Документирование управленческой деятельности Пермского губернского Приказа общественного призрения

Автор: Н. Н. Подоплелова, АНО ВПО «Институт бизнеса и дизайна»

  • Создание учреждений общественного призрения
  • Организация работы Пермского губернского приказа общественного призрения
  • Состав документов Приказа

В конце XVIII века обязанностью государства была признана забота о социально незащищенных категориях населения. «Стратегия призрения» Екатерины II заключалась в отстранении монастырей от участия в решении данных вопросов и передаче их в ведение органов государственной власти на региональном уровне. Были созданы специализированные заведения призрения, определена как идеология (сочетание платной и бесплатной помощи), так и субъекты (закрытые заведения соответствующего профиля) и объекты помощи.

Законодательным актом «Учреждения для управления губерний» (1775 г.) государство определило и утвердило системный и перспективный подход к организации и контролю деятельности в области общественного призрения. В 1775 году создан институт Приказов общественного призрения. Они были наделены широкими полномочиями: создание заведений призрения, общесословного начального образования и здравоохранения, управление ими, надзор. Финансирование данных учреждений предполагалось осуществлять за счет растущих доходов от оборота первоначального капитала и других целевых сумм, в том числе благотворительных, а также средств, получаемых от ведения хозяйственной деятельности.

Основными направлениями деятельности Приказов общественного призрения являлись: образовательная, воспитательная деятельность, пенитенциарная деятельность, организация медицинской помощи населению, организация призрения престарелых и инвалидов.

Пермский губернский Приказ общественного призрения учрежден в 1781 г. в соответствии с указом от 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Приказ действовал под председательством наместника, затем – губернатора, с 1802 г. состоял в ведении МВД, осуществлял надзор за благотворительными, учебными (до 1803 г.) и медицинскими заведениями, занимался проведением кредитных операций. Упразднен в 1870 г. на основании указа от 1 января 1864 г. , его функции переданы губернскому земству .

Несмотря на «допетровское» название, пермский Приказ общественного призрения представлял собой типично коллегиальное учреждение. Его председателем являлся губернатор, который был обязан присутствовать на всех заседаниях. Материальным обеспечением подведомственных приказу учреждений ведал один из дворянских заседателей. На постоянную работу в приказ направлялись по два заседателя от каждого сословного суда среднего звена. Их смена происходила в зависимости от результатов перевыборов на должности от крестьянства и городских обществ или на основании специального решения присутствия учреждения, делегировавшего их на работу в приказ.

После учреждения в 1786 г. в Перми Главного народного училища постоянным участником заседаний приказа стал директор народных училищ. Кроме того, в зависимости от характера обсуждаемого вопроса, в присутствие могли быть приглашены городские главы и пр.

В ведение Приказа, чья деятельность продолжалась почти столетие (с 1781 по 1870 гг.), на определенных этапах его функционирования находились различные учреждения сферы общественного призрения, часть из которых с течением времени подлежала закрытию, реорганизации.

«Учреждения …» 1775 г. и последующие за ним правовые и нормативные акты (указы Сената, предписания и распоряжения Министерства внутренних дел и Министерства финансов, губернатора) предусматривали четкий порядок делопроизводства и обмена документами во всех губернских учреждениях, в том числе в Приказах общественного призрения.

Деятельность Приказа общественного призрения, как и любого другого административного учреждения губернии, требовала производства значительного количества управленческих документов.

Наличие в Приказе штата служащих (согласно штатному расписанию – секретарь 11 класса, губернский землемер, губернский архитектор, механик и др.) потребовало соответствующего документационного обеспечения. Виды документов данной группы, их структурно-содержательные характеристики, элементы оформления определялись законодательно и являлись тождественными аналогам других губернских присутствий и общей практике документирования, а именно: состав служащих Приказа общественного призрения был отражен в «Штатах учреждений» и «Штатных расписаниях служащих присутственных мест губернии».

В циркулярном письме Министерства полиции «О доставлении сведений о чиновниках, находящихся в должностях при заведениях Приказа общественного призрения» предписывалось, что сведения должны быть оформлены в виде структурированного списка, с перечнем информации о каждом из должностных лиц. Изучение документа позволило установить, что его содержание регламентирует должностной состав лиц, состоящих на службе при заведениях Приказа. В ходе практической деятельности государственных учреждений происходило развитие видового состава, в данном случае, организационных документов.

Согласно «Учреждений для управления губерниями», Приказ должен был заседать одну сессию в год – с 8 января до Страстной недели, однако на практике его присутствия, в рамках которых рассматривались проблемы требующие решения, проводились почти ежедневно. Секретарь готовил дела к заседанию присутствия и докладывал их.

Распорядительная деятельность в Приказе общественного призрения в связи с особенностями его функционирования и в соответствии с нормативно-правовыми установлениями, не осуществлялась.

Решения, принимаемые на Заседаниях, протоколировались. Первоначально обсуждение и вынесение решений фиксировались в протоколах. В 1845 году нормативным актом была установлена обязательность ведения специальных журналов присутствия, изготавливаемых типографским способом. Структура и состав характеристик содержания протокола и журнала присутствия являлись аналогичными документам других присутствий, так как были закреплены законодательно.

Материал в журнале присутствия представлялся в форме таблицы, которая включала три столбца:

  • в первом фиксировалась дата проведения заседания;
  • во втором – рассматриваемые вопросы, ход их обсуждения и принимаемые решения;
  • третий столбец отводился под примечания (например, дата исполнения).

Каждый протокол обязаны были подписывать все члены присутствия и секретарь заседания.

Особый интерес вызывает журнал, отражающий ход последнего заседания Приказа под председательством губернатора, покидающего свой пост. Приводилось краткое описание состояния всех рассмотренных дел, «денежных оборотов» приказа, характеристика подведомственных учреждений. К протоколу прилагались сводные бухгалтерские ведомости как самого Приказа, так и подчиненных ему заведений («О состоянии заведений приказа общественного призрения» и «О капиталах Пермского Приказа общественного призрения по ... число месяца 18.. года»). Для сдачи дел комиссии народного продовольствия губернатор собирал ее членов, также составлялся протокол и две ведомости о состоянии хлебных запасов и капиталов на продовольствие в губернии.

Документы, находящиеся в распоряжении Приказа подвергались учету, что было характерно для всех государственных учреждений того периода, в том числе губернских присутствий. До наступления периода исполнительного (министерского) делопроизводства (1811 г.) с этой целью использовались журналы, на смену которым пришли реестры. Секретарь Приказа вел три реестра: для получаемых документов (реестр входящих бумаг) и два реестра для отправляемых документов (для посылаемых в вышестоящие учреждения и для посылаемых равным и подчиненным учреждениям и лицам).

Заметную долю в составе документации Приказа занимала переписка с различными инстанциями и частными лицами.

Видовой состав входящих и исходящих документов Приказа отличался достаточным разнообразием и зависел от статуса отправителя или адресата.
Центральные органы власти, губернатор, губернское правление направляли в пермский Приказ общественного призрения представления, предложения, определения, сообщения. Например, в 1826 г. в адрес Приказа губернатор направил предложения о постройке церкви Александра Невского, о материальном поощрении воспитанников воспитательного дома, успешно прошедших испытания по общеобразовательным предметам и Закону Божьему; в 1833 г. – представление о штатах городской больницы г. Перми, находящейся в ведение Приказа, в 1854 г. – присутственных днях.

Нижестоящие структуры являлись авторами рапортов и донесений, получаемых Приказом. Имеется ряд рапортов дирекции главного народного училища об его обеспечении педагогическим персоналом и необходимыми учебными пособиями. Рапортами Приказ извещался также о том, какие учебные заведения присутствовали в губернии в определенный период времени. Так, в рапорте от 2 марта 1798 г. значится: «На основании 71 статьи Высочайше изданного народным училищем Устава имею честь представить при сем полную по предписанному образцу ведомость о всех в здешней губернии находящихся за второе учебное течение 1797 г.».

С равными по рангу административными учреждениями Приказ взаимодействовал с помощью сообщений, отношений, донесений, прошений, уведомлений.
Помимо названных документов, Приказ был обязан рассматривать поступающие от частных лиц просительские документы (жалобы и прошения). Их текст обычно формулировался по пунктам, в первом из которых указывалась причина написания документа, в последующих – излагалось содержание дела. В конце документа излагалась просьба.

Поток исходящих документов формировали рапорты, донесения, представления, адресованные в вышестоящие инстанции и оформляемые в соответствии с установленными правилами.

Подчиненным учреждениям и должностным лицам, к числу которых относились дворянские предводители, уездные суды, дворянские опеки, городничие, городовые магистраты, ратуши, сиротские суды, нижние земские суды, земские исправники и др., Приказ направлял рапорты и предписания. Тематика данных документов касалась вопросов выделения и распределении средств учреждениям, находившимся в ведение Приказа, проведения ревизий, приобретения инвентаря и оборудования, содержания больных, приема и увольнения служащих подведомственных учреждений и др.

Отношения Приказа общественного призрения с курируемыми учреждениями выстраивались с учетом особенностей подчиненности последних. Известно, что до 1775 года учебные и медицинские заведения, функционировавшие при горных заводах к моменту создания Пермской губернии, оказались в двойном подчинении. С одной стороны, их основная деятельность проходила под контролем Приказа, с другой, – материальное обеспечение осталось за заводскими администрациями и вместе с последними перешло в ведение Казенной палаты. В связи с этим в документах Приказа нередко встречается переписка с такими заведениями о согласовании его предписаний с горнозаводскими властями. Необходимость в этом была устранена после передачи данных учреждений в ведение МВД, в подчинении которого находились Приказы общественного призрения.

Таким образом, пермский Приказ общественного призрения являлся одним из элементов системы государственного управления в Пермской губернии. В сфере его деятельности, вплоть до образования земств, постоянно находились проблемы организации и осуществления профессионального образования, медицинской помощи населению, поддержки сирот, инвалидов, малоимущих, что требовало соответствующего документационного сопровождения.

Подобно другим административным учреждениям губернского уровня Приказ регулярно вел протоколы и журналы заседаний, где отражался ход обсуждения рассматриваемых вопросов и принимаемые решения. Необходимость активного взаимодействия с внешним окружением, представителями государственных учреждений, организациями и должностными лицами разных уровней, предполагало осуществление развернутой переписки, которую отличали достаточно широкий тематический диапазон. Виды документов переписки, аналогично практике прочих органов местной власти, определялись в зависимости от статуса адресата или отправителя по отношению к автору.

 

ПСЗ РИ. Т. ХХ. № 14392.

Временные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении: указ Сената от 1 янв. 1864 г. // ПСЗ РИ. Собр. II. T. XXXIX. Отделение 1. № 40457.

ГАПК. Ф. 82. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

ПСЗ РИ. Собр. I. Т. ХХ. № 14392.

ГАПК. Ф. 65. Оп. 4. Д. 40. С. 2–3 (с об.). Дело об учреждении Пермской губернии (штат губернских учреждений…).

ГАПК. Ф. 82. Оп. 1. Д. 38. Л. 2 об.

ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XХ. Отд-ние 1. № 18580.

ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XII. Отд-ние 1. № 10303. Параграфы 302, 303.

ГАПК. Ф. 82. Оп. 1. Д. 23. Л.6.

СЗ РИ. Т. X, ч. II, № 244-246.

ГАПК. Ф. 82. Оп. 1. Д. 23. Л. 6.