Наш принцип: работать качественно и профессионально

Автор: Олег Демидов

Наш принцип: работать качественно и профессионально

Олег Демидов

Изначально система «ДубльГИС» создавалась как вспомогательный рекламный проект. Однако со временем он выделился в отдельное направление, и сегодня ООО «ДубльГИС» присутствует в тридцати пяти городах России и Украины, насчитывает более тысячи сотрудников и обслуживает более семи миллионов пользователей. Как это произошло — рассказал генеральный директор компании и автор идеи Александр Сысоев.

Александр Сысоев, генеральный директор компании ООО «ДубльГИС»

Неожиданный «выстрел»

Начиналось все в прошлом веке. Во многом рождению идеи способствовал экономический кризис 1998 года. Изначально «ДубльГИС» был небольшим проектом при компании «Техноград плюс» в Новосибирске, где я тогда работал директором. Она специализировалась на создании профессиональных информационных систем для городских телефонных сетей. И единственной целью создания электронной карты Новосибирска «ДубльГИС» была самореклама «Технограда».

Присутствие на массовом рынке было скорее хобби и ограничивалось выпусками небольших тиражей компакт-дисков с картой города. Однако после кризиса многие заказчики «Технограда» оказались не в состоянии оплачивать дорогостоящие разработки не первой необходимости. Возникла потребность в поиске новых клиентов и способов применения ГИС. Так проект «ДубльГИС» неожиданно для меня «выстрелил» и стал набирать популярность – новые выпуски скачивались в большом количестве с сайта, новосибирские компании охотно размещали рекламу в программе.

Сформировались два основных направления развития продукта: бесплатное распространение и окупаемость за счет рекламы. Название сложилось из двух составляющих: геоинформационная система (карта) плюс городской информационный справочник «ДубльГИС». В результате в 2004 году я оценил перспективы проекта и решил его развивать как самостоятельный продукт.

Хакеры изменили стратегию

Первые трудности – это распространение. Первая партия дисков в тысячу экземпляров была выпущена в 1999 году и предназначалась для продажи. Однако местным хакерам не составило большого труда взломать несложную защиту нашей программы, и, конечно же, большое количество пиратских копий не позволило нам получить выгоду от продаж. Поэтому я пересмотрел стратегию, и с того времени по сей день мы предоставляем все наши продукты и информацию нашим пользователям бесплатно.

Далее, с чем мы столкнулись, это сбор справочной информации. В те годы появлялись различные информационные продукты и печатные справочники, с которыми я продумывал варианты сотрудничества. Однако совместной работы не получилось – было непонятно на тот момент, как делить прибыль, кроме того, чужая информация содержала чужие ошибки.

Также на первых порах у нас не было своей службы продаж. Да, мы пытались сотрудничать с рекламными агентствами, которые настаивали на том, что компании должны платить за размещение рекламы в справочнике. В итоге я пришел к пониманию, что публикация минимальных данных должна быть бесплатной, а искать рекламодателей эффективнее без посредников. Стало ясно, что по каждому из основных бизнес-процессов, будь это сбор справочных и картографических данных или продажа рекламы, необходимо развивать собственные службы.

Уже после того как стал заметен явный интерес пользователей к «ДубльГИС», пришло понимание своего места на рынке. В 2001 году у нас начал формироваться информационный отдел и отдел продаж. В 2002 году «ДубльГИС» совершил резкий качественный скачок – сформировалась четкая оргструктура, был разработан фирменный стиль, началась активная рекламная кампания. В конце года «ДубльГИС» впервые был бесплатно доставлен на компакт-дисках в 15 000 офисов города. Около двух лет шла работа над созданием внутренней технологической базы, оттачиванием бизнес-процессов и обучением персонала. Компания накапливала опыт и все делала сама. Оценить, сколько было вложено ресурсов, особенно челове-
ческих, очень сложно.

Богатый выбор рекламы

Как я уже говорил, фирменный стиль мы разработали в 2002 году, и с этого времени регулярно проводим рекламные кампании для наших пользователей в сезоны деловой активности. В рекламе используем самые различные каналы продвижения: наружную рекламу, рекламу на радио, в СМИ, в Интернете. Кроме того, наш продукт является эффективным рекламным носителем, и его возможности мы активно используем в своих маркетинговых целях: информируем пользователей о новых функциях и возможностях, скидках, а клиентов – об акциях и проектах. Поскольку портрет аудитории наших пользователей очень широк, то мы участвуем в различных региональных и федеральных мероприятиях – от дней города до деловых форумов, от спортивных марафонов до студенческих конференций.

Сегодня большое внимание мы уделяем интернет-аудитории – ведем корпоративный блог, микроблог, создаем сообщества в социальных сетях. Не так давно, например, проводили экскурсию для блогеров в один из наших офисов в Новосибирске.

Региональная экспансия

В 2004 году «ДубльГИС» был выделен в самостоятельную бизнес-единицу – ООО «ДубльГИС». С этого времени и началось региональное развитие. За тот год были открыты офисы в городах: Омске, Томске, Барнауле, Кемерово, а к первым выпускам были готовы команды в Новокузнецке, Красноярске, Астрахани.

В 2006 году вышли Екатеринбург, Курган, Иркутск, Нижневартовск, Тюмень.

В 2007 продолжалась географическая экспансия – вышли Одесса и Челябинск, в 2008 году – Пермь, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Бийск и Казань.

В 2009 году в справочнике Самары появляется город Тольятти. В апреле прошлого года двадцать два города празднуют десятилетие справочника «ДубльГИС». Главные трудности, с которыми мы столкнулись, касаются только качества собственной работы.

В Екатеринбурге мы вышли с недостаточно полным и выверенным справочником.

В результате были вынуждены через полгода перезапускать город и несколько лет реабилитироваться в глазах пользователей и клиентов. Одного раза нам хватило – с тех пор мы не выпускаем сырые продукты. Качество стало нашим главным принципом, оно обеспечивается благодаря собственной большой производственной службе и мощному департаменту исследований и разработок.

Прошедший год был самым насыщенным по темпам регионального развития. Мы изменили принципы работы по франчайзингу, что дало положительный результат. За этот год мы вышли в тринадцати городах: Краснодаре, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Горно-Алтайске, Магнитогорске, Ярославле, Набережных Челнах, Сочи, Воронеже, Волгограде, Костроме, Хабаровске и Туле.

При выходе в новый город мы учитываем специфику местного рынка и проводим доработку каталога. Ведь в каждом регионе есть свои особенные виды деятельности. Например, в «ДубльГИС» Астрахани есть рубрика «Агентирование морских судов». В Екатеринбурге большую долю справочника составляют предприятия тяжелой промышленности и машиностроения. В Барнауле значительно развито сельскохозяйственное направление, и эта особенность учтена в нашем рубрикаторе.

Конкурируя с Google

На региональном уровне конкуренция в разных городах своя, но в целом ситуация благоприятная. Аналогичные проекты в городах России выходят часто, но в основном либо сырыми, либо интересными только с программной точки зрения, а информационно менее полными.

С наибольшей конкуренцией мы столкнулись в четырех городах: в Новокузнецке, Красноярске, Екатеринбурге и Казани. До нашего прихода здесь уже работали полные аналоги «ДубльГИС» с точно такой же бизнес-моделью и функционалом. Новокузнецкий проект одно время даже был плагиатором, тогда эта история освещалась в местной прессе. Прошел суд, в результате которого было вынесено положительное решение в нашу пользу. После этого все нарушения новокузнецким аналогом были устранены.

Также частично мы конкурируем с электронными ресурсами Yandex и Google, где есть планы-схемы городов, космические снимки, есть возможность посмотреть фотографии, пробки на карте, есть мобильные версии и так далее. От «ДубльГИС» их отличает отсутствие offline-версии. Кроме того, картографические и справочные сервисы для Google и Yandex являются не основным продуктом, а дополнительной услугой для привлечения внимания пользователей. Нашим основным конкурентным преимуществом, на мой взгляд, является качество нашей справочной информации и карт. Ведь мы ежемесячно обновляем данные в справочнике.

В среднем в каждом городе за месяц обновляются данные нескольких тысяч компаний. Это делают специалисты колл-центра, обзванивающие организации, и наши «пешие» операторы, которые ходят по городу и собирают информацию там, куда невозможно дозвониться. Постоянно работают и картографы, которые выверяют картографические данные.

За клиентов и пользователей мы боремся улучшением продуктов, их качеством, удобством, содержанием. Если сталкиваемся с плагиатом, то тут подключаются наши юристы – например, по итогам прошлого года «ДубльГИС» выиграл тридцать один иск о защите интеллектуальной собственности. Это 100 % всех рассмотренных в 2010-м судами исков. Бесплатные продукты выгодны Компания получает прибыль за счет продажи рекламы. С 2006 года обороты компании ежегодно удваиваются. По итогам 2009 года оборот компании составил почти 440 млн рублей.

Рекламодателей мы привлекаем, в первую очередь, нашей аудиторией. За счет бесплатного распространения нашими справочниками по всей стране пользуется более семи миллионов человек. Эта широкая аудитория интересна рекламодателям, именно поэтому мы не планируем делать наши продукты платными для пользователей.

По результатам маркетинговых исследований, которые мы регулярно проводим, большая часть аудитории «ДубльГИС» – это платежеспособные молодые специалисты и топ-менеджмент с активной жизненной позицией. Если говорить более конкретно, то в каждом городе у нас работает собственный штат менеджеров по продажам. Рекламодателям предлагаем различные акции и комплексные пакеты. Также проводим деловые и неформальные встречи с клиентами: конференции, круглые столы, спортивные турниры, пикники. Например, в дни новогодних праздников наши менеджеры поздравляют своих клиентов и развозят новогодние подарки: календари на дисках – одного из наших символов, наборы для лепки снеговиков с забавной инструкцией, теплые пледы и многое другое.

Команда формируется постоянно

Основной принцип в формировании команды – это уважение к людям, независимо от позиции, на которую претендует тот или иной кандидат. Все остальное, на мой взгляд, лишь инструменты работы в управлении персоналом. А команда – она формируется постоянно. Двенадцать лет назад начинали работу над проектом три человека. На сегодняшний день в компании работает более тысячи человек. Средний возраст наших сотрудников – двадцать восемь лет. Многие сотрудники приходили и приходят к нам, будучи студентами. Некоторые здесь же создали семейные пары и до сих пор работают вместе. Для меня, как для работодателя, важно сделать так, чтобы работать в нашей компании было престижно. Думаю, что сейчас мы уже добились хороших результатов в этом направлении.

На начальном этапе бизнес был семейным. Сейчас можно сказать, что семейность осталась на уровне владения компанией. Что касается управления бизнесом, то у нас отличная команда топ-менеджеров.

К слову о разработках

На сегодняшний день в нашей компании работает около ста разработчиков. Революционным событием для нас стало обновление интерфейса два года назад. Старая версия, разработанная еще в 2000 году, была очень удачной и устраивала большую часть пользователей долгие годы. Необходимость создания новой версии, существующей сейчас, была продиктована небольшим числом пользователей-профессионалов. Именно им не хватало существующих возможностей «ДубльГИС».

И мы решили поменять хорошее на лучшее. В итоге интерфейс «ДубльГИС» стал современным и более удобным, добавилось много полезных функций и возможностей. Появилась возможность сторонним разработчикам самостоятельно создавать дополнительные модули к «ДубльГИС» – например, позволяющие отслеживать автопарк на карте, отображать фотографии с видами города, объединять данные клиентской базы «1С» с картой «ДубльГИС» и многое другое.

Кроме offline-версии, четыре года назад наши разработчики запустили версии «ДубльГИС» для КПК и онлайн-версию. В 2007 году стали доступны мобильная и PDA версии «ДубльГИС», запущен WAP-сайт «ДубльГИС». Работа в этом направлении продолжается, и в 2011 году мы предложим пользователям наши разработки для современных мобильных платформ.

Основное открытие, которое мы сделали со временем, – все необходимо делать самим, все процессы: сбор справочных данных, распространение и продажу рекламы, актуализацию карты и разработку программного обеспечения. К сожалению, аутсорсинг не дает требуемого качества.

Конкуренты стимулируют

Больше всего барьеров и трудностей было, пожалуй, на начальном этапе, и мы успешно с ними справились, получив неоценимый опыт. Когда проект стартовал, конкурентов у него не было. С популяризацией продукта они стали появляться и «заставили» нас быстрее развиваться, активнее работать над качеством.

Современный пользователь становится все более требовательным, и, чтобы удовлетворять его потребности, нам необходимо держать руку на пульсе новых разработок, успевать за развитием технологий. Наш принцип: работать качественно и профессионально. Благодаря этому мы выпускаем продукты, которые действительно экономят людям время и делают жизнь приятнее.