О международной научно-практической конференции «Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее», посвященной памяти профессора Т. В. Кузнецовой

Автор: Ю. М. Кукарина, доц. РГГУ

21–22 марта 2013 года в Москве в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная научно-практическая конференция «Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее», посвященная памяти известного ученого и педагога профессора Т. В. Кузнецовой, имя которой знакомо всем представителям научного направления «Документоведение» и многим другим. Татьяна Вячеславовна более 30 лет заведовала кафедрой документоведения факультета документоведения РГГУ и была главным редактором журналов «Делопроизводство» и «Секретарское дело».

Инициаторами и организаторами конференции стали факультет документоведения и кафедра документоведения Историко-архивного института РГГУ . Организационную поддержку оказало руководство и сотрудники Российского государственного гуманитарного университета и Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела.

Конференция, безусловно, стала ярким научным событием и привлекла большое число участников: в первую очередь, это конечно, преподаватели высших учебных заведений Российской Федерации, в которых осуществляется подготовка специалистов по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» и бакалавров и магистров по направлению «Документоведение и архивоведение», студенты факультета документоведения Историко-архивного института РГГУ и других вузов, представители коммерческих структур, производящих системы электронного документооборота, научной общественности, современных профессиональных периодических изданий, и конечно же зарубежные гости (представители научных организаций и высших учебных заведений Украины и Польши). В конференции также приняли участие в режиме on-line преподаватели и студенты филиалов РГГУ в гг. Тольятти, Георгиевске и Саратовского социально-экономического университета.

В течение двух дней состоялось пленарное заседание и несколько секционных заседаний.

Пленарное заседание проходило в центральной аудитории РГГУ, в которой традиционно проходят самые яркие университетские научные и общественные мероприятия.

Открыла конференцию заведующая кафедрой документоведения РГГУ доцент Татьяна Александровна Быкова.
Торжественная часть пленарного заседания была посвящена жизни и деятельности Татьяны Вячеславовны Кузнецовой. С воспоминаниями о заслуженном профессоре РГГУ выступили ведущие ученые РГГУ, которые в тот или иной период своей жизни работали с Татьяной Вячеславовной: проректор по учебной работе РГГУ, директор Историко-архивного института, профессор А. Б. Безбородов; заведующая кафедрой всеобщей истории профессор Н. И. Басовская; директор ВНИИДАД заведующий кафедрой АСДОУ, профессор М. В. Ларин; заведующий кафедрой международных отношений РГГУ, профессор В. В. Минаев; декан факультета документоведения, профессор Т.Г. Архипова; заведующая кафедрой «Информационное обеспечение управления и производства» Пензенского государственного университета, профессор Л. Р. Фионова.

Вслед за этим были представлены видеозаписи лекций Т. В. Кузнецовой и фотографии, раскрывающие основные направления ее многогранной работы.

Затем началась научная часть пленарного заседания. Но практически каждый докладчик считал своим долгом сказать о Татьяне Вячеславовне и вспомнить о том, каким ярким и необыкновенным человеком она была, и какую роль сыграло общение с ней в профессиональном становлении и научной работе.
Директор ВНИИДАД и профессор РГГУ Ларин М. В. сделал фундаментальный доклад на тему «Актуальные проблемы современного документоведения», в котором были поставлены вопросы о терминологических трудностях в современном документоведении, о разработке теории документа, о подготовке учебника по документоведению, о переработке терминологического стандарта по документоведению и архивному делу.

Запоминающийся доклад заведующей кафедрой документоведения РГГУ Быковой Т. А. – «Сфера управления документацией в Российской Федерации: достижения и проблемы» был посвящен вопросам государственного регулирования документационных процессов в стране, разработке профессиональных стандартов и терминологическим аспектам.

Неподдельный интерес у аудитории вызвал доклад Председателя совета директоров компании «Электронные офисные системы» Баласаняна В. Э. на тему «Системы электронного документооборота будущего: управление процессами, мобильность, облака», в котором автор рассказал о современном состоянии систем электронного документооборота и перспективах развития этой отрасли.

Главный редактор журнала «Делопроизводство» Кузнецов С. Л. представил очень интересный доклад на тему «Т. В. Кузнецова – организатор первых журналов по делопроизводству», в котором рассказал об истории создания и перспективах развития первого профессионального научно-практического журнала «Делопроизводство».

Большой интерес собравшихся вызвал доклад директора Украинского института документоведения и архивного дела Гаранина А. Я. на тему «Роль электронных документов в информационном обществе с позиции украинских архивистов», в котором были представлено современное состояние правового регулирования управления документами в Украине.

Заведующая кафедрой документационного обеспечения управления Поволжского института управления имени П. А. Столыпина Ермолаева А. В. рассказала об организационно-правовых основах документационного обеспечения деятельности органов государственной власти в постсоветский период.
Запомнился участникам конференции и доклад заведующего кафедрой архивоведения Университета Марии Кюри-Склодовской (г. Люблин, Польша), профессора Скупенски К. А. на тему «Управление документацией в Польше – состояние и перспективы», который представил его коллега адъюнкт кафедры архивоведения Горак А. Г.

Доцент кафедры документоведения ИАИ РГГУ Вялова Л. М. вновь обратилась к терминологическим проблемам и сделала интересный доклад на тему «Правовое регулирование документационного обеспечения управления (делопроизводства) в Российской Федерации».

Заместитель заведующего кафедрой автоматизированных систем ДОУ ИАИ РГГУ Варламова Л. Н. представила интересный материал о стандартизации управления документами на современном этапе, о практике разработки российских стандартов на основе международных.

Ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Храмцовская Н. А. поделилась своими представлениями об управлении документами в электронную эпоху и перспективах развития этой профессии.

Директор по работе с регионами компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Осотов А. А. рассказал о возможностях изучения электронного документооборота со студенческой скамьи.

Заместитель руководителя Образовательного центра «ЭЛАР», Дроков С. В. сделал яркий доклад на тему «Роль документов и архивов в праве на установление истины».

Завершил пленарное заседание доклад доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета Суровцевой Н. Г. на тему «Перспективы развития документационного обеспечения управления в контексте институциональных трансформаций».
Аудитория воспринимала доклады, вынесенные на пленарное заседание, неравнодушно и обсуждение затягивалось, поэтому несколько докладов были даже перенесены на следующий день.

Во второй день конференции была организована одновременная работа четырех секций, названия которых удивительным образом отражают тематику конференции, посвященную прошлому, настоящему и будущему управления документацией.

Участники секции №1 «История документа и делопроизводства» обратились к истокам и обсуждали вопросы истории документа и организации делопроизводства в России и за рубежом. Ведущие секции А. Ю. Конькова, Т. В. Виноградова, Л. Р. Париева отметили безусловный интерес участников к этим проблемам, которые в последнее время не так часто, как хотелось бы, освещаются на научных конференциях.

Участники и ведущие секции № 2 «Современная документация: вопросы теории и практики» Л. М. Вялова, А. В. Ермолаева, Т. А. Быкова сосредоточили свое внимание на актуальных вопросах теории и практики современного документоведения и документационного обеспечения управления.

Участники секции № 3 «Электронные документы в управлении» попытались заглянуть в будущее и обсудили перспективы развития электронного документооборота, роль электронного документа в аппарате управления, вопросы правового регулирования использования электронных документов в России и за рубежом. Вели секцию представители кафедры автоматизированных систем ДОУ РГГУ Л. Н. Варламова, Г. А. Серова, Е. В. Терентьева.

Участники и ведущие секции № 4 «Вопросы профессиональной подготовки бакалавров и магистров на современном этапе» Л. Р. Фионова, Ю. М. Кукарина, С. А. Глотова обменялись опытом подготовки бакалавров и магистров по направлению «Документоведение и архивоведение», обсудили компетентностный подход, разработку новых учебных курсов и критерии оценки знаний студентов.

Первые итоги конференции уже подведены и можно смело сказать, что это было значительное и запоминающееся событие, которое позволило встретиться тем, кто уважал и любил Татьяну Вячеславовну, и еще раз поговорить о ней и услышать хотя бы в записи ее голос и замечательные воспоминания коллег и учеников. А наше будущее в лице юных студентов факультета документоведения получило возможность узнать много нового о человеке, создавшем специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления» и посвятившем любимому делу всю свою жизнь, а также послушать выступления ведущих ученых документоведов.

Конференция предоставила возможность обмена идеями, мнениями, опытом работы для представителей научной общественности и специалистов практиков, студентов и магистрантов. Участники подчеркнули необходимость таких научных мероприятий и выразили пожелание проводить конференцию ежегодно.
По итогам заседаний были сформулированы актуальные вопросы, которые требуют обсуждения и представляют наибольший интерес. И организаторы конференции обязательно учтут их при разработке повестки дня для следующей конференции.

Хочется еще раз выразить огромную благодарность всем участникам конференции и участникам преподавательского и студенческого организационного комитета.