Финансовый план

02/03/2006

Вчера комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу, возглавляемая председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым, утвердила перспективный финансовый план на 2006-2008 годы. Тем не менее уже в ближайшее время этот документ будет переработан в новый финплан – на 2007-2009 годы. Работой над ошибками Михаил Фрадков намерен заняться немедленно. На сегодняшнем заседании правительства начнется подготовка бюджета-2007.

Трехлетний финплан на 2006-2008 годы, который в Белом доме и Минфине разрабатывают с августа 2005-го, получился следующим. В 2006 году доходы федерального бюджета с учетом доходов стабфонда оцениваются в сумме 5,6 трлн руб., что, по данным Минфина, на 560,1 млрд руб. больше, чем это предусмотрено бюджетом-2006. Доходы в 2007 году ожидаются на уровне 5,8 трлн руб., что на 738,8 млрд руб. больше трехлетних проектировок августа 2005 года. Доходы 2008 года по сравнению с первоначальным проектом вырастут на 806,5 млрд и составят 6,5 трлн руб. Внушающий уважение рост доходов оказался возможен только после того, как министр экономического развития Герман Греф пересмотрел свой прогноз цен на нефть, увеличив первоначальные расчеты с $40 за баррель Urals на $11 в 2006 и 2007 годах. В 2008 году цена российской нефти оценивается МЭРТом в $50 за баррель.

Как и предусмотрено конструкцией бюджета, большая часть сверхдоходов окажется в стабфонде. Дополнительные доходы, которые Минфин предлагает распределить бюджетополучателям, значительно меньше; в 2006 году эта сумма оценивается в 46,2 млрд руб., в 2007-м – 202,1 млрд, а в 2008-м – 310,7 млрд руб.

Эти деньги по одобренному вчера финплану уже фактически распределены. Прежде всего они будут потрачены на увеличение зарплат бюджетникам в полтора раза в реальном выражении и на увеличение расходов по четырем приоритетным национальным проектам. На нацпроекты в 2007 году предлагается увеличить финансирование на 36,6 млрд руб., а в 2008 году – на 38,3 млрд руб. Остальные допдоходы будут направлены на инвестиционные расходы. При этом Герману Грефу по вчерашнему решению комиссии пришлось расстаться с мыслью увеличить инвестиционный фонд. Алексей Кудрин сохранил (а Михаил Фрадков его поддержал) прежнюю схему финансирования инвестфонда: в 2006 году 69,7 млрд руб., в 2007-м – 76,3 млрд, в 2008 году – 73 млрд руб. Увеличение же инвестрасходов на 193,9 млрд руб. в 2007 году и на 133,9 млрд руб. в 2008 году в основном произойдет за счет распределения этих денег по федеральным целевым и адресным программам.

В результате такого планирования денег хватит не всем. Например, на вчерашнем заседании комиссии по бюджетным проектировкам уже выяснилось, что вопросы индексации пенсий придется решать дополнительно. Дело в том, что Минфин рассчитал индексацию, исходя из старого прогноза МЭРТа по инфляции на 2007-2008 годы на уровне 6,5-7%. Тем не менее ко вчерашнему заседанию Герман Греф свой инфляционный прогноз уже изменил до уровня 7,5-8,5%. Вчера нашлись и другие претенденты на допдоходы; так, замглавы Минпромэнерго Иван Матеров объявил о претензиях на 60 млрд руб. для ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике, но детальных расчетов не представил. Его предложение отложено.

Все не учтенные финпланом на 2006-2008 годы расходные предложения было решено рассматривать уже в ближайшее время. С завтрашнего дня правительство приступит к работе над бюджетом-2007 и новым финпланом на 2007-2009 годы. Это означает, что Михаил Фрадков, который почти год заставлял Алексея Кудрина и Германа Грефа корректировать финплан и прогноз, добился пока одного: Минфин показал более реальные доходы на перспективу и тем самым подстегнул новый этап борьбы за деньги стабфонда. В Белом доме не скрывают, что на этом этапе ждут, что отраслевые министры проявят не только лоббистские способности, но и смогут аргументированно обосновывать свои претензии, чтобы добиться результата.

Пока же с экономической результативностью правительство справляется плохо. Уже сегодня на заседании правительства будет рассматриваться отчет Германа Грефа об итогах социально-экономического развития на 2005 год и о задачах на 2006 год. Ежегодно таким подведением итогов правительство открывает начало кампании по подготовке бюджета следующего года. Из доклада министра следует, что рост цен на нефть с $34 за баррель в среднем в 2004 году до $50,6 в 2005 году темпы роста ВВП сократились на 0,8%, а промышленный рост в 2005 году – 4% вместо 8,3% в 2004 году.

Борьба за деньги стабфонда может приобрести и совсем экзотический характер. Вчера замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин заявил: "Аппаратом правительства было высказано пожелание проработать вопрос, возможно ли покупать на средства стабфонда акции надежных иностранных компаний помимо иностранной валюты и долговых обязательств иностранных государств". Сейчас размер стабфонда составляет 1,4 трлн руб. К концу 2006 года Минфин запланировал увеличение фонда вдвое. Если эта масса денег будет конвертирована в валюту и попадет на мировой фондовый рынок, спасать придется уже не только российскую, но и мировую экономику.

www.kommersant.ru