Сетевой сервис Onedrive — новый способ в организации коллективной работы с документами

Автор: Г.А. Серова, К.Д. Сичинава

  • Использование «облачных технологий»

  • Применение интерактивного метода

  • Технология работы сервиса «Onedrive»

Как отмечается в Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы) (п. 1) «сегодня обучение в вузах осуществляется, в основном, по старым методикам. В результате из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными информационными технологиями и т. д». Отсутствие базовых навыков и непонимание возможности использования современных информационных технологий будет, естественно, препятствовать развитию в России информационного общества. Для преодоления этого препятствия Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Была поставлена задача внедрения современной компьютерной техники и средств передачи информации, что, в свою очередь, привело к новым способам организации учебного процесса.

Использование компьютерных технологий в обучении в настоящее время имеет огромное значение благодаря новым возможностям XXI века — века информатизации. Преподаватели должны научиться создавать новые формы представления и общения со студентами в процессе обучения с помощью современных информационных средств, таких как компьютерные программы, интернет-технологии, а студенты должны научиться использовать это в период обучения.

В статье предлагается использовать сервис облачных технологий, суть которых заключается в предоставлении пользователям удалённого доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Облачные технологии позволяют обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака. Использование облака означает полную зависимость от провайдера облачных услуг, что позволяет пользователям экономить на приобретении, поддержке, модернизации программного обеспечения и оборудования.

Удалённый доступ к данным в облаке позволяет работать пользователю из любого места, где есть доступ в Интернет и браузер. Доступность — достоинство облачных технологий. Нет необходимости покупать программное обеспечение, проводить его настройки и обновления. Всё просто — заходишь на сервис и пользуешься его услугой, модель работы которой описана ниже (рис. 1).

Рис. 1. Модель работы с «облаком»

IaaS (Infrastructure-as-a-Service) — архитектура сети. Пользователю предоставляется виртуальный сервер с уникальным адресом и частью системы хранения данных. Провайдер предоставляет пользователю программный интерфейс (API) для управления параметрами, запуском и остановкой.

PaaS (Platform as a Service ) — разработчик приложений. Предоставляет готовую к работе виртуальную платформу, состоящую из одного или нескольких виртуальных серверов с установленными операционными системами и специализированными приложениями. Провайдеры предлагают массу готовых к использованию облачных сред.

SaaS (software as a service ) — пользователи, которым предоставляется возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удалённо через Интернет. Данный подход позволяет не покупать программный продукт, а просто использовать его по мере необходимости.

Как пример использования облачных технологий в системе образования можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для преподавателей и студентов, тестирование, лабораторные комплексы, электронные библиотеки и другое. Это также тематические форумы, где можно обмениваться информацией, это и поиск информации.

Как известно, технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Основные методические инновации в процессе обучения связаны сегодня с применением интерактивного метода обучения. Интерактивный метод означает — взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, чтобы в учебный процесс были включены все студенты.

Рассмотрим процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого происходит передача информации, оценка усвоения знаний, консультирование, обсуждение с использованием Onedrive — файл-хостинга, базирующего на облачной организации интернет-сервиса хранения файлов с функциями файлообмена. С помощью Onedrive можно получать доступ к любым файлам с устройств, которыми преподаватель и студенты пользуются постоянно (например, компьютера с Windows или Mac, планшета и мобильного телефона).

Для работы с системой Onedrive преподавателю и студентами необходимо сначала скачать её на свои устройства из Интернета, зарегистрироваться и получить бесплатно 7 Гб памяти.

После регистрации и входа на сайт открывается рабочая среда, в которой видны все функциональные возможности системы: Создать, Добавить, Поделиться и т. д. (рис. 2)

Рис. 2. Вид рабочей среды сайта Onedrive

Для просмотра основных функций сервиса необходимо выбрать (щёлкнув мышью по ). В результате появится диалоговое окно, позволяющее выбрать одну из функций: Outlook.com, Люди, Календарь и т. д. (рис. 3).

Рис. 3. Функциональные сервисы Onedrive

Находясь в Onedrive, можно создавать и редактировать документы (используя офисные приложения), обмениваться ими, даже если пакет MS Office не установлен на компьютере; создавать заметки и вести календарь (например, расписание занятий); вести адресную книгу, необходимую для обмена информацией (например, электронные адреса студентов или старост групп). Для обмена файлами в системе используется Outlook.com.

Поскольку была поставлена задача по созданию более эффективного процесса взаимодействия между преподавателем и студентом, то необходимо было сначала продумать, а затем и создать структуру папок, в которых должна храниться информация, необходимая для этого взаимодействия. Например, папку Преподаватель, а в ней папки с названиями курсов. В каждом курсе папки: проверка знаний, списки рекомендуемой литературы и т. д.

Для создания папки Преподаватель необходимо выполнить следующие действия:

  • Выбрать команду Создать, далее Папку (рис. 4).

Рис. 4. Создание папки

  • Дать имя папки Преподаватель (или его ФИО).

В результате на экране появится новая папка (рис. 5).

Рис. 5. Рабочая среда с новой папкой Преподаватель

Как видно из рисунка, папка Преподаватель пуста, в ней информации — 0.

Для создания папок внутри папки Преподаватель с названиями курсов, необходимо открыть папку, щёлкнув по ней мышью, а затем повторить описанные выше действия по созданию папки.

В результате на экране появятся папки с названиями курсов, приведённые на рис. 6.

Рис. 6. Содержание папки Преподаватель

Как видно из рисунка 6, любую папку можно Переименовать, Удалить, Переместить и т. д., используя приём работы с правой клавишей мыши (ПКМ) — вызов контекстного меню.

На примере папки Курс Технологии Интернета можно создать папки: Литература, Консультации по теме, Тестовые задания и т. д. приёмом описанным выше. Результат создания папок приведён на рис. 7.

Рис. 7. Содержание папки курса Технологии Интернета

В каждую папку можно вложить файлы. Для этого необходимо открыть папку, в появившемся диалоговом окне выбрать команду , а в ней команду Документ.

В папку Темы семинара был добавлен файл, приведенный на рис. 8.

Рис. 8. Вид экрана при добавлении в папку файла

Необходимо отметить, что сервис Onedrive предоставляет возможность использования программы Microsoft Office, такой услуги нет пока ни у одного аналогового онлайн файл-хостинга. И это большое преимущество данной системы на фоне конкурентов.

Перейдем к программам MicrosoftOffice, которые предоставляют этот сервис.

Создание, редактирование папок и файлов в представленной структуре папок разрешено только преподавателям. Студентам организован доступ к информации только для чтения.

Для общения со студентами и обеспечения их допуска в систему, создается список электронных адресов и учётных записей в Onedrive, (рис. 9).

Рис. 9. Пример списка

Список контактов можно добавить из , ,, , ,

Среди услуг сервиса Onedrive, доступных и удобных для преподавателя и студентов, имеется Календарь. Для учебного процесса он может содержать расписание занятий, даты мероприятий и пр. (рис. 10).

Рис. 10. Пример заполненного календаря

Таким образом, качество и эффективность современного образования в значительной степени зависят от применения современных информационных и коммуникационных технологий. Сегодня надо говорить о технологии обучения, с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках учебных предметов и педагогических ресурсах в сети Интернет, используемых в образовательных целях.

Одна из возможностей, позволяющих повысить эффективность общения преподавателя и студента, лежит в использовании облачного файл-хостига Onedrive. Одним из его главных преимуществ является простота настройки информационно-документационной сети, и при этом не вкладываются средства ни в технические, ни в программные продукты.