Особенности документационного обеспечения Центра сопровождения клиентских операций Сбербанка России

Автор: Кукарина Ю.М., Алексейкова Т.Л.

Сбербанк России является, наверное, самым крупным и известным банком страны, услугами которого пользовались и продолжают пользоваться большинство граждан. Однако мало кто знает, что годом основания старейшего банка страны считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. На внесенные деньги вкладчику выдавалась сберегательная книжка — «удостоверение из нескольких листов особо приготовленной бумаги, с внутренними знаками, печатным нумером и штемпелем Сберегательной кассы». В связи с этим уставом первая сберегательная касса в Петербурге открылась 1 марта 1842 года, а первым вкладчиком стал надворный советник, помощник директора экспедиции Санкт-Петербургской ссудной казны Николай Антонович Кристофари. На свой счет он внес 10 рублей и получил сберегательную книжку под № 1.

С того времени прошло уже более 150 лет, и в 1991 году общим собранием акционеров было принято решение об учреждении Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, который в настоящее время имеет филиалы и отделения по всей стране.

В 2000-е годы родилась идея создания Центров сопровождения клиентских операций (далее ЦСКО), которые бы полностью занимались комплексным обслуживанием и сопровождением клиентских операций (начиная с первичной обработки до последующей поддержки на всем протяжении отношений с каждым из клиентов по всем продуктам и услугам). Первый такой центр появился в Москве в 2008 году.

Документационное обеспечение деятельности ЦСКО возложено на отдел приема и регистрации документов управления по формированию сводной отчетности и документов дня. Учитывая специфику работы центра, а также объемы обрабатываемой документации, данное подразделение условно можно разделить на четыре участка: входящие, исходящие, предпочтовая подготовка и экспедиция. В отделе приема и регистрации документов работает 30 человек.

Отдел приема и регистрации документов выполняет следующие функции :

— прием, учет, регистрацию, оформление и обработку входящей и исходящей документации и корреспонденции, поступающей для подразделений ЦСКО, отчетности вспомогательных структурных подразделений;

— формирование и передачу в подразделения банка внутрибанковской почты, подготовленной подразделениями ЦСКО;

— обработку и регистрацию исходящей корреспонденции, подготовленной подразделениями ЦСКО;

— работу с франкировальной техникой. Оформление и отправку документации, подготовленной подразделениями ЦСКО, через почтовые отделения связи.

Отдел приема и регистрации документов строит свою работу на основе инструкции по делопроизводству в филиалах Сбербанка РФ № 1014-р, утвержденной 06.11.2009 Постановлением Правления Сбербанка России от 01.11.2009 г.

Основной задачей Центра сопровождения клиентских операций является обеспечение поддержки клиентов методом анализа и обработки их обращений, таких как запросы, письма, заявления, аккредитивы, постановления, исполнительные листы.

Большую часть ежедневно обрабатываемых документов составляют заявления клиентов, связанные с вопросами выплаты компенсации по вкладам, розыска, возврата и перечисления платежа по правильным реквизитам, а также розыска вкладов. Для этого клиенту необходимо прийти в ближайший филиал Сбербанка и написать заявление, которое в дальнейшем будет передано в ЦСКО на обработку. Данные формы заявлений унифицированы и имеют идентичный набор реквизитов.

В ЦСКО поступают также различные виды запросов: из налоговых органов — о предоставлении выписки по счету организации; из судебных органов — о предоставлении информации в отношении должника по гражданским делам; из банков — об уточнении реквизитов перечисления денежных средств клиента.

Исполнение запросов налоговых органов в отношении движения денежных средств на счетах налогоплательщиков, клиентов банка, — одно из основных направлений деятельности делопроизводственных служб кредитных организаций. В соответствии со статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» разрешает кредитным организациям выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, органам государственной налоговой службы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.


Устав от 12.11.1841 «О сберегательных кассах»

Положение об отделе приема и регистрации документов управления по формированию сводной отчетности и документов дня. Утв. начальником управления УФСОиДД от 22.12.10.

Инструкция по делопроизводству в филиалах Сбербанка РФ № 1014-р. Утв. постановлением правления Сбербанка России от 06.11.2009 № 282.

Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (в ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ). // Российская газета. — 1998. — № 148.

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 15.11.2010 № 294-ФЗ) // Российская газета. — 1996. — № 27

Полная статья в печатной версии журнала Делопроизводство

Источник: журнал Делопроизводство