Законодательные основы предоставления государственных услуг в электронной форме государственными органами исполнительной власти Республики Башкортостан

Автор: А. В. Чернова

А. В. Чернова, доц. ВПО ГБУ Башкирской академии государственной службы и управления (БАГСУ) при Президенте Республики Башкортостан

  • правовое регулирование электронного взаимодействия и создание информационного общества
  • основные цели электронного взаимодействия
  • организация электронного взаимодействия в центральном офисе республиканского государственного автономного учреждения на портале «государственных услуг»
  • недостатки программы в предоставлении «государственных услуг» Республики Башкортостан

Документированная информация составляет основу управления организации, так как она базируется на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация является важным ресурсом производства. Качество информации существенно влияет на работу управления в органах государственной власти. Определенного рода информация в основном фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве. Из-за непрерывного роста объема документации во всем мире стала широко применяться электронно-вычислительная техника для обработки информации, используемой в электронном виде.

Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий играет федеральная Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» целями которой является формирование и развитие информационного общества в Российской Федерации: 1) повышение качества жизни граждан; 2) обеспечение конкурентоспособности России; 3) развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества; 4) совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня: модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Для достижения поставленных целей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций.

Таким образом, целями государственной политики являются определение прежде всего необходимости решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. 

Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. 

Современные информационные технологии позволят значительно повысить качество и эффективность государственного управления и местного самоуправления при взаимодействии гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, что улучшит качество и оперативность предоставления государственных услуг, при этом приведет к снижению стоимости обеспечения государственного управления. Так, например, 01.07.2012 года вступили в силу нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, которые относятся к документам «личного хранения».

В настоящее время заявитель может обратиться за оказанием государственной услуги непосредственно на портал «Государственные услуги» и оставлять там заявку, которая поступит в центральный офис Республиканского государственного автономного учреждения. В свою очередь в Центральном офисе Республиканского государственного автономного учреждения Республики Башкортостан на данном портале отображается стартовая страница системы расположенной в области авторизации (рис. 1).

Вход в систему осуществляется путем ввода имени и пароля учетной записи пользователя в области авторизации на стартовой странице. Область авторизации состоит из следующих полей: 1) «Пользователь» — в данное поле вводится имя учетной записи пользователя; 2) «Пароль» — в данное поле вводится пароль учетной записи пользователя. После ввода имени и пароля учетной записи пользователя следует нажать на кнопку «Вход».

Далее в главном меню находится список, предназначенный для выбора необходимого для дальнейшей работы модуля.

Основной режим системы, которая позволяет обрабатывать материалы, поданные заявителями для получения государственной услуги, возможен при помощи функции «Управление заявками». В режиме работы с заявками можно выполнять следующие операции: 1) отбор/поиск заявок; 2) просмотр заявки; 3) изменение статуса заявки; 4) закрепление заявки за исполнителем.

Для перехода в режим управления заявками в поле выбора разделов в правом верхнем углу интерфейса системы нужно выбрать пункт «Работа с заявками» (рис. 2).

Диалог содержит следующие элементы управления: 

  • поле «Подразделение» — выбор подразделения, в котором обрабатываются заявки; есть возможность выбрать как отдельное подразделение, так и все, доступные пользователю;
  • опция «Учитывать подчиненные подразделения» — при выборе подразделения и включении опции, при поиске учитываются и подчиненные ему подразделения;
  • поле «Исполнитель» — фильтр вывода заявок по исполнителю и т. д.

Диалог «Заявка» открывается при переходе по ссылке с наименованием услуги в таблице результатов поиска диалога «Работа с заявками». В диалоге содержится подробная информация об услуге. Существует возможность изменения статуса заявки, а также печати анкеты заявления (рис. 3).
Диалоговое окно «История заявки», предназначенное для просмотра истории ранее обработанных заявок, открывается при переходе по ссылке «Просмотреть историю заявки», расположенную в диалоге «Заявка» (рис. 4).

Для просмотра истории заявки необходимо выполнить следующие шаги:

1) в главном меню системы выбрать пункт «Работа с заявками»;
2) при необходимости скорректировать подразделение, перейдя по ссылке с наименованием подразделения;
3) при необходимости в поле «Исполнитель» выбрать необходимого исполнителя;
4) выбрать в поле «Услуга» наименование услуги;
5) указать в поле «Статус заявки» требуемый статус;
6) выбрать вариант поиска заявки (по дате подачи или по дате обновления);
7) в соответствующих полях указать диапазон дат, за который необходимо просмотреть заявки;
8) заполнить поля ввода «Заявитель» и «Номер заявки»;
9) нажать на кнопку «Найти»;
10) перейти по ссылке с наименованием услуги в таблице результатов поиска;
11) перейти по ссылке «Просмотреть историю заявки».
С помощью такой функции в системе «Государственная услуга» будет формироваться архив запросов.

Таким образом, анализ сложившейся на сегодняшний момент практики в Республике Башкортостан показывает, что в настоящее время фактически действуют 43 государственные и муниципальные услуги в области социального обеспечения, из которых 31 государственная услуга — в области социальной защиты населения. На Едином портале оказываемых государственных услуг пока доступны только пять видов нижеперечисленных услуг: а) социальная поддержка отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; б) предоставление социального пособия отдельным категориям малоимущих граждан; в) предоставление ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом; г) назначение и выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; д) предоставление ежемесячного пособия на ребенка.

Заявка, поданная на Единый портал, копируется в систему обработки запроса (далее — СОЗ). Система предназначена прежде всего для информационно-технологической поддержки участников процессов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, включая в том числе и организацию межведомственного взаимодействия в электронном виде:
– прием, обработку (маршрутизацию) и доведение до исполнителей в органах власти заявки на услугу в соответствии с требованиями регламентов оказания услуги;
– доведение до получателя услуги результатов оказания услуги;
– внутриведомственное взаимодействие, необходимое для успешного оказания услуги;
– выполнение необходимых межведомственных запросов, не связанных непосредственно с оказанием определенной услуги;
– предоставление сервиса для ответов на запросы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) к региональным (РОИВ) и органам местного самоуправления (ОМС) и т. д.

Вышеперечисленные оказываемые виды услуг в Республике Башкортостан, таким образом, обеспечивают прозрачность и контролируемость хода процессов для организаций и лиц уполномоченных на доступ такого рода информации.

В настоящее время в СОЗ имеются три основных модуля: а) модуль работы с заявками; б) модуль работы с исходящими запросами; в) модуль работы с входящими запросами.

Модули работы с исходящими и входящими запросами (рис. 5) позволяют производить фильтрацию запросов по типу запроса, отправителю, статусу, дате подачи или обновления, исполнителю; управление потоком запросов сотрудниками Управления, а именно: маршрутизацию запроса по подразделениям и изменение исполнителя по запросу; ввод данных запроса в ручном режиме, включая электронную подпись; просмотр содержимого ответа; просмотр статистической информации по потоку запросов.

Направление такого вида запросов осуществляется в рамках оказания государственной услуги заявителю с целью получения документов, необходимых для принятия решения по оказываемой услуге. Документы запрашиваются дополнительно у органов власти в случаях, если заявитель не предоставил их самостоятельно.

Модуль по работе с входящими запросами предназначен для выполнения следующих функций: 1) фильтрация запросов по типу запроса, отправителю, статусу, дате подачи или обновления, исполнителю; 2) просмотр содержимого запроса; 3) управление потоком запросов сотрудниками Управления — маршрутизация запроса по подразделениям, изменения исполнителя по запросу; 4) ввод данных о запрашиваемых документах (сведениях), включая электронную подпись; 5) просмотр статистической информации по потоку запросов.

Тем не менее, существуют следующие недостатки в используемой программе государственных услуг в Республике Башкортостан:

  • Несмотря на то, что у каждого пользователя системы существуют свой логин и пароль для входа в систему в ходе работы в ней, связанной с формированием запроса и его отправкой в конкретный орган исполнительной власти, запрос подписывается электронной подписью работника. Тем не менее, при выходе из системы логин и пароль остаются по умолчанию и не аннулируются автоматически, что приводит к риску формирования запросов под чужими паролями. По этой причине предлагается при закрытии программы автоматизировать сброс ранее введенного пароля.
  • В ходе работы с формированием запроса в конкретный государственный орган имеет место отсутствие у сотрудника возможности самостоятельного ведения перечня подлежащих рассмотрению им необходимых вопросов для подготовки соответствующего ответа заявителю.

С учетом вышеизложенного целесообразно разработать и ввести в программу функции, дающие возможность дополнительного внесения и корректировки тех или иных задаваемых заявителем вопросов.
В заключение следует отметить, что система «Государственные услуги» в Республике Башкортостан в целом фактически автоматизирует процесс по оказанию определенного вида услуг, что значительно упрощает и сокращает время при формировании ответов на получаемые запросы. Так, в случаях, когда заявитель непосредственно обращается в органы исполнительной власти Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему государственной или муниципальной услуги, а также при необходимости он должен приложить к своему заявлению дополнительно документы, относящиеся к категории «личного хранения». Все остальные документы обрабатываются в СОЗ в течение 5 дней. Ответ заявителю предоставляется по истечении 10 дней.

Несмотря на достигнутые положительные результаты в ходе предоставления государственных услуг в электронном виде, следует отметить ряд существующих проблем, которые мешают региональным органам власти, оказывающим государственные виды услуг, выполнять это массово и эффективно. Прежде всего это неготовность общероссийских сегментов «электронного правительства», таких как:

  • сервисы межведомственного электронного взаимодействия;
  • система идентификации;
  • Единый портал государственных услуг и федеральный реестр государственных услуг;
  • система реестров государственных и муниципальных услуг;
  • система нормативно-справочной информации (НСИ).

Дальнейшее развитие МЭДО включено в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)». Среди целевых индикаторов и показателей государственной программы имеется следующий: «18. Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота».

Помимо этого, к 2015 году планируется довести обмен электронными образами документов с использование межведомственной системы электронного документооборота до показателя 85%.

Кроме того, государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» предусмотрено дальнейшее развитие законодательно-нормативной базы электронного документооборота. Среди «Основных мер правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» предусмотрены:
- разработка проекта федерального закона, регламентирующего вопросы создания и использования электронных документов, образующихся при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления административных процедур с использованием информационных технологий (Минкомсвязь России, Минэкономразвития России),
- внесение изменений в отдельные нормативные правовые акты в целях обеспечения расширения внедрения электронного документооборота в работу органов государственной власти (ФСО России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти).

Рисунок 1. Стартовая страница системы, расположенной в области авторизации

Рисунок 2. Работа с заявками

Рисунок 3. Работа с заявками

Рисунок 4. История заявки

Рисунок 5. Модуль работы с исходящими запросами

«О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. №1815-р // Российская газета [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (Дата обращения 20.06.2013).

Там же.

Там же.

Проблемы реализация процессов предоставления государственных услуг региона в электронном виде // Квашнина Л.А., Доронина М.Н., Копаев Г.В.  [Электронный ресурс] // Электронные данные. — ЯНАО., 2012 — Режим доступа: http://ecm-journal.ru (Дата обращения 15.01.2013).