Суровые будни BPM в России

Суровые будни BPM в России

6 октября в Москве состоялась организованная агентством маркетинговых коммуникаций CNews конференция BPM 2011: Инновации и реалии, посвященная развитию BPM в России. Среди выступавших были представители компаний — разработчиков и внедренцев BPM, а также руководители IT подразделений банков. Выступления последних были, на мой взгляд, более интересны: очевидно, что основная цель разработчиков ПО — рассказать о своих достижениях, тогда как представители бизнеса в данном случае никому ничего не пытаются продать.

Старт конференции дали «хозяева мероприятия» — старший аналитик Cnews Anaytics Мария Попова охарактеризовала основные тенденции развития BPM в России.

Предсказуемыми были заверения в интенсивном развитии рынка BPM — на мероприятии, где разработчики встречают потенциальных клиентов было бы странно услышать что-то другое. Среди ближайших перспектив названы слияние BPM и SOA, взаимопроникновение BPM и CRM, а также уход BPM в «облака».

Одним из интересных направлений развития старший аналитик Cnews Anaytics считает метрики — то есть способы расчета эффективности работы бизнеса, в том числе способы расчета эффективности BPM. В этом нет ничего удивительного: любая компания ищет, как бы сократить расходы и повысить прибыль. Внедрение BPM остается дорогостоящей процедурой, очевидно, что бизнес задается вопросом, по делу ли были израсходованы средства.

Андрей Коптелов, директор по консалтингу Software AG&IDC Shcheer в России согласился с основными выводами Марии Поповой и бодро рассказал о достижениях своей копании в области BPM. Похвастался разработками в области метрик — мол, генеральный директор «спускает» нужные показатели работы бизнеса, а потом система ему сообщает, каких реальных результатов достигли работники. К сожалению, как это часто бывает, не прозвучало сообщений о том, во сколько обойдется такая система и какую прибыль компании она может принести.

Кроме того, Андрей Коптелов поделился своими соображениями, как убедить компанию в том, что ее бизнес-процессы нуждаются в оптимизации. Ведь часто бедный генеральный директор даже не подозревает, как у него на самом деле все неэффективно и не думает о том, чтобы нести денежки разработчику ПО.

С помощью специальной процедуры Process Intelligence можно выявить все проблемы бизнес-процессов и понять, как их можно оптимизировать. Судить о том, насколько такая процедура объективна предоставляю читателям, но меня берут сомнения. Если компания собирается предложить вам оптимизировать ваши бизнес-процессы (за хорошие, полагаю, деньги), она вряд ли сообщит вам, что все хорошо и в ее услугах вы совершенно не нуждаетесь.

Пафос выступления президента компании «Бизнес-Консоль» Анатолия Белайчука сводился к тому, что разработчику BPM для бизнеса стоит прежде всего выяснить, какую выраженную в деньгах пользу его заказчику принесет внедрение новой системы? Пока заказчик не способен внятно сказать, чего хочет, на работу с ним нельзя соглашаться! Это заявление вызвало бурную реакцию в зале. Представители банковского сообщества наперебой спрашивали — случалось ли компании «Бизнес-консоль» отказываться от сотрудничества с не способными сформулировать желаемый результат заказчиками? Президент «Бизнес-консоли» отвечал, что да, случалось, но «явок и паролей» не выдал, так что остается только поверить ему на слово. Хотя сама информация для заказчиков полезная — стоит задаться вопросом, а получит ли бизнес какую-то прибавку к прибыли после того, как приведет свои бизнес-процессы в соответствие с представлениями о прекрасном очередного разработчика и заплатит ему за это хорошие деньги.

В продолжение темы результатов внедрения BPM выступили руководитель Управления систем поддержки принятия решений Дирекции IT Тинькофф Кредитные системы Андрея Кирейко и заместитель генерального директора «Би-Ай Телеком» Роман Ткачев. Они представили проект автоматизации процесса принятия кредитных заявок в банке «Тинькофф». Если до старта проекта заявка обрабатывалась банком несколько дней, то после внедрения обработка заявки занимает порядка 15 минут.

Это выступление вызвало активный отклик среди представителей банковского сектора. Оказалось, что не все так гладко. Этот проект представляется на подобных конференциях уже в третий раз, что лично меня заставляет задаться вопросом — сколько действительно успешных внедрений есть у компании-разработчика, если она полтора года всюду презентует одного-единственного заказчика? Кроме того, у представителя Сбербанка большой скепсис вызвал тот факт, что «Тинькофф» решил внедрять ПО, работающее на Ilog. Это — первый проект на Ilog в России и представитель Сбербанка крайне удивился решимости взять на себя такой риск — это при том, что у компании Ilog постоянного представительства в нашей стране нет, зато на российском рынке представлено большое разнообразие ПО со сходными характеристиками. Почему решили выбрать именно Ilog понять так и не удалось.

Действительно любопытное, на мой взгляд, выступление не связано с рекламой продукции того или иного разработчика. СБ Банк самостоятельно разработал для себя систему электронного архива, о чем рассказал руководитель экспертной группы банковских технологий банка Максим Волков. До внедрения системы архив у СБ Банка был бумажный, что приносило массу неудобств — тут и оплата помещений, где хранятся документы и «синдром потерянного досье». В результате внедрения электронного архива резко сократилось время на обработку документов — теперь, например, сотрудники отдела пластиковых карт не запрашивает информацию о клиенте из архива, а самостоятельно извлекают из электронного хранилища образ документа и работают уже с ним. Удалось разделить архивное хранение документов, чем занимаются специальные сотрудники и работу с ними, которую осуществят сотрудники отдела пластиковых карт или кредитного отдела.

Это выступление вызвало интерес у представителей банковского сектора. Свои преимущества есть в том, чтобы не заказывать электронный архив у компании-разработчика, а сделать его самим и настроить под свои нужды. Кроме того, понятно, как окупил себя архив — банк перестал тратить средства на помещения. Правда, сообщений, в какую «копеечку» этот архив влетел СБ Банку и сколько сэкономлено на площадях, не прозвучало, что подпортило впечатление.

Источник: Мастер Продаж