Кинофотофонодокументы по истории науки и техники

Автор: В. М. Магидов

От редакции. В журнале «Делопроизводство» публиковались статьи, посвященные документам на бумажной основе и активно внедряющимся начиная с конца ХХ века электронным документам. Однако еще в XIX веке появляются такие способы запечатления информации, как фото-, фоно- и кинодокументирование. Созданные этими способами документы отличает одно важное свойство – они возникают в момент и на месте событий, то есть одновременно с ними, что значительно повышает их достоверность. Кроме того, эти документы наглядны, дают возможность увидеть людей и события такими, какими они были. На рубеже XX–XXI веков фото-, фоно-, видеодокументы стали занимать все большее место в общем массиве документированной информации. Вместе с тем мало кто знает, что они, так же, как и документы на бумажной основе, имеют разные сроки хранения, подлежат сдаче в архив и составляют часть Архивного фонда России – национальной памяти нашего государства.

С этого номера редакция предполагает опубликовать ряд статей, которые позволят оценить значение фото-, фоно- и видеозаписей не только для сегодняшнего дня, но и для истории.

Кинофотофонодокументы по истории науки и техники

В. М. Магидов, доктор исторических наук, профессор РГГУ

  1. Кинодокументы
  2. Фотодокументы
  3. Звукозаписи (фонодокументы)

По данным справки об итогах паспортизации государственных и муниципальных архивов РФ всего в Архивном фонде РФ насчитывалось свыше 200 млн. ед. хр. документов на различных носителях информации. Вполне естественно, что подавляющая часть документов включает документы на бумажной основе (97,5%). Что касается кинофотофонодокументов и видеофонограмм, то их доля в Архивном фонде РФ кажется на первый взгляд незначительной и составляет около 2,5%.

Между тем можно констатировать, что Архивный фонд РФ располагает достаточно представительным по составу и содержанию объемом кинофотофонодокументов и видеофонограмм. Появление на свет, например, фотодокументов насчитывает немногим более полутора столетий. Первые звукозаписи и киносъемки стали достоянием общества несколько позже. Следует отметить немаловажное обстоятельство: начало комплектования в государственном масштабе архивов этими документами относится к концу 1920-х – началу 1930-х гг. и связано с образованием в нашей стране первых специализированных архивов, хранящих кинофотофонодокументы.

Большая часть аудиовизуальных документов представлена фотодокументами (4 млн. 407,3 тыс. ед. хр., 2,19%). Из других видов документов на государственное хранение было принято 292,6 тыс. ед. хр. кинодокументов (0,14%), 244,5 тыс. ед. хр. фонодокументов (0,12%) и менее одной сотой процента видеофонограмм (5,2 тыс. ед. хр.).

Несмотря на крайне скромные показатели объема отложившихся в государственных архивах видеофонограмм, в последние годы количество поступающих на постоянное хранение этих документов существенно возросло, так как увеличилось число учреждений и организаций, заинтересованных в сохранении ценной видеоинформации. Сегодня видеофонограммами комплектуются архивы более 40 регионов России. Наиболее значительные объемы видеодокументов приняты на хранение государственными архивами Москвы, Мурманской, Омской, Сахалинской, Ярославской областей. В трех крупнейших республиках страны – Татарстане, Саха (Якутия) и Марий Эл – созданы специализированные хранилища аудиовизуальных документов (Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия), Государственный архив аудиовизуальной документации Республики Марий Эл), целью деятельности которых является сохранение республиканского аудиовизуального наследия.

Рассмотрим теперь на конкретном материале, что представляют собой кинофотофонодокументы Архивного фонда Российской Федерации с точки зрения практической, научной и культурной ценности. Отмечая высокие познавательные и эстетические свойства кинофотофонодокументов, их несомненные особенности в отражении реальной действительности, мы вправе поставить вопрос: каким реальным массивом кинофотофонодокументов с точки зрения их состава и содержания может располагать исследователь при изучении событий второй половины XIX – начала XXI века?

Кинофотофонодокументы Архивного фонда Российской Федерации – это довольно пестрый и весьма разнообразный по своей информационной насыщенности и назначению конгломерат отдельных (не всегда связанных единой темой и направленностью) кинофотосъемок, видеофонограмм и звукозаписей, охватывающих в совокупности почти полуторавековой исторический период в жизни страны. Однако, несмотря на то что они обладают достаточно внушительным объемом и являются носителями своеобразной и, по сути дела, уникальной изобразительной, звуковой и изобразительно-звуковой информации, кинофотофонодокументы Архивного фонда РФ в отличие от письменных документов не способны в своей массе выступать в качестве единственного и определяющего источника в последовательном освещении событий и фактов.

Неоспоримую значимость и неповторимость кинофотофонодокументов как источников познания событий можно, по существу, продемонстрировать, раскрыв их содержательную сторону в рамках нескольких тематических групп. Проведенный анализ состава и содержания кинофотофонодокументов, хранящихся в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации, отраслевых ведомственных фондах, музеях, библиотеках и т. д., показал, что их целесообразно рассматривать в интересующем нас плане, объединяя в крупные предметно-тематические комплексы.

В данной статье начнем рассмотрение кинофотофонодокументов с комплекса по истории науки и техники.

Комплекс кинофотофонодокументов по истории науки и техники по сравнению с другими один из немногочисленных по объему. Здесь редко встречаются (особенно применительно к дореволюционному периоду и к 1920–1950-м гг.) сложившиеся тематические коллекции, характеризующие то или иное явление или событие последовательно и всесторонне. Для данного комплекса свойственно отражение лишь отдельных эпизодов, происходивших в различных областях науки и техники.

Первые отечественные кинодокументы, имеющие научно-исследовательскую и техническую направленность, относятся к 1912 г. и связаны с деятельностью полярной экспедиции Г. Я. Седова, известного исследователя Арктики. С помощью выполненных участником экспедиции художником Н. В. Пинегиным киносъемок можно получить представление об отправлении экспедиции на шхуне «Св. Фока» из Архангельска (Г. Я. Седов проверяет снаряжение экспедиции, здесь же сняты участники экспедиции географ В. Ю. Визе, геолог М. А. Павлов и др.), ее остановке на зимовку у острова Новая Земля. Камера зафиксировала состояние шхуны (обледеневшие палуба, мачты, снасти), жизнь команды во время полярного дня (отправление на охоту, танцы, состязание по борьбе, ловля рыбы и т. п.), а также попытку добраться до полюса на санях.

Подобная экспедиция с зимовкой на Новой Земле состоялась и в 1924 г. В одном из выпусков «Ленинградского госкинокалендаря» показана группа ее участников перед отправкой из Ленинграда. Рядом с начальником экспедиции Н. Н. Матусевичем и комиссаром Е. С. Карпешко стоит участник экспедиции Г. Я. Седова в 1912 г. автор вышеописанных съемок Н. В. Пинегин.
В кинохронике 1920-х гг. определенное внимание уделялось популяризации новой техники, новейших технических средств и оборудования. Так, в 21-м выпуске «Кинонедели» один из ее сюжетов был посвящен испытанию автодрезины на Курском вокзале (здесь присутствовал начальник Высшей военной инспекции Н. И. Подвойский), а 28-й выпуск включал фрагмент испытания пожаргасов системы инженера Шефтеля, проводимого в Москве страховым отделом Продовольственного совета. На кинопленку были также зафиксированы испытания Доброхимом дымовых шашек, аэролодки на реке Амударье, аэромобиля во время пробега Москва – Севастополь, опылительного прибора для борьбы с вредителями сельского хозяйства и др.

В нескольких выпусках «Госкинокалендаря» за 1924 г. и начало 1925 г. исследователи найдут материал об испытаниях различных систем отечественных и зарубежных тракторов. Одна из технических сенсаций тех лет – изобретение инженером Я. Л. Брусиловским автоматической веялки-сортировки.

Об уровне технического оснащения шахт в 1920-е гг. наглядно свидетельствует выпуск «Госкинокалендаря» за 1923 г. Надпись к сюжету гласит: «Донбасс. Шахты с паровым подъемом» (в кадре демонстрируются паровые подъемные сооружения на шахтах Донбасса; погрузка угля на тележку; вращение лошадью колеса подъемника и перевозка угля на волах). Заслуживают внимания съемки различных модификаций тепловозов, построенных по проекту советских инженеров и ученых на отечественных заводах и в Германии. В 1920-е гг. широкое распространение получила сборка стандартных домов. Один из поселков, где шло экспериментальное строительство таких домов Стандартстроем и термолитового дома по системе инженера Галахова, запечатлен на кинопленку.

В эти годы многие научные учреждения развернули огромную экспедиционную деятельность, направленную на изучение и освоение природных богатств ряда регионов страны, а также освоение новых воздушных трасс. В этой связи большую ценность имеет съемка, произведенная в районе Байкала на станции Слюдянка, где геологи вели разработку заброшенных раскопок слюды. Определенный шаг вперед сделан и в области авиационной техники. Выпуски «Авиакиножурнала», выходившего в 1925 г., дают интересную информацию. Приметным явлением стали воздушные экспедиции на дальние расстояния. В кинодокументах показано несколько событий, имеющих отношение к организации таких полетов. В РГАКФД и других архивах можно найти кинодокументы о деятельности научно-исследовательских учреждений, сессиях АН СССР, работе выдающихся ученых: К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, А. П. Карпинского и других. Нельзя обойти вниманием уникальную киносъемку, запечатлевшую празднование 200-летия АН СССР (1925 г.) в Ленинграде. В нее вошли кинокадры рабочих помещений физико-химической лаборатории академика Н. С. Курнакова, встречи советских и зарубежных ученых с ленинградцами, а также юбилейного заседания, проходившего под председательством президента Академии наук А. П. Карпинского и т. д.

Начиная с середины 1930-х гг. и до конца 1960-х включительно отображение и популяризация достижений науки и техники осуществлялись в сфере научно-популярного кино посредством выпуска таких периодических киноизданий, как «Наука и техника», «Новости строительства», «Новости сельского хозяйства», «На стальных магистралях СССР», «На голубых дорогах» и др. Можно говорить о том, что в целом они отражали отдельные направления научно-технического прогресса, однако имели строго ограниченный объем и определенное число номеров в год. Поэтому эти кинодокументы были не в состоянии объять многие интересные открытия и эксперименты, технические новинки, в результате чего ряд новейших достижений науки и техники оказался не зафиксированным кинообъективом. Систематические киносъемки по истории науки и техники стали вестись примерно с начала 1960-х гг., когда в системе АН СССР и союзных республик, НИИ и ведомств были организованы специализированные кинофотоотделы или лаборатории. Координировал их работу в 1960–1980-е гг. Госкомитет по науке и технике СССР. Кинодокументы, созданные в системе подведомственных ему учреждений и организаций, до сих пор находятся вне государственного хранения. Их ценность очевидна. Это объясняется прежде всего тем, что в деятельности киноотделов и лабораторий помимо традиционных кинодокументов (киножурналы, хроникальные выпуски, документальные и научно-популярные фильмы) постоянно откладывалась специфическая документация: оперативная киноинформация и научно-исследовательские съемки. Они в совокупности создают широкое представление о состоянии и развитии науки и техники в конкретный отрезок времени и имеют определенную источниковедческую ценность.

Непреходящее значение имеют фотодокументы по истории науки и техники, хранящиеся в государственных и ведомственных архивах и музеях страны. Первые из них появились в отечественной практике уже в 60-е гг. XIX века (например, фотоальбом под названием «Строительство моста через Оку близ Коломны по линии Московско-Рязанской железной дороги», снимки в котором датированы 1863–1866 гг.).

Достаточно подробно запечатлена в многочисленных фотодокументах работа археографических и этнографических экспедиций. Большой исследовательский интерес вызывает фотоальбом, состоящий из 31 снимка известных ученых и путешественников: Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова. В нем нашли отражение все основные места следования экспедиции по Центральной Азии (точнее, по Тибету). Уникальна также в этом смысле коллекция фотодокументов выдающегося деятеля фотографии З. З. Виноградова из собрания Государственного исторического музея. В ней содержится немало снимков, характеризующих модернизацию речного флота на Волге в начале XX века (от развития буксирных способов транспортировки до применения крупных судов специализированной постройки). Ряд фотодокументов дают представление о техническом оборудовании текстильных предприятий на примере Волоколамской хлопчатобумажной фабрики (1930 г.). При съемке такого рода объектов З. З. Виноградов основное внимание, например, обращал на прием последовательной деталировки объекта съемки: после общего вида цеха фиксировались отдельные производственные процессы и станки, а затем детали станков. Таким приемом автор каждым последующим снимком как бы раскрывал фрагмент предыдущего или определенный этап процесса.

Обобщая анализ фотодокументов научно-исследовательских учреждений и ведомственных фотоотделов и лабораторий 1960 – 1980-х гг., хочется отметить, что эти документы принадлежат к разновидности фотодокументов узкотематического профиля, отражающих отдельные стороны производственной и научной деятельности конкретного учреждения или отрасли народного хозяйства, науки и техники. Среди них наиболее значительными следует считать те, которые созданы при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проектировании объектов капитального строительства и т. д., именно они содержат информацию, характерную для конкретного профиля НИИ, дополняющую фотодокументы хроникального характера.

Самостоятельную и значительную по объему группу документов исследуемого комплекса составляют кинофотофонодокументы, запечатлевшие события, связанные с освоением космического пространства. Наиболее подробное освещение здесь нашли запуск искусственного спутника Земли на околоземную орбиту 4 октября 1957 г., подготовка и осуществление космических полетов кораблей с человеком на борту (полет в космос первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина, моменты выхода впервые в мире человека в открытый космос) и др. Особую ценность имеют кинофотофонодокументы, зафиксировавшие момент запуска космических кораблей, приземление космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Николаева, В. Терешковой, В. Быковского, П. Беляева, А. Леонова, членов международного космического экипажа «Союз-Аполлон» В. Кубасова, А. Леонова, Д. Слейтона, В. Бранда, Т. Стаффорда и других. Широко представлены в архивах кинофотофонодокументов материалы о пребывании космонавтов в различных частях страны: например, Ю. Гагарина в Саратове, на смоленской земле, А. Николаева и В. Терешковой – в Северной Осетии, В. Быковского, А. Леонова, В. Терешковой – в Кабардино-Балкарии, П. Беляева, А. Леонова – в Вологодской области, Перми и т. д.

Уникальны звукозаписи позывных первого искусственного спутника Земли, репортажи из Института имени П. К. Штернберга о наблюдении за первым искусственным спутником, из Центра управления полетами о стартах и посадках космонавтов, предполетные интервью космонавтов, интервью с экипажами, сеансы связи, репортажи об их встречах после приземления, пресс-конференции, высказывания основоположника практической космонавтики академика С. П. Королева, его сподвижников академиков А. А. Благонравова, Д. И. Блохинцева, Б. Н. Петрова, Л. И. Седова, Н. М. Сисакяна и других, воспоминания участников космических исследований.

Интерес к фонодокументам по истории отечественной науки и техники как самостоятельному комплексу звуковых документов скорее декларирован, чем реализован. Упоминания о них в архивных справочниках различного типа не решают проблемы, так как большая часть включенного в них материала носит ярко выраженную информационную направленность. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в литературе фонодокументы этого вида специально не рассматриваются, а только в отдельных случаях вскользь упоминаются. Руководствуясь вышеизложенными соображениями, в данном разделе статьи рассматриваются три группы фонодокументов, в которых выделенная нами тематика получила краткое освещение.

Первая группа включает фонограммы проведения официальных мероприятий, что позволяет исследователям получить общее представление о деятельности различных (преимущественно академических) научных учреждений и организаций в 1950–1980-е гг. Самые ранние по времени фонодокументы этой группы относится к 1957 г. В них зафиксирована работа сессии АН СССР, проводимой в связи с 40-летием Октябрьской революции. Большой интерес вызывают различной степени полноты звукозаписи заседаний и собраний АН СССР, республиканских академий наук, посвященных 250-летию основания Российской академии наук и другим юбилейным датам, а также проблемам развития общественных наук. Наиболее характерным документом для данной группы может служить фонограмма, датированная 1962 г., в которой приведены взгляды крупных ученых – академиков А. И. Берга, Б. М. Кедрова, Б. А. Рыбакова, Н. Н. Семенова, высказанные ими на одном из общих собраний АН СССР. Подобная (в какой-то мере условная) попытка идентификации этих фонодокументов связана прежде всего с формой выражения научного и общественного мировоззрения ученого, что в известной степени побуждает исследователей к более широким обобщениям относительно рассмотрения содержания подобного рода источников.

Анализ многочисленных воспоминаний, относящихся к данной проблематике, позволяет сделать некоторые гипотетические выводы:

1. Многие ученые в своих воспоминаниях в основном обосновывают существование одной, господствующей идеологии в советской науке, подчеркивая ее значимость для социалистической революции. Это особенно отчетливо прослеживается в записанных на пленку воспоминаниях 1930–1950-х гг. философов, историков и других ученых. Констатация такого факта важна не только сама по себе: более обширная информация, содержащаяся в фонодокументах, помогает глубже понять внутреннее состояние оратора, мотивацию его идей и представлений.

2. Представляет интерес и проблема выявления полезной или хотя бы более или менее существенной с точки зрения содержания информации по истории науки и техники и ее иерархизации в выступлениях ученых по различным областям математики, вычислительной техники, физики, химии, географии, ядерной энергетики, космонавтики и др.

3. Отдельного рассмотрения требует вопрос об индивидуальности ученого как личности, выражающейся в самых различных аспектах, в том числе неповторимости голоса, его тональности, умении интонационно выделить отдельные слова, фразы. В этом смысле неординарна разговорная речь советских и зарубежных ученых, сохранившаяся в архивных звукозаписях 1930–1980-х гг. Среди них голоса О. Ю. Шмидта, А. В. Луначарского, Н. А. Семашко, А. В. Шестакова, Б. А. Келлера, Ф. Нансена, Т. Хейердала, К. Э. Циолковского, И. В. Курчатова, С. П. Королева и других.

Звучащая речь, как известно, один из важнейших каналов общения. В ней содержится многоплановая информация. Подтверждение тому можно найти в воспоминаниях ученых. В них ярко и неординарно проявляются их индивидуальность, отношение к своим коллегам, их открытиям и повседневной работе. В данной группе фонодокументов заслуживают внимания воспоминания 1960–1970-х гг. Н. Н. Качалова о первом успешном получении оптического стекла в нашей стране в 1926 г. на Ленинградском заводе имени М. В. Ломоносова, Н. П. Дубинина, П. Х. Камая, М. И. Барсукова и других о становлении и организации советской науки, истории отечественной космонавтики, медицины, сельскохозяйственной науки.

Предпринимая попытку проанализировать состав и содержание кинофотофонодокументов по истории науки и техники и объяснить связанные с ней отдельные сложные проблемы, автор отдает себе отчет в неординарной сложности затрагиваемой темы. Анализируемые выше основные группы документов (высказывания, реплики, фрагменты съемок, выступлений и воспоминаний) могут рассматриваться как составная часть традиционных и других источников, отражающих многообразие научной проблематики и технических достижений. Совершенно очевидно, что естественнонаучные направления человеческой деятельности в историческом аспекте получили лишь схематическое освещение. Учитывая масштабы и глубину проблем по изучению истории науки и техники вообще и отдельных ее аспектов в частности, это представляется вполне естественным.

В этой связи необходимо расширить возможности использования кинофотофонодокументов данной тематики, опираясь на теоретическую и практическую важность данной проблематики.