Организация педагогического процесса при формировании профессиональной компетентности специалиста-документоведа

Автор: Р. А. Коканова

Организация педагогического процесса при формировании профессиональной компетентности специалиста-документоведа

Р.А.Коканова, к.пед.н., доц., Астраханский гос. ун-т

  • Различные подходы к организации педагогического процесса
  • Уровни развития профессиональной компетенции

При подготовке специалиста-документоведа мы поставили задачу: разработать модель процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в области электронного документооборота. Модель исследуемого процесса рассматривается на основе контекстного, личностно-ориентированного, компетентностного и задачного подходов к организации педагогического процесса.

Сущность контекстного подхода заключается в создании таких практико-ориентированных ситуаций, в которых студенты в ходе учебного процесса выполняют ту работу, которую они будут осуществлять в своей профессиональной деятельности.

Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию процесса обучения на потребности и возможности личности, где цель – «формирование социальных компетентностей в учебном процессе» соотносится с центральной целью любой образовательной системы – развитием личности в единстве её интеллектуального, эмоционально-волевого, а также таких её личностных качеств, как ответственность, свобода, толерантность, гражданственность и других поведенческих аспектов посредством как содержания, так и организационно-управленческих форм образования. В реализации этого подхода проявляется гуманистическая направленность формирования компетентностей человека.

Компетентностный подход – выражается через ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. Последние три конструкта объединяются в метаобразовательный концепт – ключевые квалификации.

Задачный подход предполагает предварительное моделирование иерархии позиционно-ролевых задач, включающих в себя решение проблем социального взаимодействия, коммуникативного оформления и направленных на реализацию компетентностей в профессиональной деятельности.

Разрабатывая модель, мы основывались на представлении о целостности педагогического процесса как последовательности взаимосвязанных компонентов, этапов в рамках обозначенных подходов и регламентах перечисленных принципов.

Совокупность таких компонентов, как «цель» – «условия» – «результат» определяет моделируемую систему. Цели организуют условия в определённую систему, при этом возможность условий определяется соответствием содержания обучения поставленным целям. Динамика дидактических условий направлена на трансформацию учебной деятельности в специально-профессиональную.

Остановимся подробнее на характеристике содержания компонентов модели (см. схему 1).

Компонент целеполагания ориентирован на создание целостной системы подготовки специалиста-документоведа в области электронного документооборота и реализацию целей, определяемых общеобразовательными государственными стандартами.

  • Содержательно-структурный компонент включает в себя виды и содержание ведущих компетенций специалиста в области электронного документооборота: научно-технический вид компетенций – знания, умения и навыки в области документоведения; информационно-методологический – владение современной информационной картиной мира, знания, умения и навыки в области информационной педагогики, современных представлений об информационных технологиях; информационно-технологический – интегративный вид компетенций, включающий в себя знания в области информатики и умения использовать их в электронном документообороте, навыки ресурсного обеспечения системы электронного документооборота; рефлексивно-оценочный – знания из области процесса сопровождения документов на всех стадиях жизненного цикла, умение проводить экспертизу качества документооборота и навыки конфиденциального ведения электронной документации.
  • Процессуально-деятельностный компонент включает в себя этапы формирования профессиональной компетентности специалиста в области электронного документооборота.

Результативный компонент модели формирования предполагает оценку уровня и динамику сформированности профессиональной компетентности.
В результативном компоненте модели раскрываются связи между планируемым и достигнутым уровнями профессиональной компетентности. Оценка осуществляется на основе разработанных критериев и показателей. Взяв за основу уже определённые уровни развития профессиональной компетентности, а также сущность и структуру профессиональной компетентности специалиста в области электронного документооборота, мы выделяем следующие уровни развития профессиональной компетентности

Схема 1. Дидактическая модель формирования профессиональной компетентности специалиста в области электронного документооборота в современном вузе

Начальный уровень предусматривает отсутствие содержательной профессиональной компетентности, стихийность и бессистемность знаний, умений, несформированность действий и критериев контроля, проверки и оценки профессиональной деятельности; умения в области электронного документооборота интуитивные или не имеются по причине отсутствия знаний, которые могли бы обеспечить их осуществление на более высоком уровне. Показатели этого уровня – мотивация и интерес студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Низкий уровень включает в себя усвоение студентом образцов выполнения профессиональных функций, расширение круга профессионально ценной информации, развитие профессиональной рефлексии на основе контроля, проверки, оценки результатов профессиональной деятельности. Показатели этого уровня – активное приобретение базовых научно-технических знаний и умений; несформированность профессиональной позиции, жизненной перспективы при осознании значимости профессионального развития; формирование критериев контроля, проверки и оценки профессиональной деятельности.

Средний уровень связывается с умениями использовать информационные технологии в электронной среде. На этом этапе студент достигает уровня самостоятельных профессиональных решений. Отмечается активное, самостоятельное, но не достаточно ответственное, уверенное, согласованное выполнение профессиональных действий (умений) по применению системы знаний, средств. У студентов не полностью сформированы профессиональная позиция, жизненная перспектива, действия контроля, проверки, оценки профессиональной деятельности и их критерии. Для среднего уровня профессиональной компетентности в области электронного документооборота характерны: недостаточно конструктивная и продуктивная потребность, недостаточная ответственность. Знания об электронном документообороте не являются полными. Умения по использованию электронного документооборота недостаточно последовательные, хотя дифференцированы, алгоритмичны; действия результативного контроля, проверки, оценки – результативные, но недостаточно обоснованы и адекватны.

Высокий уровень связан с реализацией целей и задач творческого характера и направленностью в освоении передовых технологий в области документооборота. Обязательным в развитии профессиональной компетентности специалиста на этом уровне является формирование его профессиональной позиции как условия реализации этого процесса. Все составляющие компоненты – целеполагания, содержательно-структурный, процессуально-деятельностностный и результативный – сформированы в достаточной для профессионального становления степени.

С целью определения динамики изменения уровня компетентности студентов в области электронного документооборота в процессе их подготовки нами составлен комплекс диагностических методик: комплексные задания, тесты. Кроме того, разработана схема организации наблюдения динамики формирования профессиональной компетентности специалиста, состоящая в следующем: до начала реализации модели испытуемые оценивают свою готовность к данному виду деятельности при помощи специально составленных для этой цели листов самооценки (исходный срез); по окончании информационно-установочного, обучающего этапов студентам предлагаются тесты разного уровня, которые молодые люди выбирают индивидуально (промежуточные срезы), и после завершения профессионального этапа модели контроль осуществляется по конечному продукту (итоговый срез). В основе разработанных тестов лежит методика выполнения операций, измерений, оценки уровня усвоения, разработанная В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур.

Тест состоит из задания по деятельности определённого уровня и эталона. По эталону определяется число существенных операций (р), необходимых для успешного решения тестов. Сравнение ответа студента с эталоном по числу правильно выполненных операций (а) теста даёт возможность определить коэффициент усвоения (Ка): Ка = а / р.

Коэффициент усвоения (Ка) находится в интервале между 0 и 1 (чем ближе его значение к единице, тем выше уровень усвоения и, следовательно, уровень готовности). Сопоставив его со 100-балльной шкалой оценки, мы смогли охватить равномерно изменяющейся оценкой все уровни профессиональной компетентности специалиста в области электронного документооборота.

Выполнение студентом теста с коэффициентом Ка < 0,7 свидетельствует о том, что он систематически совершает ошибки и не способен к их исправлению, у него не сформированы знания и умения в области электронного документооборота. Следовательно, уровень готовности студента – начальный.
К тестам низкого уровня мы отнесли задания на опознание, различение или классификацию изученных объектов.

К тестам среднего уровня мы отнесли подстановки, конструктивные и типовые задачи, направленные на выявление умения студентов воспроизводить информацию без подсказки, по памяти и уметь использовать её для решения типовых задач.

Данная методика оценки уровня усвоения материала применяется для промежуточного среза на первом этапе формирования профессиональной компетентности – информационно-установочном.

После завершения второго этапа – обучающего – используется следующая методика определения коэффициента усвоения:
К = Тэ / Tф,

где: К – коэффициент усвоения;

Тф – фактически затраченное время на выполнение эталонного задания конкретным обучаемым;

Тэ – среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

Выбор данной методики объясняется тем, что на втором этапе студентам целесообразно выполнять не тесты, а практические задания с использованием компьютера.

Первый промежуточный срез определяет динамику теоретического уровня профессиональной готовности студентов, а второй – практический уровень профессиональной компетентности. По окончанию третьего (профессионального) этапа проводится итоговый срез и даётся обобщающая характеристика.

Указанные исследования положены в основу представленной модели формирования профессиональной компетентности специалиста в области электронного документооборота.