Фантасты ничего не сказали о помощниках!

Автор: Дмитрий Житомирский

Фантасты ничего не сказали о помощниках!

Американцы больны идеями глобального рынка. И именно глобальный рынок дает экономические сбои. Глобальные корпорации «подмяли» под себя всё! На данный момент конкуренции нет. Уже давно по всему миру продается кола, а лимонад исчез. Весь мир пьет колу! И почему кто-то считает, что в ХII веке весь мир перестанет ее пить?

аоборот, она будет еще более популярной! Человек, заходя куда угодно, скажет: «Кола» — и в тот же момент с потолка ему в руки будет падать бутылка. Никому и в голову не придет сказать что-то другое: чай, квас, вода. Уровень знаний будет настолько ограничен, что единственный напиток, который можно либо хотеть, либо нет, — кола. В этом и состоит весь смысл глобальных корпораций — они «подминают» под себя мозги потребителей.

Будущее уже давно предсказано писателями-фантастами. Жуль Верн предсказал Транссибирскую магистраль, создание подводной лодки и путешествия вокруг света на воздушном шаре.

Герберт Уэллс — полеты в космос и многое другое. Если задуматься, выходит, все давно предсказано, и вовсе никто не считал, что в ХХV веке кому-то будет чего-то не хватать. Мне интересно, читал ли господин Котлер роман Замятина «Мы»? У человека по определению всё есть. Проголодался? Просто нажимает кнопочку «Картошка + Гамбургер» и утоляет свой голод. Человеку даже и в голову не приходит заказать что-то другое.

То же произойдет и со всем остальным, потому что в век глобальных монополий у потребителя начинает сужаться кругозор и поле потребностей. У человека просто не будет времени остановиться и посмотреть, чтобы выбрать что-то другое. Ведь все мы живем в больших городах, и большую часть времени у нас занимает путешествие на работу и с работы, а там — как часть сумасшедшего организма, как винтик — мы бегаем, создавая вид активной деятельности. При этом, по сути дела, ни у кого из нас нет семьи, потому что семья подразумевает преемственность поколений. И в маленьких городах, в селах, провинциях она до сих пор существует, ее нет только в мегаполисах.

 Здесь каждый, как волк, сам за себя. Все наше время тратится на обслуживание себя самого, а это всегда очень затратно — и по деньгам, и по времени. Надо быть чрезвычайно дисциплинированным, чтобы на собственное обслуживание уходило минимум времени.

Сейчас же муж и жена приходят с работы в восемь, варят пельмени, смотрят программу «Время» и спят в предвкушении следующего рабочего дня. И это семья? В семье ко времени прихода мужа жена уже ждет его с горячим ужином. Но нет! Женщины гонятся за карьерой и деньгами и берут на себя мужские функции.

Феминистки выходят на дорогу и говорят: «Мы хотим равные возможности с мужчинами». Мужчины говорят: «Хорошо. Тогда дайте нам возможность рожать, а вы разгружайте вагоны». Однако природа все решила за нас, и мы никогда не сможем поменяться ролями. Тогда о каком равноправии может идти речь? Выходит, что, имея «равные» с мужчиной права, женщина остается женщиной. Ее по-прежнему нельзя ударить, ей нужно уступать, и существует еще огромное количество оговорок, в особенности если мы говорим о порядочном обществе. А где взять порядочность, если у нас нет семей, нет культуры, откуда им взяться? Когда, включая телевизор, мы видим либо убийства, либо порнографию, либо бесконечное зомбирование про модную жизнь, заставляющее зарабатывать ЕЩЕ больше. В итоге люди продают свои жизни, прожигают их в погоне за ненужными, по сути, деньгами в неспособности понять это из-за отсутствия культуры и семьи. И в этих условиях мы говорим о власти потребителя? Все это неважно современному человеку.

Ему важен компьютер или телефон, и абсолютно не имеет значения, что где-то стоит телефонная или компьютерная станция и как все это работает. Ребенку потребуется порядка трех минут, чтобы разобраться с новой игрушкой в Интернете и начать в нее играть, но только один из ста тысяч получит образование и придумает, как создать более совершенную. Большинство просто «сожрет» ее, даже не разобравшись. Что круче Apple или Samsung?

 Конечно, Apple! Если мы знаем, что, для того чтоб не свершилось человекоубийство из-за огромной давки, в Китае отменили продажу iPhone 4S. Но мало кто знает, что в то же время у Samsung есть очень много преимуществ перед Apple. Но кто будет в этом разбираться? Потребителям куда важнее красивая маркетинговая компания, после которой все, как бараны, идут за одним и тем же! Тоже происходит и на распродажах, когда люди готовы перегрызть друг другу глотки за последний чайный сервиз, который хватают уже не глядя. Главное, что досталось! И мы говорим о власти потребителя? Людей зомбируют! И чем дальше, тем больше! Все выбирают то, что модно, а вовсе не то, что на самом деле лучше. Поистине качественную технику покупают только профессионалы, которые действительно понимают ее ценность, а большинство ломится за не имеющими никакой ценности товарами. И в этом заключается основной принцип продажи: заставить купить человека то, что ты производишь, а вовсе не продать ему то, что он хочет.

Как удивительно быстро Котлер предал анафеме Генри Форда, но ведь он один был истинно прав, сказав: «Каждый клиент может заказать машину любого цвета, который ему нравится, при условии что этот цвет черный». Форд знал, чтобы сделать бизнес, машина должна быть доступной по цене, чтобы ее мог приобрести обычный инженер и обычный фермер. Об обычном студенте Форд мог тогда только мечтать, но уже думал об этом. И именно потому все машины были черного цвета. Задача Форда была не в том, чтобы произвести две машины в месяц, а в том, чтобы произвести двести тысяч машин, а дальше покупатель перекрасит их в любой цвет, в который только захочет. И если посудить, Apple поступила точно так же, сказав: «Ты можешь закачать в свой компьютер все что захочешь, но при условии что ты его купишь». Apple предложила товар, которого нет ни у кого, и объяснила потребителю, почему он ему необходим. Все тот же товароцентризм, а вовсе не очередная разновидность маркетинга!

И говорить о том, что реклама товара распространяется из уст в уста, в корне неправильно! Вся реклама в средствах массовой информации! Когда нам говорят, что президент достиг необычайных высот в управлении государством, 80 % государства проголосуют именно за этого президента, и только единицы знают и думают о том, что по оценкам экспертов это абсолютно не так. Кто будет этим интересоваться? Людей зомбируют и будут зомбировать всегда! И в том числе посредством социальных сетей — еще больше. Обычный, наипростейший месседжер разрекламировали до небывалых высот, что привлекло молодежь и сделало его неотъемлемой частью современной жизни.

Но основная миссия, преследуемая Цукербергом при создании первой социальной сети — знаменитого Facebook, была отнюдь не реклама, а именно знакомство и коммуникация. К тому же, как ни странно, но ни Facebook, ни Twitter не пользуются популярностью в Китае, а ведь большая часть населения земли живет именно там. Все просто: китайцы изобрели свои социальные сети, в Китае модно абсолютно другое. И как в таком случае можно утверждать, что большая часть информации по всему миру содержится только на конкретных сайтах? Это заблуждение, доказывающее только то, что автор данных строк сам является частью такого инкубатора. Часть матрицы, про которую мы уже посмотрели все части. И поразительно, что автор еще проводит семинары, логичнее было бы, если бы он сам уже лежал где-нибудь с электроном в голове…

Да, большая часть торговли сейчас идет через Интернет, но как можно утверждать, что 80 % директоров по маркетингу этого не знают? Мы все живем не на этой планете? Или не знаем, что все сейчас сидят в социальных сетях? Но видели ли вы в социальной сети рекламу Газпрома? При этом разве кто-нибудь из нас не знает, что это «Национальное достояние России»? Газпром отчего-то вовсе не считает, что реклама должна быть направлена исключительно на нужного человека в нужный час, все потому, что Газпром просто может себе позволить рекламу для всех и ему абсолютно не интересно, кому она нужна. Бизнес — это в любом случае хорошо. И если он кому-то приносит деньги, то становится еще лучше. Надо понимать, что не все в этой жизни можно улучшить. Ведь если у меня есть корова, которая пасется на лугу и ест клевер, что я могу улучшить? Понятно, что именно в конкуренции рождаются идеи улучшения и новые технологии дают возможность прогресса, но есть вещи, которые не следует улучшать, а нужно сохранять.

 Да, новые технологии могут заставить корову давать больше молока, но будет ли оно качественнее? Мы превратили природную, созданную Богом, Буренку в доильную машину — и неужели молоко от этого стало качественнее? Ничего подобного! Моя Буренка, жующая клевер, всегда будет лучше, в независимости от того, чем вы кормите своих коров и какие наушники с классической музыкой им вешаете. Мое молоко всегда будет лучше! Дороже, но лучше.

Со стороны же предпринимателей, банальное слово «откат» Котлер пытается объяснить высокими мотивами. Как бы то ни было, когда автор говорит слово «продукт», то не должен абстрагироваться, что это — что попало. Вот я торгую тем, что никто обсуждать не будет: один клиент купил телефонную станцию, другой, третий — и они вообще никогда не были знакомы и никогда не будут это обсуждать. Больше того, в 90 % случаях никто даже понятия не имеет, какая станция у них функционирует. Клиенты видят только телефон на столе, и если телефон звенит, «таракан бежит» — значит, все работает. Какое еще глубочайшее желание? Всё решают деньги! И чем глубже в кармане клиента они лежат, тем клиент увереннее в том, что он богатый человек. В компании же всегда есть собственник и есть подчиненные, которых он нанял. В случае если собственник им не доплачивает — подчиненные всегда будут воровать. Стопроцентная прибыль для собственника возможна только в случае добросовестной оплаты труда подчиненных. Соблюдайте гармонию, чтобы верхи были довольны и низы сыты, в этом и состоит успех.

Люди торгуют с момента появления излишка. Как только у человека появилось два лишних обоза — он сразу задумался, как обменять их на две дыни. И неужели за все эти годы никто не сообразил, как это сделать наилучшим и наиболее выгодным образом?

Соображали! Соображали миллион раз — только ничего не меняется! Потому что все банально и просто. Вернитесь к Марксу или еще куда-то пониже. Маркс, к слову, возможно, слишком осложнил для простого обывателя понятие экономики. Но для того чтобы развить качественный бизнес, действительно следует читать книги. Много книг. Почему у нас нет хороших бизнесменов? Потому что никто не читал «Капитал», прочтите — и вы поработите мир! Я не согласен, что чему-то можно научиться у других компаний, ведь у каждого все протекает абсолютно индивидуально, но, послушав другие советы, ты однозначно наберешься оптимизма: «Если у него получилось, значит получится и у меня». Руководство компанией всегда подразумевает грамотное вложение капитала. Капитал должен вращаться. Получил выручку — ты должен опять ее вложить. И должен четко представлять, как расходовать выручку на оклады, на рекламу и на другие нужды.

Понимать, что выше процент делать нельзя, ниже — тоже плохо. И получить эти знания можно только с опытом, путем «проб и ошибок». Консерватизм же — это проверенная практика. И говорить о нем можно действительно только в контексте компаний с более чем столетней историей. Говоря же о начинающих, о каком консерватизме может идти речь?

Когда у тебя нет ни ресторана, ни меню, ни инвесторов. А есть только огромное количество конкурентов, где все уже привыкли есть «Цезарь» и «Оливье». И тебе, наоборот, просто необходимо огромное количество креатива, чтобы привлечь людей и изобрести что-то новое, для того чтобы они стали ходить именно к тебе! Либо ты это сделаешь, либо прогоришь. И все в России прекрасно это понимают. К прискорбию Америки, нас не надо учить. Русским очень повезло: 20 лет назад распался Советский Союз, после чего все начали учиться делать бизнес — и научились! Все то, на что американцам понадобилось 200 лет, у нас получилось за 20. В итоге, если мы смогли освоить и применить все американские знания за срок в десять раз короче, зачем и чему нам нужно у них учиться? Кто из нас сообразительнее?..

Справка

Дмитрий Житомирский, генеральный директор и основатель «Артком СПБ». 
Родился 30 августа 1972 года. Образование: Московский физико-технический институт, факультет радиотехники и кибернетики. Опыт работы: 2001— 2003 гг. — генеральный директор ООО «Техноком». 2003 г. — начальник отдела продаж ООО Canoset. 2004—2007 гг. — начальник сетевого отдела ООО Larga. В 2007 году основал собственную компанию «Артком СПБ» как филиал Группы компаний «Артком» — официального дистрибьютора LG-Ericsson в России. 

Анна Саяпина, sayapina89@rambler.ru