Отражение вопросов документирования управленческой деятельности муниципальных органов власти в региональном законодательстве

Автор: О. Б. Пономарева, Т. В. Алтунина

Отражение вопросов документирования управленческой деятельности муниципальных органов власти в региональном законодательстве

О.Б. Пономарева, к.и.н., доц., Т.В.Алтунина, Белгородский гос. национальный исследовательский ун-т

Состав регистра муниципальных правовых актов Порядок ведения регистра

В настоящее время в субъектах Российской Федерации формируется нормативная правовая база деятельности органов местного самоуправления, что предусматривает принятие на муниципальном уровне более 20 тыс. правовых актов. Это в первую очередь документы, регламентирующие деятельность представительных органов муниципальных образований и местных администраций, документы по решению вопросов местного значения, а также правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность муниципального образования, градостроительство, благоустройство, общественный порядок и безопасность жизни, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, участие граждан в осуществлении местного самоуправления и иные вопросы. Следует отметить, что законодательство Белгородской области в определенной степени регламентирует вопросы документирования. Рассмотрению данной темы и посвящена настоящая статья.

Рассматривая региональную нормативную базу по документированию, необходимо отметить законы, отражающие суть данного вопроса, а именно закон Белгородской области от 15.12.2008 № 252 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области», устанавливающий общие принципы организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области. Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области в целях их учета и систематизации.

Муниципальные правовые акты, являясь правовой формой управленческой деятельности в муниципальном управлении, занимают весомое место в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, так как обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно исходя из интересов населения на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов. Областной закон и Порядок организации деятельности по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области, (утв. распоряжением губернатора Белгородской области от 12.05.2009 № 217-р), не содержат определения понятия муниципального нормативного правового акта, ограничиваясь указанием видов правовых актов, подлежащих включению в регистр (решения представительного органа муниципального района; решения представительных органов поселений, расположенных на территории муниципального района; постановления главы администрации муниципального района; постановления глав администраций поселений, расположенных на территории муниципального района; постановления администрации муниципального района; постановления администраций поселений, расположенных на территории муниципального района; правовые акты, принятые на местном референдуме и т.п.).

Закон лишь определяет, что понимается под регистром муниципальных нормативных правовых актов: «…база данных актуального состояния нормативных правовых актов муниципальных образований в Белгородской области, принятых населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления» (Ст. 2).

В соответствии с законом включению в регистр подлежат действующие муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области, а также оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан) (Ст. 3.п.1). Обращается особое внимание на необходимость включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов, признанных недействующими по решению суда, но не отмененных, а также не признанных утратившими силу. С присвоением самостоятельного регистрационного номера включаются в регистр муниципальные нормативные правовые акты, вносящие изменения (дополнения), приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившим силу).

Для включения в регистр муниципальный нормативный правой акт должен содержать определенные сведения, перечень которых дан в статье 4: 1) номер и дата государственной регистрации; 2) реквизиты (вид, наименование принявшего органа (должностного лица), дата принятия и подписания, номер и наименование); 3) сведения об источнике официального опубликования (обнародования); 4) текст; 5) дополнительные сведения (решения судов, информации прокуратуры, заключения органов государственной власти Белгородской области и другие документы о его противоречии действующему законодательству, уставу области и муниципального образования).

Перед включением муниципального нормативного правового акта в Регистр закон обязывает проводить его юридическую экспертизу и оценку на соответствие требованиям юридической техники (в том числе на наличие необходимых реквизитов) (Ст. 6). Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, уставу муниципального образования.

Закон устанавливает обязательность ведения регистра, как на бумажных носителях, так и в электронном виде на основе использования программных средств и методических рекомендаций, разработанных уполномоченным органом — в данном случае, это Администрация губернатора Белгородской области.

В статье 7 определен состав сведений о муниципальном нормативном правовом акте, которые могу быть предоставлены из регистра по запросу граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц: 1) сведения о включении в регистр; 2) номер и дата государственной регистрации; 3) реквизиты (вид муниципального нормативного правового акта, наименование принявшего органа (должностного лица), дата принятия и подписания, номер и наименование); 4) сведения об изменении, отмене (признании утратившим силу); 5) копия текста или фрагмента текста; 6) источник и дата официального опубликования (обнародования); 7) дополнительные сведения.

В законе также изложены требования к запросу на получение сведений, содержащихся в регистре:

1) для граждан: фамилия, имя, отчество, адрес для направления ответа, номер контактного телефона, номер факса и (или) адрес электронной почты (при их наличии для направления ответа или уточнения содержания запроса;

2) для государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц: наименование органа или организации (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица), от имени которого (которой) направлен запрос, его (ее) почтовый адрес и номер контактного телефона, номер факса и (или) адрес электронной почты (при их наличии) для направления ответа или уточнения содержания запроса;

3) информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия, принявший орган (должностное лицо));

4) вид предоставления сведений (документальный или электронный).

Установлено, что губернатор Белгородской области (Ст. 2) определяет уполномоченный орган по ведению регистра и архивного фонда муниципальных нормативных правовых актов и организацию его деятельности (Администрация губернатора Белгородской области).

Более детально правовые условия организации работы по ведению регистра развивает упомянутый ранее Порядок организации деятельности по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области, (утв. распоряжением губернатора Белгородской области от 12.05.2009 № 217-р). Он устанавливает порядок деятельности правительства Белгородской области, Администрации губернатора Белгородской области, а также порядок взаимодействия Администрации губернатора Белгородской области и органов местного самоуправления при ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области.

Прежде всего уточняется порядок ведения регистра, который включает в себя:

1) формирование текстов нормативных правовых актов в электронном виде;

2) формирование реквизитов нормативного правового акта и заполнение полей карточек документа;

3) проведение юридической экспертизы нормативного правового акта;

4) обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;

5) присвоение нормативному правовому акту номера государственной регистрации;

6) поддержание базы данных регистра в актуальном состоянии;

7) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре.

Для включения муниципального нормативного правового акта в регистр Глава администрации муниципального района должен представить: текст нормативного акта; справку об опубликовании (обнародовании) нормативного акта с указанием названия, номера и даты выпуска источника официального опубликования для муниципальных районов, городских округов; дата и место обнародования для городских и сельских поселений, а также дополнительные сведения.

В Порядке установлены сроки обобщения и предоставления этих документов — не реже одного раза в месяц в электронном виде, а также на бумажных носителях, удостоверенные оттиском печати органа местного самоуправления. Особое внимание уделено составу и требованиям к оформлению реквизитов нормативного правового акта: вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и название, а также реквизитам дополнительных сведений. В регистре содержится также информация о действии муниципального акта (действующий; недействующий; действие приостановлено; не вступил в силу; дата вступления в силу). Основой регистра в электронном виде является база данных, в документальном виде является архивный фонд.

Частично затрагивает вопросы документирования деятельности органов местного самоуправления Закон Белгородской области от 30.03.2005 № 177 (в ред. 04.06.2007) «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области». Так, статья 6 указанного закона целиком посвящена составу информации, обязательной в контракте для руководителя администрации муниципального района (городского округа).

Контракт для руководителя администрации муниципального района должен содержать следующие условия:

1) указание об обязанности руководителя администрации по организации надлежащего исполнения администрацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Белгородской области;

2) указание об обязанности руководителя администрации отчитываться перед уполномоченными органами государственной власти о ходе реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Белгородской области, в порядке и на условиях, предусмотренных этими законами;

3) сведения об ответственности руководителя администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей при реализации администрацией отдельных государственных полномочий, установленной федеральными законами.

Большой раздел закона раскрывает наименования органов местного самоуправления городских и сельских поселений в Белгородской области (Ст. 3), что особенно важно при документировании деятельности муниципальных органов власти. Эти данные «выполняют» правовую функцию и необходимы для придания управленческому документу юридической силы. В соответствии с законом представительные органы городских и сельских поселений Белгородской области должны иметь наименование:

  • земское собрание сельского поселения;
  • поселковое собрание городского поселения (поселка);
  • городское собрание городского поселения (города).

Главы городских и сельских поселений именуются:

  • глава сельского поселения;
  • председатель поселкового (городского) собрания — для городских поселений, в которых глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования;
  • глава администрации — для городских поселений, в которых глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Кроме того указаны наименования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Белгородской области (Ст. 4), в том числе:

1) Представительных органов муниципальных районов и городских округов:

  • Муниципальный совет муниципального района;
  • Совет депутатов городского округа.

2) Глав муниципальных районов и городских округов:

Председатель Муниципального совета (Совета депутатов) — для муниципальных районов (городских округов), в которых глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования;

  • Глава администрации — для муниципальных районов (городских округов), в которых глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Что же касается наименования исполнительно-распорядительного органа городских и сельских поселений муниципальных районов и городских округов, то это — администрация соответствующего муниципального образования.

Более детальное регулирование этого вида правотворчества осуществляется уставами органов местного самоуправления.

Таким образом, в законодательстве Белгородской области содержатся обязательные для исполнения нормы, правила, требования к документированию различных направлений деятельности муниципальных образований, и оформлению отдельных видов документов, и их содержанию и структуре текста.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводит понятие муниципального правового акта, означающее решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.