Я не выбирал профессию, профессия выбрала меня

Александр Плющев, ведущий «Эхо Москвы»

Вас раздражает молодое поколение менеджеров возраст от 20 до 28?

Я не делю, честно говоря по возрастам, по поколениям. Среди любого возраста есть как положительные люди, так и мерзкие.

У нового поколения часто завышенные требования по зарплате. Как думаете, с чем это связано? Почему так?

Да я не знаю, какие у них требования по зарплате. Я никогда не нанимал никого на работу. Я даже не знаю, мои требования по зарплате являются завышенными или заниженными.

Когда вы приходили устраиваться на работу, вы цифру (зарплату) сразу озвучивали или как это происходило?

Я нанимался на работу по собственной инициативе один раз, во всех других случаях меня приглашали. Цифру оглашали после того, как обсуждали интересна ли мне эта работа. И если я говорил «нет» это означало нет, и не потому что меня цифра не устраивает. Если я говорю, что давайте продолжим общение, переговоры – это значит, что меня не устраивает цифра – приходили потом к компромису. Поскольку моя профессия творческая, мне в первую очередь важно интересно это будет для меня или нет, насколько будет полезно. Потому что у нас не всегда все конвертируется в деньги. Телевизор, например такая штука, которая дает паблисити. И хорошее паблисити, реально хорошее, а не то что тебя запихнули в какуюто пусть и часто показываемую передачку, и паблисити у тебя после этого у тебя будет такое... условно говоря неотмыться. И это иногда стоит больше, чем деньги.

А поделитесь секретам, как сделать так, чтобы быть у работодателя нарасхват?

Главный секрет один – никаких секретов. Я потимаю, что у читателей вашего журнала методологическое сознание, они считают, что есть методы, благодаря которым можно всего добиться. И если их изучить – то ты станешь умным, и можешь всего добиться. У меня сознание не методологическое, а практическое – я сначала делаю, а потом думаю, я действую по ощущениям. И никогда не думал, как бы себя так вести, чтобы меня везде приглашали. Но как оно повелось с самого начала, так и идет до сих пор. Я попал на радио Эхо Москвы, туда меня позвал мой однокурсник, который там работал. С тех пор так и зовут многие люди.

Расскажите о вашем карьерном пути, каким он был, что было самым интересным во время этого пути?

Я работал в газете «Менделеевец» Химикотехнологическом университете. Я там учился безуспешно, и меня от туда дважды выгоняли, и оба раза за неуспеваемость. В перерывах я успел поработать в газете «Менделеевец». Мы подняли ее с моими друзьями фактически из руин. Газета тогда выходила в начале 90х, ее никто не брал, она была реально не интересная. А мы пришли, создали там молодежную рубрику, потом молодежную страницу. Более того, начали делать весь номер и стали его не раздавать, а продавать. И его покупали весь тираж – все 2 000 экземпляров. Вот такое дело сделали. Потом мой однокурсник, который тоже работал в газете Менделеевец, позвал меня на Эхо Москвы. Позвал попробоваться, на кастинг. Но в то время это было довольно условно, любой зашедший с улицы и внятно связавший несколько слов мог начать работать на Эхе Москвы , да и не только. Время такое было, можно было легко зайти с улицы, но правда также легко выйти.

Вы на радио «Эхо Москвы» работаете 16 лет, и не разу не возникало желание уйти, сменить работу?

Я все время совмещаю. Когда я первый раз задумался о смене, это был 97 год, то есть после того, как отработал 3 года. Вышло новое НТВ, и стали набирать людей, в то время было немного квалифицированных кадров, как и в наше время. Поскольку это был огромный холдинг, начали приглашать с Эхо Москвы, как раз мой приятель с Эхо Москвы Петр Марченко, который на НТВ работает ведущим, он меня и позвал. Я подошел к редактору своему Алексею Венедиктову, и сказал, что вот так и так, хочу расти и так далее. Он и говорит, «А зачем тебе уходить?» ты можешь совмещать? Давай по расписанию прикинем, прикинули – вроде бы смог. Что самое феноменальное, что отношение внутри компании ко мне координально изменилось. Одно дело, когда ты работаешь только на радио, может ты както не устроен, может это такой благотворительный проект на Эхе по твоему содержанию и так далее... Меня воспринимали как новичка вообще, много лет. А когда ты ушел, когда ты востребован гдето еще, в другом месте, когда за тебя стараются както бороться и перекупать – отношение меняется. Я не говорю, что оно было плохим, а стало хорошим. И тогда и сейчас оно хорошее, но стало чутьчуть серьезней. С тех пор я начал совмещать. Я два года отработал на НТВ и ушел, 10 лет я вел колонку в газете «Ведомости» колоночка про сайты дня. И уже 4 года я веду на телеканале Вести программу «Вести. Net» на съемках которой вы присутствовали (имеет в виду РИФ).

К вам на радио приходят новички, вы их видите. Что это за люди, как себя ведут в работе?

Люди разные. Я считаю проблемы нет никакой между поколениями. Можно в целом охарактеризовать поколение, если вам лень. Если вам лень, можно говорить – это поколение инфантильное, это поколение – поверхностное, ничего не знает, это поколение – хочет много всего и сразу денег, славы и так далее. Это проблема не тех кто приходит, а тех, кто нанимает.

У нас приходят, да и задерживаются разные, очень разные люди и на Эхе я смотрю, и на Вестях. Если вам лень отбирать людей, лень учить, здорово на самом деле мне кажется «воспитывать бабу Ягу в собственном коллективе», как говорилось в фильме «Карнавальная ночь». Если к вам пришел человек, у которого вы видите способности, их надо развивать, а не думать, что они разовьются самостоятельно. Масса рисков конечно, особенно в наших творческих профессиях, что человек уйдет, его перекупят. Хотя, я думаю, что и в других компаниях та же история. Готового человека ты получишь очень редко, и он всегда будет немножко не твой. И такие же риски существуют, даже если ты заполучил звезду, вот например у нас история была с Сергеем Доренко, мне кажется очень показательна – когда пришел человек, поднял рейтинги – и точно так же ушел, и ничем его не удержишь, если ему вздумалось уйти. Такая же история и с молодыми, мне кажется проблема только в одном – отсматривать, учить, воспитывать, в хорошем смысле слова. Я приведу пример. Есть те люди, которым я поражаюсь. Им 25 лет. Мой коллега Дима Борисов, который ведет программу вместе со мной, у него основное место работы сейчас – первый канал, дневные новости. Расскажу как он пришел на Эхо – этому надо поучиться, он завалил нашего главного редактора письмами с какимито абсолютно безумными проектами, какие проекты может 15летний школьник прислать на радио. Проекты абсолютно нереализуемые, но в которых есть главное желание, очень большое. Не как правило – один проект, и ты ждешь, когда к тебе приедет съемочная группа и заснимет какой ты гениальный, понесет тебя на руках, нет, это не так. У Димы кстати тоже подобное было, в первые месяцы работы он недоумевал, почему же не он «главный редактор», ну бывает, все мы себя считаем гениями по первости. Руководство, которое не знало куда деваться от этих писем, его пригласило – дали шанс. Дима этим шансом воспользовался. У меня тогда начиналась ночная программа, и там можно было попробовать парня между 4–5 часами утра. Он пришел, я ему говорю – сиди смотри, он посмотрел раз, два, потом сказал – я хочу что нибудь делать. За месяц он научился работать на пульте, он хотел все изучать и научился. Ему сейчас 25 лет, тогда было 15. Мне очень везет на таких партнеров, моя соведущая Тоня Самсонова, с которой мы утром ведем программу – человек какойто фантастической энергии, которая может сдвинуть горы. Она тоже периодически закидывает нашего главреда фантастическими проектами., что интересное , они реализуются. Ей тоже 25 лет. Они както пришли, закрепились. Это два примера «на корпус вперед» что называется.

Вы работаете еще и на телевидении, как думаете, работа на телевидении не портит людей? Не создает мнимых гениев?

Фантастическая история с нашим телевидением, дело в том, что его все меньше смотрят. Люди которые там работают, и их окружение – телевизор не смотрят. Человек, который ведет передачу – его никто не смотрит, он может проехать в метро, к нему никто не подрйдет, потому что никто не смотрит ящик. И при этом человек считает, что даааа, он велик. Кто смотрит телевизор – мама, папа, бабушка, дедушка, и когда тебе наперебой начинают звонить и говорить, «мы тебя видели по телевизору, и вот было бы неплохо поправить третью с верху пуговку, и было бы совсем неплохо» вот это подкупает очень. Нужно понимать, чем более эффектная журналистика, тем она менее глубокая. Телевидение – поверхностное, радио – чуть менее, газетыжурналы – глубже. Может и развращает людей конечно телевидение, но опять же с каждым – по разному.

В Европе представители поколения «Y» часто приходят работать очень поздно, в районе 30 лет, после получения нескольких образований, путешествий и т.д. Что Вы думаете об этой тенденции в нашей стране?

Я знаю, что в Европе люди до 3545 лет являются студентами и живут на степендию. Я считаю, что в нашей понтообразующей стране, в которой понты образуют все не возможно представить себе жизнь на 400 евро. А там это сделать можно, там считают что это твое право, твоя свобода. Если ты приходишь в кафе и можешь заказать себе бутылку воды –
ну и прекрасно. У нас ты будешь презираем социумом, заклюют моментально. Скажут, «ты чего старик, до 30 лет дожил а машину себе не купил? Да ты что! Несерьезно както.» или « Тебе 30 и ты еще не замужем?! Мама дорогая! Ты что!». Есть некоторые люди которые способны противостоять социуму, но они как правило в ГОА уезжают.

Уровень образования поколения Y.

У них есть привычка читать, может и навязанная, но очень полезная. Часто приходят люди после журфака, с хорошими дипломами, и говорят «боже мой, как же мы потеряли эти годы, на что зачем?!». Вроде когда приходишь на журфак в МГУ и в РГГУ к студентам, смотришь – вроде хорошие люди, к нам приходят так...по неволе сделаешь выводы – кто же к нам приходит? И все же мне кажется , что уровень образованности сейчас выше, чем было в наше время. Сейчас очень повысилась роль иностранных языков, и их хорошо преподают. Люди учат язык, потенциальные люди планируют свою работу зарубежом и на это нацеливаются.

Если бы была возможность, вы бы перевыбрали свою профессию?

Я не выбирал профессию, профессия выбрала меня. Я бы с удовольствием бы что нибудь сделал – писал картины например, или чинил автомобили – на что я органически не способен. Я бы с удовольствием это делал. Мне было бы очень интересно. Например я ужасно бы хотел играть в кино. Но профессия один раз выбрала, ну нормально и хорошо. Я не мучился выбором с другой стороны. С выбором мучился ктото другой.