Социальные стартапы

Социальные стартапы

Одной из наиболее интересных тенденций западных стартапов в последнее время эксперты называют появление проектов, основанных на решении социальных проблем. С одной стороны, причина подобных явлений кроется в экономическом кризисе. В качестве другой возможной причины рассматривается рост социальной ответственности предпринимателей.

Сегодняшние проекты обладают двойным фунционалом и решают две порой противоречащие друг другу задачи: они приносят деньги владельцу и одновременно являются полезными для клиента. Поэтому начинающие предприниматели нынче не думают о покорении мира, а решают в первую очередь покорить страну или даже город. Их проекты часто ориентируются на потребителя, зачастую проживающего в соседнем доме. В модном сокращении данное направление называется SoLoMo (social local mobile).

Тaskrabbit

Идея проекта родилась у основателей Лии Баск (Leah Busque) и ее мужа Сена Флинна (Seaп Flynn) из проблемы, когда однажды холодной февральской ночью 2008-го они оказались без корма для своего лабрадора, а идти в супермаркет в ненастную погоду не хотелось. Тогда супруги решили создать проект «соседской» помощи в решении бытовых проблем. Лиа Баск даже оставила свою работу в IBM, чтобы заняться собственным проектом. Уже в сентябре того же года, несмотря на отсутствие в то время геолокационных инструментов, был запущен сайт, облегчающий поиск работников для простых дел (помощь в офисе, уборка дома, доставка и так далее).

TaskRabbit – это онлайн-рынок труда. Пользователи, называемые отправителями, размещают задание и указывают максимальную невидимую сумму, которую готовы заплатить за его выполнение. Исполнители участвуют в аукционе за право выполнить задание, предлагая минимальную цену, которая их устроит. Перед тем как работника добавляют в систему, с ним проводят собеседование и проверяют его анкетные данные.

Ресурс имеет свой рейтинг пользователей, позволяющий подобрать надежного исполнителя: исполнители с высоким рейтингом, с которым работодатель общался вживую, или те, кто доступен в данный момент для выполнения срочной работы, обладают значительным преимуществом.

Сейчас Taskrabbit.com, основанный в 2008 году, работает в 4-х крупных американских городах, активно использует возможности мобильных приложений и других современных инструментов, таких как геотаргетинг. Сайт имеет более 4000 исполнителей в Сан-Франциско, Бостоне, Лос-Анджелесе и округе Ориндж, выполняющих около 3 000 поручений в месяц: все – от сборки мебели IKEA до открытия бутылки пива. Среди наиболее популярных задач значатся: организация праздников, помощь по офису, прогулка с животными, уборка дома. В момент начала продаж iPhoпe 5 можно было даже попросить другого отстоять в многочасовой очереди за телефоном.

Сайт помогает решать весьма острую социальную проблему, предоставляя возможность регулярного заработка в периоды глубокой и устойчивой безработицы. В отличие от служб временного найма, которые сами распределяют работников в определенные группы, а затем предлагают заказчикам их услуги, TaskRabbit дает исполнителям возможность быть нанятыми напрямую заказчиками и самим выстраивать свою репутацию. По словам создателей, TaskRabbit может рассматриваться как настоящая работа: некоторые пользователи зарабатывают по 5 000 долларов в месяц. Монетизация достаточно проста: cервис живет за счет процента от транзакций по каждой сделке и уже получил инвестиции в размере 1,8 миллиона долларов.

Nextdoor

Новый формат социальной сети для соседей, которая объединяет людей из одного района в городе или одного двора. На сайте пользователи могут быстро обмениваться информацией между соседями, попросить помощи у ближайшего окружения. Сообщество Nextdoor участвует, например, в поиске пропавшей собаки, помогает чинить автомобиль, рекомендует стоматологов, детские сады, архитекторов, обсуждает местные преступления, договаривается о коллективной жалобе. Проект уже работает в 3600 районах 48 штатов США. Всего по стране насчитывается около 8000 локаций, а сайт посещает 140 000 посетителей в месяц. В компании 39 сотрудников.

У компании есть сильные конкуренты, такие как Home Elephant, OhSoWe, Neighbortree, DeHood и Locally. Однако основатели Nextdoor имеют опыт работы с крупными потребительскими проектами: Пракаш Джакираман (Prakash Janakiraman) – бывший сотрудник Google Maps, а его компаньон Нирав Толиа (Nirav Tolia) – экс-COO Shopping.com.

Нивар Толиа говорит, что компания еще даже не пытается зарабатывать деньги, занимаясь привлечением пользователей. Лишь в перспективе Nextdoor надеется зарабатывать, сотрудничая с локальными предприятиями. Тем не менее, по итогам 2012 года проект привлек почти 19 миллионов долларов инвестиций. Несколько недель назад широко известный в венчурных кругах Дэвид Сзе (David Sze) инвестировал в стартап через фонд Greylock Partners 15 миллионов долларов из раунда в 21,6 миллиона. Поэтому есть основания надеяться, что география «локальной» социальной сети будет расширяться.

Farmigo

Еще один весьма успешный социальный стартап, ориентированный на американский рынок, – это онлайн-сервис по покупке еды Farmigo. Идея создания возникла у экс-сотрудников SAP Бензи Ронен (Benzi Roпeп) и Йосси Пик (Yossi Pik) из дилеммы: американцы вынуждены покупать свежие продукты либо супермаркетах по низким ценам либо на фермах, что не всегда удобно и дорого. Сервис Farmigo решает эту проблему, используя интернет-технологии, и организует небольшие точки продаж свежих продуктов от фермеров в удобных для горожан местах, в том числе, в офисах крупных компаний. Bыбpaв тoчкy, пoльзoвaтeль peгиcтpиpyeтcя нa нeй, выбиpaeт пpoдyкты и oфopмляeт зaкaз, oплaчивaя eгo oнлaйн. Heкoтopыe пocтaвщики пpeдocтaвляют ycлyгy дocтaвки нa дoм. B зaвиcимocти oт пocтaвщикa, нa caйтe мoжнo oфopмить пoдпиcкy нa peгyляpнyю дocтaвкy oпpeдeлeнныx пpoдyктoв и yпpaвлять eй чepeз aккayнт нa Farmigo.

Oднa из цeлeй пpoeктa – дoбитьcя пpoдaжи cвeжиx фepмepcкиx пpoдyктoв пo цeнaм cyпepмapкeтoв. Для этoгo cepвиc иcпoльзyeт тexнoлoгию гpyппoвыx пoкyпoк, типoвyю для кyпoнныx caйтoв – для oткpытия нoвыx тoчeк пpoдaж нa ниx дoлжнo зapeгиcтpиpoвaтьcя oпpeдeлeннoe чиcлo пoльзoвaтeлeй. Но главная цель проекта – добиться продажи свежих фермерских продуктов по ценам супермаркетов. Для этого сервис использует технологию групповых покупок и интернет-ритейла.

На настоящий момент в рамках проекта функционируют более 1,5 тысячи точек продаж. По словам Ронена, среди партнеров платформы – более сотни американских ферм, и еженедельно к проекту подключаются 2–3 новых поставщика. Средний месячный оборот Farmigo, который получает 2 % от каждой транзакции, сейчас составляет 2,5 миллиона долларов. Более того, компания получила 2 миллиона долларов инвестиций от фонда Darya Ventures и частных инвесторов.