Учет и хранение у наших предков

Автор: Ю. Мамонова

Нам странно себе это представить, но когда-то давным-давно не было привычных для нас всех шкафов, тумбочек, сейфов… «А где же тогда наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки хранили свои вещи?» – спросите вы. А хранили они все… в сундуках. Да-да, вы не ослышались, именно в сундуках.

Сундук (ларь) – большой ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком (Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов).

Каких только не было сундуков! Большие и маленькие, деревянные и почти полностью окованные железом, совсем простые и богато украшенные, с росписью и без нее.

Фото 1. Сундук дубовый с инкрустацией металлом

Изготавливали сундуки из ценных пород дерева, как с помощью гвоздей, так и без них – на шипах, встык или на клее. Готовый деревянный короб обшивали тканью или кожей, обивали металлическими полосами. Для предотвращения кражи сундуки оборудовались запорными устройствами: либо в виде встроенного замка или секретного механизма, либо в виде навесного замка.

В сундуках хранили все: ценности, вещи, посуду, различную домашнюю утварь.
Вместо современных шкатулок для хранения милых сердцу мелочей, девушки использовали небольшие, так называемые девичьи сундуки. В отдельном сундуке хранилось приданое девушки.

Фото 2. Девичьи сундуки

Перед дальним путешествием все необходимые в дороге вещи укладывали в дорожные сундуки. Они также различались по объему и размерам. Были специальные сундучки для шляп и обуви, туалетных принадлежностей. Знакомые нам чемоданы появились позднее.

Фото 3. Дорожные сундуки

Самые ценные предметы: драгоценности, деньги, документы – хранили в специальных небольших сундучках. Ставили такие сундуки, когда ложились отдыхать, под голову, под подушку, вероятно, из-за этого они и получили свое название – сундук-подголовник.


Фото 4. Сундучок-подголовник

Можно подумать, что сундуки использовались только в домашних условиях, но это не так.
Необходимость хранения различного инвентаря была везде (в церквях, в различных конторах), и хранить его было негде, кроме как в сундуках.

Фото 5. Свечной ларь

Фото 6. Банковские сундуки

Фото 7. Сундук почтмейстера

Если вы обратили внимание, выше было сказано, что в сундуке-подголовнике хранились самые важные вещи, в том числе документы. Оказывается, и документы тоже хранились в сундуках, во что труднее всего поверить!

Что мы, дети современности, представим себе при слове «сундук»? Может, пещеру Али-бабы или пиратов Карибского моря, где в открытых сундуках блестят и переливаются золотые монеты и драгоценные камни? Или из фильмов, а может, кто-то и сам помнит бабушкин сундук со старинной одеждой, вышивкой и кружевами? Вряд ли кто-то представит себе сундук, набитый документами. Правда, и документы тогда были не привычного нам формата А 4, а в свитках.
Самым древним документом на Руси была грамота.

Грамота представляла собой узкую полоску бумаги (или пергамента) шириной 3,5 вершка, что соответствует 15–17 сантиметрам. Длина документа могла быть различной, так как бумажные полосы подклеивались одна к другой. Таким образом, получался свиток.
Свиток получил наименование «столбец», «столпик». Отсюда «столбцовая» форма делопроизводства. Место склейки полос в отдельный узкий лист назывался «сстав».

Основной особенностью типового формуляра столбцового документа являлось написание его единым текстом, без выделения таких реквизитов, как наименование вида, автор, иногда адресат.


 

Божиею милостию смиренный Великий Господин преосвященный
Иона митрополит Ростовский и Ярославский по благодати Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа данней нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа благословил есми старца Ефросима и поставил его в чтецы и в подьяконы и во дьяконы и совершил его в попы к церкви Воздвижению Честнаго и ЖивотворящагоКреста Господня в Воломскую пустыню в Устюжской уезд во свою митрополию и аз его имею благословенна и прощенна и свидетелствованна во всем по исповеданию отца его духовнаго чернаго священника Макария еже есть достоин священства и он по уставу и по правилом святых апостол и святых отец и по благословению нашего смирения священническая да литоргисает во святей Божии церкви невозбранно и аще кто к нему приходит детей его духовных и них да разсужает по правилом святых апостол и святых отец и имеет волю вязати и решити по благословению нашего смирения и совет имеет во всем от нас паче ж в недоумеваемых и во всех духовных вещах и да не преходити ему из тоя обители во иный монастырь без нашего благословения или не явя к нашему наместнику или десятилнику аще ли преидет не явя к ино(?) священническая да не действует во святей Божией церкви по сей нашей грамоте и сего ради дана бысть ему сия наша ставленая грамота на утвержение его в Бого спасаемом граде Ростове лета 7161-го марта в 26 день.

 

 

Смиренный Иона Божиею
Милостию митрополит
Ростовский и Ерославский.

Л.1об.
Геласий архиепископ Устюжский.

Рисунок 1. Благословенная грамота на строительство церкви (ЦГАДА, фонд 1206, оп.1, № 25 Л.1).
Законченные делопроизводством документы формировались в дела – столбцы. Признаки формирования дел были такими же, как и в современности, т. е. хорошо вам знакомыми. Например:

  1. Географический – по наименованию местности, на которой находились их авторы и корреспонденты, – использовался при формировании дел Посольского приказа: «дела польские», «дела крымские» и т. п.
  2. Хронологический – на основе принадлежности документов к одному временному периоду, чаще всего так формировались столбцы денежных столов.
  3. Номинальный – на основе принадлежности документов к одному виду, например, «указные», «памятные», «судные списки».
  4. Предметно-вопросный или тематический – группировка в дела документов, освещающих какой-то один вопрос, тему. Документы размещались по логике решения вопроса. Первым был инициативный документ (челобитная, выписка), затем шли записи о рассмотрении вопроса (сказки, распросные речи) и в конце помещалось решение (приговор, указная грамота).

Формировались и сборники дел. В одном случае сборник дел образовывали склеенные в один столбец комплексы документов по разным вопросам. В другом случае в столбец подшивали документы по мере их поступления и исполнения (столбец хлебного стола, столбец судного стола и т. п.).

Рисунок 2. Архивный столбец

Столбцы были не очень удобны, т. к. чтобы найти какой-нибудь один документ, нужно было раскатать столбец целиком.
Как мы уже выяснили, хранились документы в сундуках (ларях), а внутри них – в ящичках, мешочках, «коробьях». Заведовал ларем «ларник», который, обладая большими полномочиями, иногда злоупотреблял ими. Ларники были причастны и к подлогам документов.
Хранению документов придавалось большое значение: составлялись описи дел по годам и периодам, по местности, в которой созданы документы, по содержанию. Утеря документов строго каралась. Для уничтожения документов, утративших свое юридическое или политическое значение, была предусмотрена специальная процедура.

Например, в архиве г. Пскова уничтожение важных актов проводилось по решению веча, носило торжественный характер и имело символическое значение. Материалы изымались из ларя, где они хранились, и уничтожались.

Как мы видим, общие принципы учета и хранения документов почти не изменились. Изменилась форма документа, появились не только бумажные, но и электронные документы; но точно также они подлежат хранению в архиве, группируются, учитываются и охраняются.
Изменились способы и условия хранения: сундук превратился в шкаф, а затем и в специальный стеллаж. Современные технологии позволяют создать комфортную среду для документов: необходимую влажность, освещенность, температуру.
На смену ларнику пришли высококвалифицированные специалисты, документоведы, архивисты.
Вот так, от простого сундука, мы пришли к современным высокотехнологичным архивам.

Список использованных источников и литературы.

  1. Илюшенко М. П. История делопроизводства в России (до1917 г.): учеб.пособие /М. П. Илюшенко; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. гуманитарный ун-т». – М. : РГГУ, 2007. – 132 с.
  2. Самошенко В. Н. История архивного дела в дореволюционной России: учеб. пособие /В. Н. Самошенко. – М. : Высш. шк., 1989 г. – 214 с.
  3. Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь – малый монастырь Русского Севера [Электронный ресурс] / Воломы. – Электрон.дан. – [2000-2012]. – Режим доступа: http://www.volomy.ru
  4. Фото сундуков сделаны в этнографическом музее г. Мышкина Ярославской области.