Тара сегодня – деньги завтра

Автор: Анна Саяпина

Тара сегодня – деньги завтра

Как выяснилось, даже на носках и пластмассовых коробках предприимчивым американцам удается зарабатывать миллионы долларов, причем при отсутствии огромного стартового капитала. О том, насколько прибыльным и возможным для отечественных предпринимателей является «заморский» опыт, мы спросили руководителей компаний рекламной индустрии.

Экокоробки

Казалось бы, простейший вопрос об утилизации картонных коробок, упаковочной пленки и бумаги после переезда стал очень принципиален для американцев – в связи с влекущим за собой загрязнением окружающей среды. Так, на защиту природы решил встать Спенсер Браун и в свою очередь немного на этом подзаработать. Браун организовал прокат упаковочных материалов и контейнеров для транспортировки. Все необходимое привозят заказчику на дом, а через неделю забирают – уже с другого адреса. В следующем году контора Брауна будет работать в 38 штатах США.

(Стартовый капитал: 7 млн $; годовой доход: 2,6 млн $.)

Тимур Федосов: Не думаю, что в России подобные услуги станут пользоваться большой популярностью. Скорее всего, упаковочные материалы российские потребители будут находить (именно находить, а не покупать!) в ближайших магазинах, а чаще – просто создавать из подручных средств. Все русские с детства знают, что такое папье-маше, и все, как мне кажется, в равной степени отлично владеют этим, уже поистине народным искусством. Не думаю, что русский менталитет способен допустить покупку каких-либо специализированных тар для переездов. Ведь большинство людей у нас до сих пор использует бесплатные пакеты из продуктовых магазинов как мешки для мусорных ведер. Все помойки щедро брендированы всеми известными логотипами крупнейших супермаркетов, и о каких же платных коробках для переездов в таком случае можно говорить? Участь «папье-маше» тоже известна – после переезда все «подручные средства» отправляются туда же, куда отправляется весь бытовой мусор, а потому судьба по переработке и возможному загрязнению окружающей среды у всего мусора идентична.

Евгений Валекжанин: Несколько лет назад наша компания тоже запускала один из экологических проектов в России, а именно пылесосы из тихоокеанского мусора. На сегодняшний день в Тихом океане плавают буквально острова из пластика глубиной до трех метров и продолжают наращиваться ежегодно. Это влияет на течение, экосистему и, соответственно, наносит огромный ущерб природе. Поэтому в Европе Electrolux запустил проект по переработке пластиковых отходов – из выловленного мусора изготавливается оснастка для пылесосов. И надо сказать, что в Европе такие пылесосы пользуются большой популярностью, в России же проект запущен и существует, однако объемы продаж в разы меньше европейских, даже несмотря на то что наш рынок на сегодняшний день является развивающимся и очень перспективным. Все дело в менталитете. А именно: в случае достаточно «высокого» бренда, относящегося по технологическим характеристикам к сегменту «А+», требования россиян резко возрастают, и психология отечественного покупателя такова, что техника премиум-класса просто не может быть сделана из переработанного пластика. К тому же в России пока нет масштабных проектов, которые позволяли бы эффективно зарабатывать на переработке мусора. Государство не принимает серьезных мер для увеличения количества компаний по сортировке и переработке отходов, а потому и у предпринимателей нет стимула вкладываться в эту сферу. Они прекрасно понимают, что существует множество других, более прибыльных проектов, где заработать можно гораздо больше и быстрее. Именно поэтому на данный момент в России нет крупных инвестиций в бизнес, направленный на защиту окружающей среды. А потому вряд ли подобный проект пользовался бы у нас популярностью. К таким нововведениям российский покупатель, увы, пока еще не готов.

Олег Тугаров: На данный момент в России есть только два крупных перерабатывающих завода, из этого можно судить о степени «озабоченности» экологическими проблемами в России. Увы, но в нашей стране защита окружающей среды по факту абсолютно не реализуется, а посему подобный проект едва ли стал бы популярен в России. Если говорить о бизнесе перевозок, у нас Браун заработал бы куда больше на самих перевозках, чем на проекте экологической упаковки.

Суперстойкие наклейки

Первоисточником еще одного примера доходоприносящего бизнеса послужила материнская любовь. Все началось с того, что одну канадскую мамашу Джули Коул достала рассеянность ее сына-второклашки. Мальчик постоянно терял то предметы одежды, то коробки для еды, то посуду, а именные наклейки, которые Джули старательно лепила на все его вещи, чтобы нашедший мог их вернуть, отваливались при первой же стирке. Объединив усилия с тремя подругами, Коул разработала особые значки, предназначенные для одежды и других предметов персонального пользования. Значки крепко держались на месте, не представляли опасности для микроволновок и стиральных машин, к тому же ребенок не мог их снять, даже если бы сам этого захотел. Со временем фирма стала выпускать браслеты и наклейки с надписями: «Осторожно, аллергия» или «У меня диабет».

(Стартовый капитал: около 10 тыс. $; годовой доход: 4 млн $.)

Евгений Валекжанин: В данном случае нужно признать, что своей прибыльностью проект обязан, прежде всего, удачно выбранному сегменту рынка внедрения. Сейчас детская индустрия развивается очень активно, тем более на сегодняшний день продукт является уникальным, потому что доселе на рынке детских товаров я не встречал ничего подобного. Однако когда продукт перестанет быть уникальным, а, судя по всему, это произойдет достаточно быстро, потому что сама по себе идея отнюдь незатейлива, он уже не будет приносить такие огромные прибыли.

Олег Тугаров: Идея приемлема в рамках только более крупного проекта. По отдельности ценности в нашей стране она иметь не будет. Подобные наклейки изобрели уже давно – впервые я их увидел в Краснодаре. Они представляют собой полоски из букв, где для получения нужного слова или фамилии стоит просто выбрать необходимые символы. Знакомству с наклейками я обязан сотрудничеству с одной из компаний, предоставляющей услуги «бюро находок». Своим клиентам компания предлагает подобный продукт, чтобы нашедший утерянные вещи мог вернуть их владельцу. Однако не имей эти предприниматели другого стабильно развивающегося бизнеса, вряд ли они занимались бы подобного рода проектами, на наклейках далеко не уедешь… Это бизнес для домохозяек, но не для серьезных предпринимателей.

Тимур Федосов: Размер вложений в 10 тыс. $ и годовой доход в 4 млн $ говорит о том, что в Америке почему-то слишком много «рассеянных детей», – к счастью для бизнеса мамаши Коул и к сожалению для всех остальных американских мам. Будь я президентом США, я обязательно добавил бы эти наклейки в неприкосновенный стратегический запас страны, чтобы в нужный момент какой-нибудь высокопоставленный военный министр вдруг не забыл, с кем нужно воевать, а с кем подписывать мирный договор. Ведь не факт, что в Америке рассеянностью страдают только дети…

Очки для полных

Родоначальником еще одного «потребительского» стартапа стал Рико Элмор, житель американского штата Индиана, весящий более 130 кг. Все дело в том, что Рико никак не мог подобрать себе солнечные очки: все они были слишком малы для его широкой головы. Тогда ему пришла идея открыть салон «нестандартных очков», который быстро стал пользоваться популярностью. Сейчас Элмор планирует открыть параллельную сеть женской оптики, правда, под другим названием: его первый салон называется Fathead, что в переводе означает «толстолобый», или «болван».

(Стартовый капитал: около 0,5 млн $; годовой доход: 2 млн $.)

Евгений Валекжанин: Конечно, рынок очков в России сейчас довольно перспективный, однако большинство продуктов все равно представляют собой некачественные изделия из Китая. Хорошие очки всегда будут покупать только в специализирующихся на этом магазинах, а вовсе не там, где продают одежду и фотоаппараты. Хотя в данном случае рассматривать следует именно сегмент рынка продукции для полных. Ведь клиент здесь не человек с плохим зрением, а полный человек, которому нужны солнечные очки. Сегмент рынка товаров для людей с избыточным весом в России сейчас активно растет. Это происходит в связи с развитием многочисленных сетей фастфудов и нарушением питания. Однако полная женщина у нас никогда не пойдет в магазин для толстяков, понятно почему: она никогда этого не признает.

У американцев же дело обстоит совсем по-другому, я приведу пример с Бейонсе, когда в одном из своих интервью она сказала, что не считает себя полной, это вызвало масштабные волнения в американских ассоциациях женщин с излишним весом.

В Штатах люди абсолютно не боятся признавать у себя наличие излишнего веса и даже причислять к своему числу знаменитостей. Все это говорит о том, что американский рынок – самая благодатная почва для данного продукта. У нас – нет, потому что пока толстых людей в России мало. Но среди детей, которые сейчас подрастают, врачи выявляют рост детского ожирения. С самого раннего возраста дети привыкают к сфере фастфуда, туда их водят все родители. И когда ребенок подрастет, он будет продолжать ходить туда же. Плюс ко всему со стороны большинства фастфудов выстроена очень грамотная политика, направленная на привлечение детей, это яркий дизайн, игрушки, клоуны и многое другое… Я помню, что несколько лет назад в США женщина подала в суд на известную сеть ресторанов детского питания за некорректную рекламу, вследствие которой дети заявительницы нарушили нормальное питание и значительно прибавили в весе. Вдобавок неправильный график: дети мало двигаются и большую часть дня проводят у компьютера. Соответственно, если ситуация не изменится, в чем я, признаться, сомневаюсь, лет через 7–10 подобный бренд сможет стать популярным и в России.

Олег Тугаров: В Америке пассажиры, которые не помещаются на одно сиденье, должны покупать два билета. Это факт. На стадионах число мест с 80 тысяч давно сократили до 62, из-за того что средний американец значительно увеличился в объемах, и сиденья пришлось ставить шире. Теперь понятно, почему очки для полных так популярны. Однако с точки зрения маркетинга всегда следует оценивать, кто твой клиент. Клиент в России и клиент в Америке абсолютно разный. Аудитория, на которую направлен этот продукт, в России крайне мала. Россияне очень стесняются поправиться и уж тем более признаться в этом. Для многих стройная фигура становится смыслом жизни, в особенности для девушек. Поэтому для стройного российского покупателя проект абсолютно неприемлем.

Тимур Федосов: Я думаю, что с такими темпами роста ожирения в России скоро мы будем видеть бренды от 130-килограммового Элмора повсеместно. Полагаю, что в недалеком будущем Fathead станет русской народной маркой и чуть ли не самым быстро распродаваемым товаром в супермаркетах и салонах оптики нашей широкой родины. Специально для России я бы порекомендовал Элмору создать еще и специальные дизайнерские модели очков, точнее оправ: с березками, медведями, водкой и икрой. Особо стильным у нас будет считаться «черно-икриный дизайн».

Пазлы хенд-мейд

Прибыль в размере 2,5 млн $ в год приносит продажа эксклюзивных сувениров. Пазлы, которые компания Стива Ричардсона выпускает уже 37 лет, изготавливаются из натурального дерева, вручную распиливаются на куски (они могут быть самых причудливых форм – например, в виде гнома или птицы, причем ни одна форма никогда не повторяется), а рисунок представляет собой оригинальное произведение искусства одного из 100 художников, работающих на фирму. Одним из обладателей такого пазла стал основатель Microsoft Билл Гейтс, а королева Елизавета преподнесла подобную мозаику в подарок бывшей первой леди Америки Барбаре Буш.
(Стартовый капитал: 5 тыс. $; годовой доход: 2,5 млн $.)

Полная версия статьи в печатной версии журнала "Мастер продаж" или через 3 месяца на сайте.