Александр Добровольский, директор по развитию и представитель компании ATS Tanner Banding Systems в СНГ, компаний Pactur и C-One в России и СНГ

08/12/2017

В чем был управленческий  секрет мирового лидерства Тойоты?

- У Тойоты нет никаких секретов – они достаточно честно рассказывали обо всех своих методах и находках. И речь шла не столько о находках компании Тойота, а вообще о принятых в Японии передовых решениях. Тогда много компаний в Японии, пользуясь японской культурой и определенным японским духом, традициями, работали в сторону повышения качества. Это  была в какой-то степени эксплуатация культуры. 

Какие ненужные расходы сегодня тащит на себе гигант?

- Сложно сказать, есть ли какие-то лишние расходы у Тойоты,  Газпрома, Автоваза. Есть некое понимание, когда все строго должно быть направлено на получение прибыли. Я не знаю ни одной компании, которая, перейдя на систему управления по MBA, сохранила бы своих прошлых владельцев, свои позиции на рынке длительное время. Это всегда какое-то кратковременное выжимание денег, которое ведет, как правило, к обрушению культуры компании, к обрушению всяких представлений о ее миссии, о чем-то большем, чем просто делание денег. Потому что MBA – это всегда о деньгах и ни о чем больше. 

Тойота и некоторые другие внимательно изучили управленческий опыт Советского Союза. В 90-е годы наши менеджеры приехали в Японию и начали говорить, что у вас здесь хорошо обстоят дела, а у нас - плохо. Японцы сказали очень интересные вещи – в цехах до сих пор висят лозунги, которые были в советские времена.

Когда мы говорим о лишних тратах, надо вспомнить о том, что  у компании могут уходить приличные средства на поддержание культуры, на обеспечение внутреннего образования, на обеспечение связи будущего сотрудников с будущим компании. На этом многое в Японии было построено. И у Тойоты в том числе. Кстати, и IBM была известна этим. Там тоже использовалась концепция пожизненного найма. И сотрудники очень серьезно верили в свою компанию и работали, зная, что компания их не бросит. В итоге, там тоже ввели MBA-изацию. И вы знаете, что для многих это была серьезная трагедия. В Японии происходит что-то в этом же роде - пытаются произвести некую унификацию, обезличивание. В итоге пропадают те преимущества, которые были у японцев, когда они относились к работе в компании, как к личному делу. Когда компания была для них персональна. Сейчас  это уходит. И я подозреваю, что те проблемы, которые заявлены, связаны, в частности, и с тем, что пропадает личная связь сотрудника с видением своего будущего, связанного с компанией, в которой он работает. Поработает в одной, потом пойдет в другую – там же везде все одинаково. Во всяком случае, так принято считать на Западе. 

Но компания утрачивает стабильность. У нее нет ничего, что позволило бы ей преодолеть какие бы ни было трудности. Когда компания не просто сегодня заботится о сотруднике, но и дает ему гарантии в случае потери трудоспособности, связанные с работой, гарантии в старости, дает страхование, пенсию, которая выходит за пределы того, что обеспечивается государством - тогда он готов работать на этой фирме даже в ситуации, когда у нее проблемы. И это позволяло многим преодолевать даже тяжелые ситуации.


Какой новый глава нужен бы Тойоте, чтобы не уйти в историю как Кодак ?

- Проблема сейчас не в лидере. Проблема в том, кто владеет компанией, кто контролирует ее, кто ставит ей цели и задачи. Найти в Японии или где-то еще человека, который мог бы повернуть компанию в ту или другую сторону, совершенно реально. Вопрос в том, что меняется общий подход, причем, меняется достаточно принудительно и жестко. Меняется в сторону унификации, гиперцифровизации, в сторону утраты гарантий сотрудников. Компания как бы говорит: «Мы обещаем тебе, что если ты будешь соответствовать нашим требованиям, которые все время только растут, то ты тогда сможешь что-то еще получать. Но твое будущее – твоя забота, а не нашей компании». И если вы посмотрите на стратегию любого крупного работодателя, то увидите там про цифровизацию, но не увидите никаких гарантий сотрудников в будущем. Говорится только про настоящее. И нигде про будущее. А именно это делает фирму стабильной.

Читайте полный текст в   №47
Рекомендуем оформить подписку в агентстве Урал пресс - 8499-700-05-07.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА  ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ