Концепция профиля документационного обеспечения управления

Автор: Ю. М. Кукарина

Концепция профиля “Документационное обеспечение управления”
Ю.М.Кукарина, доц. РГГУ

  • Содержание профиля “Документационное обеспечение управления”
  • основные курсы профиля
  • карьерные перспективы выпускников

В связи с переходом на двухуровневую систему образования в настоящее время обучение на факультете документоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета ведется на основе стандарта третьего поколения по направлению подготовки 034700 “Документоведение и архивоведение” квалификация (степень) бакалавр.

С учетом специфики научной деятельности кафедр факультета было подготовлено три учебных плана в соответствии с тремя профилями, предложенными на факультете: «Документационное обеспечение управления», «Организация делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления» и «Организация управления электронными документами».

В статье будет изложена концепция профиля “Документационное обеспечение управления”, разработанного профессорко-преподавательским составом кафедры документоведения под руководством профессора Т.В. Кузнецовой, которая, безусловно, является основателем данной специальности и сделала бесконечно много для ее становления и развития как в Историко-архивном инстуте Российского государственного гуманитарного университета, так и во многих других вузах страны.

Профиль “Документационное обеспечение управления”, пожалуй, самый традиционный, так как фактически соответствует наименованию специальности – “Документоведение и документационное обеспечение управления” (по стандартам 1-го поколения код специальности -061300, по стандартам 2-го поколения код специальности - 350800).

Богатый опыт работы и определенные уже сложившиеся традиции закладывают основу и способствуют развитию данного профиля в новых условиях.

В соответствии с концепцией профиля “Документационное обеспечение управления” основной идеей является подготовка выпускника-бакалавра универсала, готового к работе практически в любой организации как государственной, так и коммерческой, знающего все базовые принципы современного делопроизводства, владеющего историческими традициями российского делопроизводства, знакомого с опытом работы зарубежных стран в области документационного обеспечения управления, готового создавать и организовывать работу современных служб документационного обеспечения управления, успешно применяя новейшие информационные технологии.

Образовательная программа профиля “Документационное обеспечение управления” предоставляет студентам возможность получения всестороннего гуманитарного образования, серьезной правовой подготовки, знания информационных технологий и, в первую очередь, освоения профессиональных дисциплин, содержащихся в базовой и вариативной части профиля.

Освоение профессиональных дисциплин базового цикла, таких как: “Документоведение”, “Организация и технология документационного обеспечения управления”, “Кадровое делопроизводство” формирует у студентов понимание основ современного делопроизводства и эти базовые знания в дальнейшем дополняются специальными.

Дисциплина “Документоведение” является первой и основной, так как студент изучает современный документ, современные системы документации, функции документа и способы документирования, историю развития и современные требования к формуляру документа, классификацию документов и т.д.

Дисциплина “Организация и технология ДОУ” позволяет студенту изучить организацию работы службы ДОУ, регламентацию ее работы, основные принципы документооборота, технологические этапы работы с документами, организацию хранения документов в делопроизводстве.

Дисциплина “Кадровое делопроизводство” направлена на изучение работы современного отдела кадров, формирования и ведения документации по личному составу.

Концепция профиля предусматривает, что выпускник обладает всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, чтобы организовать документационное обеспечение управления в конкретной организации с учетом требований современных законодательных актов и применяя новейшие информационные технологии. Необходимые для этой деятельности компетенции достаточно четко отражены в действующем государственном образовательном стандарте :
- Владение законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и в правовой базе смежных областей (ПК-26);
- Способность организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов (ПК-24);
- Способность разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и т.д.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-25);

- Владение правилами организации всех этапов работы с документами (ПК-43).

Концепция профиля предполагает, что выпускник владеет спецификой документационного обеспечения деятельности современных организаций, учитывая их направление деятельности и организационно-правовую форму. Эти аспекты отражены в вариативной части дисциплин профессионального цикла, таких как: “Документационное обеспечение управления в негосударственных организациях”; “Организационно-документационное обеспечение деятельности руководителя”; “Делопроизводство в органах местного самоуправления”; “Организация работы с обращениями граждан”; “Конфиденциальное делопроизводство”. Таким образом, выпускник имеет определенные преимущества при выборе в дальнейшем места работы, так как хоты бы теоретически знаком со спецификой делопроизводства различных учреждений.

Одной из важнейших компетенций, необходимой выпускнику документоведу, является владение правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки. В связи с этим, профиль “Документационное обеспечение управления” предусматривает обязательное изучение современного русского языка, документной лингвистики и профильно-ориентированного иностранного языка.

Учитывая современные требования к созданию документов и ведению делопроизводства, важной составляющей в концепции профиля является знание выпускниками действующих законодательных и нормативных правовых актов в области документационного обеспечения управления и архивного дела. Эти вопросы подробно освещаются в большинстве дисциплин профессионального цикла, а юридические аспекты при изучении различных отраслей права (трудового, гражданского, административного и.т.д.).

Студентам старших курсов предлагаются авторские курсы и спецкурсы, отражающие специфику профессиональной работы и углубляющие теоретические знания:
-“Методика рационализации документационного обеспечения управления”;
- “Формирование и развитие распорядительной документации”;
- “Возникновение систем документации о жизни и деятельности человека в XIX веке”;
- “Документирование государственной службы”;
- “Дипломатический протокол и этикет”;
- “Деловой этикет”;
-“Защита и обработка персональных данных”;
-“Защита конфиденциальной информации в кадровой службе” и другие.

Наполнение учебного плана дисциплинами методически соответствует заявленным компетенциям, которыми должен обладать студент-бакалавр и выпускник – бакалавр. Развитию компетенций, знаний и умений студента комплексно способствуют лекционные курсы, семинарские занятия, лабораторные работы, деловые игры, научные письменные работы, производственная практика, которую студенты проходят после второго и третьего курсов.

Таким образом, бакалавр, обучающийся по направлению “Документоведение и архивоведение” профиль “Документационное обеспечение управления”, получает знания и навыки, помогающие ему в дальнейшем реализовать самые разные карьерные перспективы с учетом своих личных предпочтений и пожеланий.

Основным местом работы наших выпускников можно считать службы документационного обеспечения управления и отделы кадров самых разных организаций и учреждений: это органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации и предприятия, крупные и небольшие коммерческие негосударственные организации (акционерные общества, холдинги, корпорации и.т.д.).

Кто-то начинает свою карьеру с должности секретаря-помощника руководителя, секретаря организации, секретаря-референта, кто-то с должности специалиста – документоведа. В зависимости от масштабов организаций открываются интересные перспективы карьерного роста, включая должности руководящего состава – это может быть управляющий делами, начальник секретариата, общего отдела, заведующий канцелярией, руководитель службы делопроизводства, начальник отдела кадров или руководитель отдела персонала.
Документоведы-профессионалы способны проводить серьезные научные исследования и решать важные практические задачи управления документами, в том числе связанные с внедрением электронного документооборота в организациях и учреждениях любой формы собственности и любых масштабов.
Таким образом, профиль “Документационное обеспечение управления”, сохраняя определенные традиции, воплощает на сегодняшний день современную трактовку, связанную с компетентностным подходом, заложенным в основу двухуровневой системы образования, и позвляет готовить профессионалов, востребованных на современном рынке труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 “Документоведение и архивоведение” квалификация (степень) бакалавр, утвержден Приказом Минобрнауки России от 28.10.2009 № 493 (в ред. от 31.05.2011 № 1975).