Документирование приема, проживания и перевода воспитанников НООУ «Детская деревня-SOS Лаврово»

Автор: Е.И. Руднева, М.В. Панькова

Документирование приема, проживания и перевода воспитанников НООУ «Детская деревня-SOS Лаврово»

Е.И. Руднева, М.В. Панькова, Орловский государственный университет

  • Деревня-SOS - инновационная практика воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

  • Технологическая цепочка процедуры приема детей

  • Текст договора о сотрудничестве при переходе воспитанника на полупансионное проживание

SOS-деревни - это инновационная практика в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей. Под Детской деревней-SOS подразумевается социально-педагогическое учреждение, которое в качестве альтернативы традиционному воспитанию в детских домах пытаются создать для детей-сирот условия жизни, максимально приближенные к семейным.

Первая Детская деревня- SOS была основана Г. Гмайнером в 1949 г. в г. Имст (Австрия). Сегодня более 450 Детских деревень-SOS существуют в 132 странах.

Негосударственное общественное образовательное учреждение «Детская деревня SOS-Лаврово» была построена в 1998 г. в селе Лаврово Орловской области на средства гражданки Швейцарии М. Шаппюи.

В 15-16 лет дети из Детской деревни-SOS переходят в Дом молодежи, который располагается в объединенном блоке квартир многоэтажного дома. Там они живут 3-4 года до получения профессии. На сегодняшний день в г. Орле действуют два Дома молодежи. Руководитель Дома молодежи отвечает за развитие молодежи и воспитание ее самостоятельности. Как правило, педагоги-наставники молодежи живут в молодежном общежитии-SOS или неподалеку, обеспечивая постоянное педагогическое сопровождение.

После того, как ребята завершают профессиональное образование, они покидают Дом молодежи. Для 18-19-летних выпускников предлагают программу сопровождения в течение последующих 3-х лет. Молодые люди переезжают на постоянное место жительства на собственную или муниципальную жилую площадь, либо снимают жилье, получая финансовую поддержку от Детской деревни-SOS.

Жизнь Детских деревень-SOS основана на четырех принципах Г. Гмайнера:

  • мама Детской деревни-SOS строит близкие отношения с каждым доверенным ей ребенком и обеспечивает ему необходимые защищенность, любовь и стабильность;

  • братья и сестры – девочки и мальчики разного возраста вместе с родными братьями и сестрами живут, как одна семья;

  • дом – это центр семейной жизни со своей особой атмосферой, ритмом жизни и привычками. Здесь одной семьей живут SOS-мама и 6-8 детей.

  • Деревня-SOS это 12-14 семейных домов. Дети посещают обычные детские сады, школы и поликлиники. Семьи делятся опытом и помогают друг другу.1

Так как Детские деревни – это новшество для нашей страны, то неудивительно большое количество посетителей: журналистов, представителей общественных и благотворительных организаций и т.д. Чтобы не перегружать «семью» постоянными приемами гостей, в деревнях существует система «дежурного дома», который всю неделю принимает гостей у себя. Таким образом, каждый дом ждет гостей у себя всего 1 неделю из 11.

Мать-SOS является лидером в семье Детской деревни-SOS и отвечает за развитие каждого вверенного ей ребенка, в том числе в таких областях, как образование, здравоохранение и профориентация. Она самостоятельно ведет хозяйство. Она отчитывается перед директором деревни. Директор оказывает поддержку, и они работают вместе в духе открытости и доверия. Мать-SOS отвечает за развитие детей, живущих в ее семье–SOS.

Тети-SOS и семейные помощницы-SOS оказывают общую многопрофильную поддержку для матерей Детской деревни-SOS. Они живут в Детской деревне, в то время как семейные помощницы живут за ее пределами. В их основные обязанности входит поддержка матерей–SOS, а также забота о детях.

Сотрудники по детскому развитию отвечают за реализацию программ поддержки каждой матери–SOS в ее работе по воспитанию детей. К этой категории сотрудников относят педагогов, психолога и социального работника.

Административные работники отвечают за поддержание несложной рациональной системы управления в деревне, нацеленной на создание финансовой ответственности внутри каждой семьи Детской деревни-SOS. К ним относятся бухгалтер, менеджер по персоналу и секретарь. Сервисные работники следят за состоянием зданий, транспортных средств и территорией деревни. К этой категории относятся водитель, уборщица, мастер.

Директор деревни отвечает за общее развитие детей, проживающих в семьях Детской деревни-SOS, и непосредственно поддерживает каждую мать-SOS. Он также отвечает за эффективное управление деревней, руководит финансово-хозяйственной деятельностью, отвечает за кадровую работу.

У директора деревни есть два педагога-помощника: один отвечает за работу по индивидуальному планированию развития ребенка, другой - занимается административными вопросами, он же является заместителем директора во время его отсутствия. Директор деревни постоянно поддерживает прямые взаимные контакты с матерями-SOS и педагогами-наставниками или сотрудниками Дома молодежи.2

Таблица, приведенная ниже, показывает распределение обязанностей в деревне. В частности, в ней особо подчеркивается важность четкого взаимодействия между директором, матерями-SOS и педагогами-наставниками молодежи (см. табл. 1).

1www.ddsos.ru

2 Справочное руководство по организации работы в Детских деревнях-SOS от 01.08.2003

Источник: Делопроизводство 1 - 2012