Политические документы

Автор: Двоеносова Г.А.

Политические документы

  • Договор как политический документ.
  • Понятие политического документа.
  • Виды политических документов.
  • Функции политических документов.
  • Статус политического документа.
  • Документ как политический символ.
  • Политика как вид документа.

Политика − это область общественных отношений по поводу власти. Политика является особым видом человеческой деятельности, представляя собой, с одной стороны, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Как всякая деятельность политика инструментальна, и документ является одним из ее инструментов.

В самом общем виде политика представляется как явление всеобщей взаимосвязи социальных групп, институтов и общества, основанной на общественном договоре. Политические и социальные договоры стары, как сам мир политики. «Договор» как библейское понятие означал и соглашение с Богом, и основанное на взаимных обязательствах соглашение между людьми. В библейские времена договор стал для племен Израиля способом организации сообществ (прежде всего политических) на основе сотрудничества. Например, в XXIV главе Книги Иисуса Навина описано заключение «завета» с народом Израиля (12 племен) и создание племенной конфедерации.

Договор означает добровольное партнерство между людьми и их сообществами ради каких-то совместных действий или достижения всеобщих или частных целей. Договор – соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах. По некоторым данным, от латинского слова foedus (соглашение) происходит термин федерализм. Таким образом, договор – основной вид документа, с помощью которого осуществляется политическая деятельность. Его разновидностями являются соглашение, пакт, конвенция, трактат, конкордат.

Сущностную основу политики составляет вопрос о власти и ее использовании. Властные отношения всегда связаны с принятием нормативных правовых актов, процессом их разработки и реализации. Поэтому в первых попытках политологов дать определение политическому документу он представляется, прежде всего, как нормативный акт. Политический документ − «акт нормативного или рекомендательного характера, регулирующий деятельность субъектов политики и их взаимоотношения между собой или с обществом».

Помимо договоров и нормативных правовых актов, закрепляющих политические решения, существует множество других видов документов, обеспечивающих выполнение функций политики. Выражение властно значимых интересов групп и слоев общества осуществляется посредством таких документов как требования, манифест, доклад и др., а их реализация достигается через принятие политического решения и его издание в виде нормативного правового акта или другого политического документа, например, такого как декларация. Рационализации конфликтов способствует заключение договора, соглашения, конвенции. Распределение и перераспределение общественных благ с учетом приоритетов жизнедеятельности общества осуществляется в соответствии с таким документом как государственный бюджет. Управление и руководство общественными процессами происходит посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития, зафиксированных в концепциях, стратегиях, планах, программах и др. Интеграция общества и обеспечение целостности общественной системы обеспечивается такими документами как национальная доктрина и конституция. В политической социализации личности определенную роль играют идеологические документы, а также документы молодежных политических движений и организаций. Политическая коммуникация создает особые формы общения по поводу власти, используя для этого СМИ, политическую рекламу, агитацию и пропаганду, политический PR. В этом процессе используются такие документы как воззвание, листовка, обращение, послание, заявление, речь и др. Проективная функция политики (геополитическая), или функция созидания действительности, может быть выражена в форме договора, нормативного правового акта, карты и др.

Таким образом, процесс документообразования в политической сфере подчиняется общему закону причинности и взаимосвязи социальной (политической) функции и документа, с помощью которого она может быть выполнена.

Политические документы составляют особую категорию документов, функционально отличную от других, например, управленческих. Однако, проявляя интерес к исследованию документа, социологи и политологи ограничились чисто утилитарными задачами, а документоведы – дополнением функций документа еще одной, политической.

Вопрос о функциях документа в принципе является дискуссионным и заслуживает отдельного рассмотрения. Теория документоведения выделяет информационную, социальную, коммуникативную, культурную, управленческую, правовую, учетную и историческую функции документа. Однако все функции документа являются социальными, и, на наш взгляд, нет оснований для выделения социальной функции как самостоятельной. Атрибутивными функциями документа, как нам представляется, являются информационная и инструментальная. Информационная функция выражается через объективацию информации о социальной реальности (явлениях, событиях, фактах) и ее замещение в форме документа. Инструментальная функция документа проявляется, прежде всего, в том, что документ используется как средство доказательства явлений, событий, фактов, а так же как средство замещения и осуществления действия (коммуникативного, управленческого, политического). Эти функции являются общими для всех документов. Они позволяют документу служить доказательством явлений, событий, фактов объективной действительности, инструментом регулирования социальных отношений, социального проектирования и социальных технологий. Все остальные являются производными от этих основных в зависимости от контекста функционирования документа.

Не все однозначно и с политической функцией документа. Политика − явление динамичное. Формы ее проявления многообразны. Деятельность людей по поводу борьбы за власть и ее использование для достижения своих индивидуальных и групповых интересов представляется как политический процесс. Политические институты рассматриваются как элементы этого процесса. Учитывая, что документ – один из инструментов политики, целесообразнее ставить вопрос не о политической функции документа, а о функциях политических документов во взаимосвязи с функциями политических институтов (органов государственной власти, политических движений, партий, организаций) и политических процессов (выборов, референдума, импичмента и др.).

Документы обеспечивают структурирование таких элементов политики, как политическая организация, политическое сознание, политические отношения.

Политические документы в совокупности образуют систему «специальной» документации, формирующуюся на уровнях внешнеполитических отношений (мегаполитики), отношений отдельных государств (макрополитики), отношений группового характера, протекающих на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций (мезополитики), на уровне межличностных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства (микрополитики).

Статус политического документа могут приобретать любые документы, в том числе и те, которые не создавались специально для решения «вопроса о власти». Например, при определенных обстоятельствах политическим может стать любой письменный, аудиовизуальный и электронный документ, если он используется как инструмент в политических технологиях.

Некоторые виды документов выступают в роли политических символов. Например, конституция или паспорт гражданина. В этом смысле отдельного рассмотрения в статусе политического документа заслуживает российский паспорт.

В последнее время в управленческих структурах появился новый вид организационных документов под наименованием «политика», разновидностями которого стали финансовая политика, кадровая политика, политика управления документами.

Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / А.Ю. Мельвиль, М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова и др.; отв. ред. А.Ю. Мельвиль; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (МГИМО-Университет) МИД России. М.: Просвещение, 2004. С. 25.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 319.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под. общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. С. 169.

Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / А.Ю. Мельвиль, М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова и др.; отв. ред. А.Ю. Мельвиль; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (МГИМО-Университет) МИД России. М.: Просвещение, 2004. С.144.

Гудименко Д.В. Документ политический // Политическая энциклопедия. Том 1. М.: Мысль, 1999. С. 365.

Вестфальский договор 1648 г. заложил принципы формирования государственно-центристской модели мира, основанной на принципе национального суверенитета.

Например, политическая карта мира, карта административно-территориального деления и др.

Исключение составляют нормативные правовые акты.

Бонзак Р. Документальный метод. Теория и практика интерпретации с позиций социологии знания // Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение / Сост. Н. Конеген, К. Шуберт. М.: РОССПЭН, 2004. С. 180−198; Орлова Г.А. Бюрократическое письмо как механизм господства // Полис. 1999. № 5. С. 76−82.

Илюшенко М.П. Функциональный анализ документа // Делопроизводство. 1999. № 2; 2000. № 1.

Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З.Документоведение. Документ и системы документации. Учеб. пособие. М.: МГИАИ, 1977. С. 14.

Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / А.Ю. Мельвиль, М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова и др.; отв. ред. А.Ю. Мельвиль; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (МГИМО-Университет) МИД России. М.: Просвещение, 2004. С. 355.

Двоеносова Г.А. Российский паспорт как отражение проблемы гражданской, национальной, этнической и религиозной идентичности (по материалам периодической печати 1997−2004 гг.) // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе: доклады и сообщения на Шестой Всероссийской научной конференции
16−17 июня 2009 г. Росархив, ВНИИДАД. М., 2009.

ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Управление документами. Общие требования. М.: Стандартинформ, 2007. С. 10.