представлять собой пластиковую карту с фотографией и визуальными сведениями с внедрённым электронным носителем, содержащим необходимую информацию (около двух десятков различных данных о гражданине), в том числе биометрические данные.

Однако в настоящее время выпуск электронных паспортов официально отложен до следующего года.

Кстати, с начала будущего года в России также вступят в силу и несколько иных законов и поправок в уже имеющиеся нормативные акты, которые постепенно усилят влияние государства на интернет. Это, возможно, изменит привычный мир информационных сетей, в том числе анонимность виртуального мира, который вполне может стать менее открытым и анонимным, но вместе с тем и более безопасным в реалиях сегодняшнего дня.

Итак, на практике право и информация зачастую неразрывно взаимосвязаны, особенно в области электронного документооборота, что лишь подтверждает постепенную цифровизацию права. Вместе с тем право, так или иначе, всегда будет влиять и затрагивать всё, что связано с информацией, тем более актуально это звучит в современном технологически продвинутом мире.