Развитие способов документирования и разгадка тайны египетского письма

Автор: М. И. Додонова

Развитие способов документирования и разгадка тайны египетского письма

М. И. Додонова, доцент ИАИ РГГУ

Свидетельства зарождения письменности в Древнем Египте

Роль писцов в создании письменных памятников древности

Материальная основа письменности. Предметы и орудия письма. Папирус

Природа документа определяется двумя составляющими: информационной и материальной. Информационные характеристики документа (форма, объем, полнота, информативность) определяют взаимосвязь между информацией и потребителями, которая, как правило, устанавливается при помощи способов документирования — записи информации на материальном носителе.

Развитие способов документирования насчитывает не одно тысячелетие и составляет одну из основных проблем в истории и теории документоведения. Документоведение в отличие от времени происхождения документа и документирования является достаточно молодой наукой. Впервые понятие «документоведение» прозвучало из уст профессора К. Г. Митяева в 1943 году, а разработка учебной дисциплины, формирование учебных планов, программ, пособий и журнальных публикаций принадлежит Татьяне Вячеславовне Кузнецовой, заведующей кафедрой документоведения, автору многочисленных работ по теории и практике документоведения.

Современный термин «документ» определяется через понятие «информация, зафиксированная на материальном носителе»; одно из свойств информации передача ее во времени и пространстве. Таким образом, в процессе передачи информации реализуется одна их важнейших функции документа — коммуникативная. Разработка теоретических положений о функциях документа и их назначении принадлежит доценту кафедры документоведения М. П. Илюшенко.

На протяжении многовековой истории человечество стремилось любым доступным ему способом закрепить или передать информацию. Мировая история знает немало примеров, как зафиксированная древнейшим способом информация являлась подтверждением факта или события, обладала мифологическим свойством защиты от гнева богов, внешнего воздействия, будь то человек, животное или стихия.

Задача данной статьи заключается в попытке восполнить наши знания по вопросам развития способов документирования на примере только одного, но очень древнего исторического и географического образования Египта. Многочисленные письменные свидетельства, сохранившиеся как на территории современного Египта, так и в крупнейших музеях мира подогревали и подогревают интерес ученых к происхождению египетского письма. В связи с угасанием египетской цивилизации ключ к прочтению древнейших текстов был утерян окончательно.

Расшифровка египетских иероглифов восходит к начальному периоду проведения археологических раскопок на территории Египта, а также обязана простому везению или случайности. В 1799 году во время египетского похода Наполеона и проведения земляных работ в районе города Розетта военным инженером Бушаром была найдена темная базальтовая плита с тремя надписями: египетскими иероглифами, неизвестным письмом и на греческом языке.

Находка розеттского камня произвела сенсацию в научном мире, так как дала возможность для перевода текста, написанного древнейшими иероглифами.

Многие ученые из разных стран мира, в том числе и английский физик Томас Юнг, пытались расшифровать загадочный текст, но наибольший успех принадлежал молодому французскому архивисту и археологу Жану­Франсуа Шампольону, оставившему нам грамматику и словарь коптского языка, который вместе с египетским считается мертвым языком.

Суть его научного открытия заключалась в сопоставлении иероглифов, записанных на картушах (геральдических знаках египетских фараонов) с текстом, высеченным на найденном камне. Этому предшествовала большая работа, связанная с расшифровкой древнейшего вида письменности — пиктограмм (реликтовое запечатленное слово), которые можно было только толковать и интерпретировать часто с помощью догадки или озарения. Шампольон убедился, что самое древнее письмо — это только зарисовка предметов. Пиктограммы все же были рисунками, и их можно рассматривать не только как свидетельства о тех или иных событиях, но и как картину.

Пиктограмма, возникшая в период каменного века, передает сообщения, графически не расчлененные на отдельные слова. Происхождение пиктограмм — способ познания человеком окружающего мира и осуществления коммуникативных связей. В дальнейшем рисунки постепенно теряют свои очертания, становятся округлыми или острыми в зависимости от орудия письма и материала, использованного автором текста, появляются условные значки, которые принято считать основой появления иероглифов.

Многие слова были одинаково написаны, но имели различное значение, поэтому египтяне прибавляли к концу каждого рисунка знаки­иероглифы — детерминативы (определители, ключи) смысла слова. Иероглифами древние жрецы называли не только знаки, но и священные письмена, высеченные на камне. Их чаще всего высекали на колоннах, обелисках и каменных стенах.

Египетское иероглифическое письмо представлено знаками, изображающими одушевленные и неодушевленные предметы. Появлению иероглифов предшествовало идеографическое, или логографическое, письмо (идеограмма, логограмма — письменное обозначение понятия), где отдельные знаки передают не только слова, но и действия. Выбитый на скале рисунок домика, как и теперь, говорит путнику о прибежище, кувшин с льющейся водой обозначает прохладу, наконечник стрелы — направление, завиток над головой человека означал мысль или приглашение к диалогу.

Пиктограммы и идеограммы благодаря их большой емкости и наглядности широко применяются в современности: знак доллара или евро, дорожные знаки, сердечко (валентинка), компьютерная иконка и т. п.

Запечатленное слово связано с развитием фонетики, в которой первоначальное значение рисунка­идеограммы забыто и помнится лишь тот звук, которым этот рисунок обозначался на данном языке.

Знак египетского письма был рисуночным и звуковым, выражавшим один и более согласный. Звуковым он становился тогда, когда рисунок переставал передавать лишь смысл слова и стал использоваться для передачи входивших в него звуков.

Письмо, передающее человеческую речь, появляется в период развития классового общества на территории древнего Египта и Двуречья.

Изобретенная египтянами в период Древнего царства (приблизительно III тыс. до н. э.) письменность оказала большое влияние на развитие письма других народов и на происхождение алфавита. Во многом благодаря научным открытиям Жана­Франсуа Шампольона египетские иероглифы заговорили.

На Синайском полуострове были обнаружены надписи, внешний вид которых очень напоминает древнеегипетские иероглифы. Это еще раз подтверждает факт использования иероглифов и египетского алфавита сначала финикийцами, а затем и в странах, расположенных на побережье Средиземного моря.

Воображение человека впервые попавшего в древнейший храм бога солнца Амона, находящийся в Луксоре (древние Фивы) на берегу Нила, поражает сама конструкция гигантских колонн и обелисков, расписанных иероглифами. До нас храм Карнака дошел примерно в том виде, в каком он существовал в XIV–XI вв. до н. э. С запада к храму ведет аллея сфинксов (священного животного с головой овна и телом льва), символизирующих царственную силу и противостояние добра злу и обеспечивающих защиту храма от злых сил. Раскрашенные голубой и желтой краской рельефы колонн производили неповторимое впечатление солнечного и радужного восприятия окружающего мира. Рельефы содержат сведения о фараонах, исторических событиях. Храм в Дендере — еще одно свидетельство египетской цивилизации — богато расписан письменами о празднествах и рождении наследников фараонов. При храме Карнака существовала библиотека, где хранили и переписывали священные папирусы.

В сувенирных лавках современного Египта можно приобрести картуши с выбитыми иероглифами именами Клеопатры и Птолемея, папирусы, а также сувенирный знак «анкх» — символы мудрости и вечной жизни.

На каменных блоках, из которых были построены пирамиды и храмы, археологи обнаружили надписи о том, сколько людей работало на строительстве и в какое время.
Все эти письменные свидетельства открыли дорогу к расшифровке письменных текстов, выполненных примерно во II–III тыс. до н. э.

Предметом и орудием письма служили камень и каменные резцы. На каменной стеле, хранящейся в Лувре, сохранились тексты законов Хаммурапи, а также египетский земельный кадастр, служащий для сбора налогов с населения страны.

На стенах гробниц можно прочитать послания к потомкам и получить информацию о перезахоронении фараонов. Многие послания, сохранившиеся в гробницах, содержат воздаяния праведникам и наказания грешникам.

Появление письменности в Древнем Египте не могло обойтись без армии чиновников, где основную роль играли писцы (скрибы). Писцы, представляющие элиту общества в сфере умственного труда, были в привилегированном положении по сравнению с другими жителями страны. Они занимали места на всех ступенях бюрократической лестницы. В одном древнейшем папирусе записано: «Нет должности без подчинения, писец руководит другими». Высокое положение писца подтверждалось фактом освобождения его от уплаты налогов и податей.

Обязанности писцов сильно отличались от более поздних представлений о них, как о технических исполнителях. Например, кроме сбора налогов, писцы ведали казной и расходованием средств, при проведении строительных работ: прокладке каналов, строительстве пирамид и храмов, подготовке празднеств.

Свидетельства о жизни писцов сохранились в древнейших поучениях своим ученикам, причем эти поучения не затрагивали духовного формирования их подопечных, а говорили о тех преимуществах и материальных благах, которые давала должность писца.

Должность писца не передавалась по наследству, ее мог занимать человек из народа, подтверждением этому служит манускрипт «Поучение Ани».

Некоторые фараоны умели читать и писать, и в этом случае он не гнушался должности писца, а в одном из старых текстов назван «Писцом божьих книг». В Древнем Египте писцами чаше называли не только переписчика и составителя текстов, но и вообще всякого образованного человека.

Не случайно в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и в парижском Лувре сохранились скульптуры писцов, сидящих на полу, скрестив ноги, с глиняными табличками или папирусом в руках.

Древние египтяне относились к профессии писца с большим почтением, сохранился иероглиф, обозначающий письменные принадлежности.

Древние египтяне считали, что каждому человеку после смерти дарована вечная жизнь только благодаря магическим заклинаниям, совершаемым жрецами над усопшими. Эти магические заклинания записывались на стенах погребальных камер фараонов, а впоследствии и на саркофагах или на папирусах, из которых состоит величайший памятник древнеегипетской письменности, прекрасно сохранившийся погребальный папирус — «Книга мертвых», хранящаяся в Григорианском египетском музее Ватикана.
«Книга мертвых» предназначена для помощи умершим, представшим перед судом, по ту сторону жизни.

Магические заклинания иногда записывали на дощечках, которые помещали в саркофаги, предназначенные для захоронения менее важных лиц.

Высокий уровень культуры древнего Египта подтверждается, условно говор,я образовательной системой, когда от старшего к младшему, от учителя к ученику от начальника к подчиненному передавались различного рода поучения.

Существуют свидетельства о наличии школы в заупокойном храме Рамсеса II в Фивах (современный Луксор) и в храме богини Мут в Карнаке.

Учителями в школах были писцы, которые обучали навыкам профессиональной работы. В то же время существовали так называемые ведомственные школы, создаваемые управленческими структурами. Начальное образование включало знание письма, математики, географии и некоторых прикладных предметов.

Преподавателями в школах писцов были весьма образованные люди. Подтверждением тому служат дошедшие до нас памятники того времени «Мемфисский богословский трактат», Медицинский папирус. Их авторы нам неизвестны, но, очевидно, они принадлежали к высшим слоям общества, владеющим письменностью и имеющим время для составления интересных и полезных памятников египетской культуры.

Долгое время орудиями письма служили камень, черепки (остраконы), относительно плоские обломки известняка, дерево, а затем египтяне стали использовать глиняные таблички, искусством письма на которых, шумеры овладели во II тыс. до н. э. Глина, служащая основой написания текстов, сама диктовала графику письма — утолщенные знаки вверху и утончающиеся книзу; схематизация письма привела к образованию клиньев поэтому и вид письменности стал называться клинописью.

Клинопись — слоговое письмо. На его изготовление уходило много времени: сначала делалась таблетка в виде шарика, затем раскатывалась и покрывалась кунжутным маслом, после этого на нее можно было наносить текст.

Шумерская письменность, включающая несколько сотен знаков, была своего рода ребусом, над расшифровкой которого ученые бились не одно столетие.

Древний Египет оставил нам еще одно замечательное открытие — изобретение папируса, который служил прекрасным материалом для письма. В его основе — трава типа осоки, произраставшая по берегам Нила.

Слово «бумага», вошедшее во многие европейские языки (нем. Рapier, фр. — papier, англ. — paper ) происходит от греческого «папирус».

Долгое время папирус использовался лишь для хозяйственных целей: из него строили жилище и лодки, делали обувь. В настоящее время растение папирус можно увидеть только в ботаническом саду Каира.

Технология производства папируса для письма состояла из следующих процедур: стебли растения разделяли на тонкие длинные полосы, раскладывали их вдоль и поперек, смачивали нильской водой. Затем материал уравнивали, уплотняли, отбивали деревянным молотком и лощили инструментом из слоновой кости. Ученые долго бились над загадкой: как же склеивались стебли растения и, наконец, пришли к выводу — клеем служил сок травы, выдавливаемый под прессом. После просушки папирусы свертывали в свитки. Некоторые свитки достигали в длину 40 метров (папирус Харриса).

Таким образом, получался удобный, гладкий эластичный материал, на котором легко было писать тонкой тростниковой палочкой, или кисточкой. Папирус мог использовать не один раз, текст стирался или смывался и на чистом листе писали новый. Качество папируса схоже с некоторыми сортами современной бумаги. Начало абзаца писалось красной краской, остальной текст — черной. У каждого писца был свой пенал с кисточкой, красной и черной краской.

Памятники древнеегипетской культуры — это не только храмы, пирамиды, гробницы и каналы, но и дошедшие до нас письменные документы, обогатившие наши знания о развитии способов документирования и свидетельствующие о величайшем переходе от эпохи варварства к цивилизации.

Источник: Делопроизводство 2 - 2012