Анализ информационно-документационной компоненты официальных сайтов государственных органов

Автор: Дорошина Г. В., Колодникова Н. С.

Дорошина Г. В., Колодникова Н. С.

  • Типовой состав информационных ресурсов сайта
  • Проблемы доступа к информации на сайте
  • Унификация информационной структуры сайта

Открытость и прозрачность деятельности государственных органов, общественное участие, наличие организованной обратной связи между государственным органом и гражданином — всё это отражает степень гибкости системы функционирования государственного органа. Официальные сайты государственных органов являются эффективным средством распространения официальной информации о деятельности этих органов среди неограниченного круга лиц. В настоящее время большое значение уделяется созданию качественных интернет-представительств государственных органов, возможностям их работы с гражданами и организациями, используя сеть Интернет.

Официальный сайт государственного органа содержит разнообразную информацию, представленную в виде информационных ресурсов. При включении информации в состав государственных информационных ресурсов и дальнейшем размещении такого рода ресурсов на официальных сайтах государственного органа, должны быть обеспечены: возможность ее оформления по установленным правилам, придание такой информации юридической силы и ее дальнейший поиск.

Структура официального сайта государственного органа (наименования разделов, подразделов, создаваемых на официальном сайте, их количество), состав размещаемой на официальном сайте информации о деятельности органа, а также сроки размещения указанной информации на официальном сайте определяются сегодня Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Типовой состав информации, подлежащей размещению на официальном сайте государственного органа, определен в ст. 13.

Пользователю сайта важны две составляющие: внешний образ официального сайта (его ориентированность, его функциональность) и его информационная наполняемость. К сожалению, не все сайты государственных органов ориентированы на удобство восприятия пользователем (речь идет об изменении шрифтов, то есть наличии версии для слабовидящих, наличии подписки на необходимую информацию нормативного, новостного характера, наличии блогов (возможности обсуждения) и др.).

Качество и системность навигации по сайтам государственных органов недостаточно высокие, за исключением ряда официальных сайтов государственных органов федерального уровня. Информация о функциях, полномочиях и нормативно-правовой базе предоставляются в недостаточном объеме и, как правило, бессистемно.

Основными недостатками официальных сайтов многих государственных органов являются:

  • Сложная структура сайта.

Официальный сайт представляет собой большой массив информации в структурированной тематической форме. Единой структуры официальных сайтов государственных органов нет, государственный орган самостоятельно осуществляет структуризацию предоставляемой информации.
Пользователь, работая с несколькими сайтами одновременно, может выявить определенные различия в структуре, это связано с отсутствием как информации, так и с объединением нескольких тематических разделов. Объединение тематических разделов влечет за собой неудобство поиска и восприятия информации пользователем. Структура должна быть логично выстроенной и единой для всех государственных органов.

  • Сложность в поиске информации.

Поисковая форма — вспомогательный инструмент, осуществляющий в автономном режиме быстрый и удобный поиск необходимой информации. Сложность в поиске информации частично вытекает из структуры сайта, но добавляется самим отсутствием такой информации.
Поисковые формы на практике не адаптированы на пользователя, основными причинами этого являются минимальное количество признаков (реквизитов), по которым осуществляется данный поиск, либо же полученная информация оказывается для пользователя релевантной.

  • Форма представления информации.

Информация зачастую представляется на официальных сайтах в виде электронных копий документов, текстовых материалов. Формы представления зависят от характера информации. Проблема состоит в последующем восприятии информации: необходимые данные для ее идентификации отсутствуют, форматы представлены в единичном варианте, что отрицательно сказывается на пользователе.

  • Отсутствие унификации официальных сайтов.

Существует острая необходимость унификации сайтов государственных органов, это касается и структуры сайтов, и процедуры представления информации на сайте, и формы ее представления. Пользователь сталкивается с рядом проблем, возникающих из-за разнообразия сайтов государственных органов. Первые шаги в области унификации сайтов государственных органов были сделаны Правительством Москвы, которое издало распоряжение «Об автоматизированной информационной системе “Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы”» . Распоряжение закрепило обязательность использования типового решения при создании официальных сайтов органов исполнительной власти города. Решение представляет собой конструктор из функциональных блоков, которые каждое ведомство может настроить индивидуально в зависимости от своей специфики и потребностей посетителей.
Унификация структуры официальных сайтов позволит сделать государственные сайты более узнаваемыми, повысит их посещаемость за счет интеграции ресурсов между собой и позволит существенно сэкономить на веб-разработке и технической поддержке официального сайта государственного органа.
Пользователь, зайдя на официальный сайт государственного органа, не должен сомневаться в актуальности и достоверности представленной информации.
Официальные сайты государственных органов включают различные информационные блоки (рис. 1), представленные в виде:

  • списка документов;
  • базы данных графических образов документов;
  • полнотекстовой базы данных с гипертекстом и набором поисковых инструментов;
  • комбинации баз данных нескольких разработчиков;
  • базы данных с представлением документов в новостном режиме.

Посредством информационных блоков осуществляется поиск документов на основе поисковой формы (пример разных поисковых форм официальных сайтов государственных органов приведен на рис. 2, 3).


 

 

Рисунок 1. Пример информационно-правового блока официального сайта Правительства Саратовской области

 

 

Рисунок 2. Поисковая форма документов официального сайта Правительства РФ

 

 

 

Рисунок 3. Поисковая форма документов официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации

Информационные правовые блоки чаще всего содержат тексты документов, изданных самим государственным органом, и документов, регулирующих правовые основы деятельности органа. Периодичность обновления правовой информации достаточно сильно различается. В единичных случаях информация обновляется ежедневно, в отдельных случаях — не актуализируется, тем самым, сказываясь отрицательно на информировании граждан.
Правовые блоки разрабатываются и поддерживаются государственными органами самостоятельно или с привлечением компаний, специализирующихся на распространении правовой информации («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс»). Правовые блоки предназначены для быстрого и высокоэффективного доступа граждан к правовой информации, тем самым содействуя формированию единого открытого информационного пространства России в области правовой и экономической информации.
Многие сайты государственных органов обеспечивают высокую доступность документов, при этом, документ доступен пользователю как для просмотра, так и с последующей возможностью сохранения документа в современных форматах, но наличие одновременно двух вариантов предоставляется на официальных сайтах крайне редко. Возможность просмотра документа онлайн уходит в прошлое, теперь все чаще пользователю сайта автоматически при выборе конкретного документа предлагается процедура скачивания, что крайне неудобно, так как просмотреть документ возможно только после самой загрузки.
Чтобы найти необходимый документ, нужно осуществить неопределенное количество процедур скачивания, в итоге документ может предстать в текстовой или графической форме (сканированная копия документа).
Скачанные текстовые документы подвержены редактированию, то есть любой пользователь может внести в них изменения после скачивания. На наш взгляд, нормативно-правовые документы, размещаемые на сайте государственного органа, после процедуры скачивания должны иметь определенный уровень защиты от внесения изменений, оставляя возможность лишь копирования текстовых фрагментов пользователем (формат PDF).
Недостатком является и отсутствие на документе гиперссылки, определяющей адрес официального сайта государственного органа и тематический информационный раздел, наличие которой крайне необходимо для установления пользователем автора официального документа. Информация на официальных сайтах не всегда представляется в полном объеме, оперативно и с указанием статуса документов, что может приводить к дезинформированию пользователей.
Аналитическая и отчетная информация представляется государственным органом на сайте посредством:
1) новостной ленты в виде текстовой информации;
2) документа с графическими и табличными элементами.
Из-за отсутствия должного оформления материалов аналитического и отчетного характера, размещаемых на сайте, теряется значимость информации. Целесообразно аналитическую и отчетную информацию представлять на сайте в документированной форме (в форме отчета, справки, сводки) с использованием графических и табличных элементов, то есть в удобном структурированном и пригодном для восприятия виде.
Работа с обращениями граждан на официальных сайтах государственных органов ведется в большом объеме и достаточно кропотливо, тем самым отражая процесс взаимодействия органа с обществом. Государственный сектор всеми своими силами и инструментами информационно-телекоммуникационной сети пытается привлечь граждан к совместному управлению государством. Это касается участия граждан в обсуждении в онлайн-режиме проектов нормативно-правовых актов, на официальных сайтах создается возможность комментирования определенной проблемной ситуации, а также вопрос-тест со стороны государственного органа. Обратная связь осуществляется посредством ответа на запрос гражданина (рис. 4).
Формы для заполнения запросов присутствуют на всех сайтах государственных органов и содержат ряд полей, необходимых для заполнения пользователем, некоторые из них являются обязательными, а остальные заполняются при необходимости получения ответа в форме традиционного бумажного документа.

 

 

Рисунок 4. Форма для размещения запроса гражданина

По результатам рассмотрения обращений граждан ведется определенная аналитика, которая предоставляется государственным органом в конце года и содержит сведения о количестве и характере поступивших обращений в государственный орган, об эффективности их рассмотрения и своевременности их исполнения. Как правило, данная аналитика предоставляется в табличной или текстовой форме (рис. 5).


Рисунок 5. Образец аналитического обзора по обращениям граждан

Таким образом, анализ информационно-документационной компоненты официальных сайтов различных государственных органов обнаружил отсутствие унифицированного подхода к информационной структуре, составу информационно-документационных ресурсов и внешнему оформлению официальных сайтов государственных органов, что в значительной степени осложняет поиск необходимой информации пользователями сайтов.

Федеральный закон Российской Федерации от 11.07.2011 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ от 16.02.2011. № 7. Ст. 776.

Распоряжение Правительства Москвы от 23 октября 2012 г. №642-РП Москвы «Об автоматизированной информационной системе “Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы”» (вместе с «Положением об автоматизированной информационной системе “Типовое решение портала органа исполнительной власти города Москвы”»)//«Вестник Мэра и Правительства Москвы». 02.11.2012. № 61.