Правила делопроизводства для федеральных органов и не только. Электронные технологии

Автор: С.Л. Кузнецов

Правила делопроизводства для федеральных органов и не только. Электронные технологии

С.Л. Кузнецов, к. и. н.

  • Нормативно-правовая основа перехода к электронным документам

  • Изменения в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти

  • Мероприятия в рамках Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот

В 2009 г., с выходом Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», мы впервые получили документ, определяющий порядок делопроизводства и принятый на таком высоком уровне. Ранее порядок делопроизводства определялся Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Минкультуры России. А с 2009 г. порядок делопроизводства стал определяться постановлением правительства, что говорит о повышении внимания государства к этому вопросу.

Кроме того, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ было закреплено положение, что «Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти» (ст.11 п.2). Таким образом, закон автоматически распространяет правила, устанавливаемые для федеральных органов исполнительной власти на все государственные организации и органы местного самоуправления. Хотя негосударственные, коммерческие организации не обязаны руководствоваться правилами, установленными для государственных органов, как и государственными стандартами, носящими рекомендательный характер. Но традиционно большинство крупных и средних организаций и предприятий ориентируется в постановке делопроизводства на устанавливаемые государством правила.

В 2009 г. в Правилах делопроизводства появился отдельный раздел, посвященный работе с электронными документами – «Раздел VI. Особенности работы с электронными документами в федеральном органе исполнительной власти». Но в связи с поставленной руководством страны задачей перехода к электронному делопроизводству и документообороту в государственном масштабе в Плане мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.02.2011 № 176-р, первым же пунктом было предусмотрено «Внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (срок – апрель 2011 г.).

В соответствии с указанным распоряжением Федеральным архивным агентством были подготовлены согласованные с Минэкономразвития России и Минкомсвязи России предложения по внесению изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и, наконец, 7 сентября 2011 г. появляется Постановление Правительства РФ № 751 «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Почти все изменения, вносимые этим Постановлением Правительства РФ в Правила делопроизводства, связаны с переходом к электронным документам.

В соответствии с п. 4 «Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот» все федеральные органы исполнительной власти в шестимесячный срок с момента выхода новой редакции правил, т.е. до 7 марта 2012 г., должны привести свои Инструкции по делопроизводству в соответствие с новой редакцией Правил, а в соответствии со ст. 11 (п.2) Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» то же самое должны сделать и другие государственные организации, и органы местного самоуправления.

Итак, какие же изменения произошли в правилах делопроизводства?

Переход к электронным документам только начинается и значительная часть документов, циркулирующих в системах электронного делопроизводства и документооборота (СЭД) – это электронные образы (копии) документов, полученные в результате сканирования оригиналов на бумаге. И если в Правилах 2009 г. речь шла только об электронных документах, то в новой редакции появляется понятие электронного образа документа. Пункт 37 Правил гласит, что «в федеральном органе исполнительной власти создаются и используются:

электронные документы, создаваемые в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе;

электронные образы документов, полученные в результате сканирования документов и хранящиеся в системе электронного документооборота».

Соответственно, появляются новые понятия:

  • Сканирование документа – «получение электронного образа документа»

  • Электронный образ документа – «электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе».

Современные системы автоматизации делопроизводства принято называть системами электронного документооборота. Это не совсем корректно, т.к. документооборот – более узкое понятие, охватывающее только процесс движения документа, с момента поступления в организацию или создания и до отправки или исполнения и помещения документа в дело, а системы СЭД автоматизируют и другие делопроизводственные операции, включая регистрацию документов, контроль исполнения, информационно-справочную работу, текущее хранение. Но производителями систем СЭД традиционно используется термин «системы электронного документооборота». Поэтому в Правила добавляются еще два понятия:

  • - «электронный документооборот» - документооборот с применением информационной системы и

  • - «система электронного документооборота» - информационная система, обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), их обработку, управление документами и доступ к ним.

В Правилах отсутствует ключевое понятие – «электронный документ», но дана отсылка, что другие понятия, используемые в Правилах, соответствуют понятиям, определенным в законодательстве. Это значит, что мы можем воспользоваться определением понятия «электронный документ», внесенном Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ в уже упоминавшийся Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

  • «электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».

Обратите внимание, что понятие «электронный документ» не подразумевает обязательность использования электронной подписи.

Официальные документы печатаются на бланках, и документы, готовящиеся на компьютере, как правило, предусматривали, что при их выводе на печать будут использоваться типографски отпечатанные бланки, в документах предусматривались соответствующие отступы. Новая редакция Правил предусматривает, что бланки хранятся в компьютерных системах и выводятся на печать вместе с документом. Но в автоматизированных системах используются не только бланки в электронной форме, но и шаблоны для типовых управленческих ситуаций, то есть бланки с включенным в них типовым (трафаретным) текстом с пропусками для внесения переменной информации. В связи с требованием к федеральным органам исполнительной власти перейти на электронный документооборот в Правила вносится положение, что «При подготовке документов в федеральном органе исполнительной власти используются электронные шаблоны бланков документов».

Формы бланков утверждаются руководителем организации. При использовании электронных шаблонов их тоже должен утвердить руководитель. Поэтому в пункт 8 Правил были добавлены слова об электронных шаблонах: «Образцы бланков и электронные шаблоны бланков документов федерального органа исполнительной власти утверждаются руководителем этого федерального органа исполнительной власти».

В Правилах, принятых в 2009 г., много нареканий вызывали наименования отдельных реквизитов, не соответствовавшие устоявшимся названиям реквизитов, закрепленных в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», тем более, что эти же реквизиты были и в предыдущих версиях стандарта1. Поэтому в новой редакции Правил делопроизводства названия некоторых реквизитов были откорректированы. Так, вместо реквизита «должность лица, подписавшего документ», появился реквизит «должность лица - автора документа». Тут надо понимать, что суть реквизита не изменилась. Автором документа считается лицо, подписавшее документ, а не исполнитель, который готовил текст документа и указанный в соответствующем реквизите.

В реквизит «наименование документа» добавлено понятие аннотации. Теперь реквизит звучит так: «л) наименование либо аннотация документа». Соответственно, изменилось наименование реквизита в приложении к Правилам. Тут под наименованием документа понимается привычный реквизит «заголовок к тексту» - реквизит 18 по ГОСТ Р 6.30-2003. Но в Правилах его назвали «наименованием», что часто путает работников службы ДОУ. А так как теперь речь идет об автоматизированных системах, и данный реквизит не столько заголовок в самом документе, сколько поле в регистрационной карточке, которое может содержать как привычный заголовок документа, так и его краткую аннотацию, то соответствующее изменение было внесено в Правила.

В 2009 г. в Правила не был включен реквизит 29 по ГОСТ Р 6.30-2003 – «отметка о поступлении документа в организацию». В новой редакции этот реквизит добавлен: «отметка о поступлении документа».

Регистрация поступивших документов должна осуществляться службой ДОУ в день поступления документа. Однако в Правила 2009 г. были добавлены слова «как правило», допускающие нарушение этого положения. В новой редакции Правил эти слова убрали и теперь, как и раньше, документ должен быть зарегистрирован в день поступления, без каких-либо исключений.

Добавлена ссылка на утверждаемый руководителем регламент по работе с обращениями граждан, который должен быть в каждом федеральном органе исполнительной власти. Именно указанный документ определяет порядок работы с обращениями граждан, включая их регистрацию и формирование в дела.

Наиболее кардинальной правке подвергся, как и можно было предположить, раздел VI, посвященный работе с электронными документами. Что тут представляет наибольший интерес?

Во-первых, закреплено положение, что работа с электронными документами ведется по тем же правилам, которые установлены для документов на бумажном носителе.

Во-вторых, зафиксировано разделение на две категории документов, циркулирующих в системах электронного документооборота – электронные документы и электронные образы документов.

Предусмотрен порядок заверения отправляемых в электронном виде документов электронной подписью. Т.е. если раньше электронная подпись всегда была у конкретного физического (должностного) лица, то теперь, с принятием Федерального закона «Об электронной подписи», возникает понятие подписи организации, отправляющей документ. Эта подпись проставляется автоматически системой электронного делопроизводства (СЭД) и заверяет подлинность отправляемого документа. Для получателя электронного документа наличие такой подписи дает уверенность, что документ получен именно от той организации, которая указана как отправитель документа.

Пункт 39 правил позволяет не использовать электронную подпись при внутреннем документообороте – например, при согласовании документов. Это существенно упрощает развертывание систем СЭД, т.к. в этом случае электронная подпись должна быть только у руководящих сотрудников, подписывающих исходящие из организации документы, а рядовые сотрудники используют упрощенные методы идентификации – например, ввод пароля.

В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 12.02.2011 № 176-р и от 17.03.2011 № 442-р Федеральным архивным агентством были выпущены «Рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов». И последние месяцы активно идет процесс согласования Росархивом соответствующих Перечней, подготовленных федеральными органами. Эта работа нашла свое отражение в п. 40 новых Правил.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 02.09.2011 № 221 утверждены «Требования к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки информации, доступ к которой ограничен» (зарегистрированы Минюстом РФ 15.11.2011). Другими словами, это общие требования к работе ведомственных СЭД. Теперь в Правила включена отсылка на указанные Требования (п. 41).

Поступающие в организацию документы на бумаге сканируются службой ДОУ для использования в системе СЭД. При этом в новых Правилах на службу ДОУ возлагается обязанность по сличению отсканированного образа с оригиналом документа. На первый взгляд, это кажется излишним – отсканированный образ идентичен оригиналу. Однако в отдельных, хотя и довольно редких случаях могут быть проблемы: например, неравномерно напечатанный текст плохо отсканировался, страницы в многостраничном документе слиплись и т.п.

Хотя, в принципе, электронные документы могут и в перспективе обязательно будут иметь сроки ведомственного хранения, отличные от традиционных бумажных документов, но поскольку этот вопрос еще не решен, то Правила предусматривают сроки хранения электронных документов в соответствии со сроками, установленными «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558.

Задача перехода на электронным документы решается во всем мире, это показал и опубликованный 28 ноября 2011 г. меморандум Президента США Барака Обамы «Управление государственным документами»2, адресованный руководителям федеральных органов исполнительной власти и посвященный необходимости перехода к электронным документам.

Новая редакция Правил делопроизводства направлена на решение тех же задач и с учетом внимания, уделяемого вопросам автоматизации работы госаппарата руководством страны можно ожидать, что наступивший 2012 г. станет годом существенных подвижек в переходе к электронному документообороту и автоматизации делопроизводства в масштабах страны.

1 ГОСТ Р 6.30-97 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

ГОСТ 6.38-90 "Унифицированные системы документации. Система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов"

ГОСТ 6.39-72 УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Источник: Делопроизводство 1 - 2012