Архив Святейшего Синода XVIII–XX вв.

Архив Святейшего Синода XVIII–XX вв.

Е. В. Старостин, д. и. н., проф. РГГУ

  1. Создание архива Святейшего Синода
  2. Работы по приведению документов архива в порядок
  3. Положение об архиве и библиотеке Святейшего Синода
  4. Архив Коллегии экономии

Проводя реформы государственного аппарата, Петр I не сразу уделил внимание архивному делу. Многое из того, что предпринимал царь, было импульсивным, стихийным и поэтому часто оставалась на бумаге. Указ Петра 1720 г., обязывающий губернаторов и вице-губернаторов: «во всех монастырях, епархиях и соборах прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма, оригинальные тако же и исторические книги пересмотреть и переписать и те переписные книги прислать в Сенат», «исполнен не был».

Второй указ Петра, изданный двумя годами позже, имел более точную цель и был обращен к центральному учреждению, которое и по роду своей деятельности обязано было этими вопросами заниматься. «Из всех епархий и монастырей, – говорилось в указе, – древних лет рукописные на хартиях и бумаге церковные и гражданские летописцы, степенные, хронографы и прочие сим подобные… взять в Москву в Синод, и для известия оные списать и те списки оставить в библиотеке».

Патриаршая библиотека, перешедшая в ведение Синода, стала называться Синодальной. При отсутствии светских библиотек это было крупнейшее книжное и рукописное собрание, которое включало на начало синодального периода 866 печатных книг, 224 рукописи, 300 грамот и 144 «отдельно хранившиеся соборные уложения, книги и рукописи». Уже на другой год после создания духовного ведомства Синод предписал игумену Аф. Кондоиди и проф. Аф. Скиаде привести библиотеку в порядок и составить описание греческих манускриптов. Описание было опубликовано в 1723 г. на латинском и русском языках в Москве.

В череде инициатив царя-реформатора были и такие, которые привели к заметному изменению церковного делопроизводства и архивного дела. Постоянно нуждавшийся в деньгах Петр I с 1697 г. приказал установить контроль за доходами и расходами монастырей, обязав вести приходно-расходные книги, которые предоставлялись в Москву для отчета. И с 1723 г. Петр I вводит шнуровые приходно-расходные книги, обязывая монастырское начальство с 1724 г сообщать о своих доходах в Петербург.

Указом от 14 апреля 1702 г. «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священником недельных ведомостей о родившихся и умерших» Петр сделал первый шаг к введению метрических книг. С 1720 г. ведение метрических книг в Российской империи для всех православных церквей становится обязательным. Синод разрабатывает форму и порядок записи в метрических книгах (1724 г.) и обязывает приходских священников помимо собственного чернового оформлять в начале каждого нового года беловой экземпляр за прошедший год и отправлять его в соответствующую консисторию. Церкви было поручено хранение важнейшей для государства документации, без которой невозможно было войти в разряд цивилизованных стран.

С XVIII в. в структуре церковных архивов архив Святейшего Синода занял центральное место. Начало его юридического функционирования положил принятый в 1720 г. петровский Генеральный регламент, обязавший коллегии сдавать в архивы все дела, «пролежавшие три года». Однако духовная коллегия была создана только через год – в 1721 г., и ее архив разместился в одном холщовом мешке, когда в 1724 г. Синод уезжал в Москву. Бумаги находились в ведении обер-секретаря, который и давал разрешение «хаживать в ту архиву… когда потреба случалась». Синодальное хранилище оформилось только 2 октября 1738 г., когда был утвержден первый архивариус (М. И. Семенов) и появилось распоряжение Св. Синода от 28 февраля 1740 г. о передаче дел в архив: «…дела особливо все описать и сочинить им по годам, месяцам и числам генеральный с нумером, без всякого продолжения реестр». Дела были разобраны и переписаны по годам, их удалось переместить из ризницы в «новые палаты», в которых было устроено 18 шкафов. С 1763 г. должность архивариуса была включена в штат Св. Синода. Архивариус, выполнявший также и секретарские функции, с 1773 г. стал называться секретарем Синодальной канцелярии. Работы по описанию архивных материалов велись кое-как, справочный аппарат не составлялся, и говорить о каком-либо использовании документов нельзя.

Указания Сената о необходимости наведения порядка в архивах 1763, 1768, 1781 гг., по существу, игнорировались. Попытки привести в порядок архив предпринимались в 1797 г. (при обер-прокуроре Синода князе Вахованском) и в 1807 г. (при обер-прокуроре князе А. Н. Голицыне). Император в 1809 г вынужден был лично поинтересоваться состоянием архива, и ему были представлены лишь две приготовленные описи.

В конце 20-х гг. XIX в. новая комиссия по разбору дел, состоявшая из девяти чиновников, пыталась в течение четырех лет упорядочить архив. Исчерпав свои ресурсы, она вынуждена была констатировать, что «большой предстоит труд привести сей архив в порядок». Только во 2-й половине XIX в. осуществилось более или менее профессиональное описание архива, когда были приглашены выдающиеся историки и архивисты, и дело пошло на лад.

Комиссия по разбору и описанию Архива Св. Синода занялась составлением и публикацией «Описания документов и дел...» архива (в 31 т., 1868–1917), а также «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания». Архив Синода фактически стал действовать после выпуска в 1890 г. «Правил сдачи дел в Архив Св. Синода» и принятия в 1897 г. «Положения об Архиве и библиотеке Св. Синода».

Прежде всего Положение уточнило состав и содержание имеющихся документов и книг. В нем должны храниться «документы и дела как бывших, так и существующих центральных учреждений Св. Синода, равно документы и дела, поступившие в оный по особым на то распоряжениям Св. Синода». Были установлены условия доступа к документам: «…хранящиеся в Архиве Святейшего Синода документы и дела служат как для справок по требованиям центральных учреждений ведомства православного исповедания, так и для пользования лицами, допущенными в архив с научными целями». Историческое хранилище было отделено от текущего архива. Статья 4, касающаяся справочного аппарата, свидетельствовала о том, что архив из ведомственного хранилища становился публичным: «Всем хранящимся в Архиве и поступающим в оный документам и делам ведутся по установленной системе и форме описи и указатели, которые должны удовлетворять в потребных для них справках, равно содействовать занятиям при разработке научных вопросов». Для выполнения своих функций архив впервые получил штатное расписание в составе пяти человек: директор архива и библиотеки, два архивариуса и два их помощника. Сотрудники архива обязаны были иметь высшее образование. Архив, содержащий более 400 тыс. дел, занимал лидирующее положение по сравнению с библиотекой, выполнявшей вспомогательные функции. Перед ним была поставлена задача: продолжить описание документов и наладить прием новых документальных поступлений. Дела архива Св. Синода были разбиты на 27 отделов. Была приведена в порядок и библиотека Св. Синода, часть материалов которой с успехом могла храниться и в архиве: книги Священного писания, богослужебные, святоотеческие, канонические, старопечатные, рукописные греко-униатские богослужебные, издания ученых обществ, Училищного совета, Московской единоверческой типографии, уставы и отчеты благотворительных и просветительных обществ, периодические издания, книги редакции «Церковных ведомостей», картины, альбомы, портреты и пр.

Архив и библиотека Синода занимали 14 комнат на первом высоком этаже синодального здания, что «удовлетворяло всем требованиям науки об архивах». Документы были расположены в специальных картонных коробках, помещались в закрытых шкафах и, что самое важное, размещены по учрежденческому признаку и внутри дел строго в хронологическом порядке. Можно утверждать, что архив и библиотека Св. Синода перед революцией являлись «самым благоустроенным из всех архивов ведомства, да из других русских архивов лишь 2–3 могли поспорить с ним по своему благоустройству».

Кроме архива Синода большой объем документов, в особенности монастырей, поступил в Коллегию экономии после секуляризационной реформы 1762–1764 г. (было упразднено около 500 монашеских обителей), Коллегия, созданная в 1726 г., должна была заведовать монастырскими землями. На правах наследника Коллегия экономии получила в свое ведение бумаги монастырских и патриарших приказов. Коллегия экономии по количеству содержащихся в ее архиве дел намного превосходила Синодальный архив. Впоследствии фонды ликвидированных церковных учреждений были переданы в Московский государственный архив старых дел, преобразованный затем в Московский архив Министерства юстиции. Кампания по концентрации монастырских архивов, к счастью, затронула не все из них. Сохранил архив Саровский мужской монастырь, основанный в 1706 г. в Темниковском уезде. Монахи бережно собрали документы об основателе и первоначальнике Саровской пустыни иеросхимонахе Иоанне, по истории монастыря, о пребывании и подвигах великого старца преподобного Серафима Саровского, о Назарии Валаамском, Федоре Санаксарском и др. Большой объем документов составила актовая документация: выписки из писцовых и переписных книг, списки с царских грамот и другие бумаги, касающиеся в основном землевладения. Всего архив, помещенный на первом ярусе колокольни, содержал на конец XIX в. свыше тысячи единиц хранения. Сегодня фонд Саровского мужского монастыря хранится в государственном архиве и обозначен почетным № I.

Монастыри не торопились выполнять указы центрального правительства об отправке в столицу документов. Например, монахи Софийского собора в Новгороде в 1832 г. замуровали в двух комнатах старые царские и патриаршие грамоты, столбцы, архивные дела и книги XVI–XVII вв., чтобы не отдавать их в столицу. По счастливой случайности их обнаружили в 1857 г., и они были спасены для истории. Теми же мотивами руководствовались послушники Горийского монастыря, расположенного вблизи Переславля-Залесского, спрятав в 30-х гг. XIX в. документы в дымовых печах и трубах.

В 1865 г. они были обнаружены членами Археографической комиссии, которые уже знали, где и что искать.