Особенности составления и оформления документов, образующихся в деятельности Русской православной церкви, на примере благочиния

Автор: И.В. Топчиева, И.Г. Нефедова

Русская православная церковь – это централизованная религиозная организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации. Московская патриархия и иные канонические подразделения РПЦ, находящиеся на территории РФ, также зарегистрированы в качестве юридических лиц как религиозные организации.1

РПЦ имеет иерархическую структуру управления.2 Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси.3

Русская православная церковь разделяется на епархии — местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.4 В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и уставом.5 Епархиальный архиерей является предстоятелем местной церкви — епархии. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города.6 Например: «Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский» или «Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский».

Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, и вместе с иными епархиальными учреждениями призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти.7 Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением.8

Московскую городскую епархию возглавляет непосредственно Святейший Патриарх Московский и Вся Руси. В его титуле указывается, что он «Московский» - правящий архиерей данной епархии. То есть должность епархиального архиерея принадлежит самому Патриарху, и именно он осуществляет управление Московской епархией с помощью викарных архиереев, которые занимают определенные должности в управленческой системе, являясь Управляющими викариатствами.

Викариатство – каноническое подразделение епархии, объединяющее одно или несколько благочиний епархии.9 Викариатство не имеет прав юридического лица. Викариатство осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской православной церкви, уставом епархии, постановлениями Поместных и Архиерейских соборов Русской православной церкви, указами и распоряжениями Патриарха, решениями Священного Синода, указами и распоряжениями епархиального архиерея, а также на основании Положения о епархиальных викариатствах РПЦ, принятого 27 декабря 2011 года.10

Викарный архиерей епархии города Москвы именуется: «имя, сан, титул, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси».11 Например: «Марк, архиепископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси». Викарный архиерей имеет собственный бланк и личную печать, образцы которых утверждаются епархиальным архиереем.12

Документооборот канонических подразделений викариатства с епархиальным управлением осуществляется через секретариат викариатства.13

Московская епархия также разделена на викариатства, которые соответствуют границам административных округов города Москвы. Всего насчитывается в Московской городской епархии 10 викариатств, которые в свою очередь делятся на благочиния. Во главе каждого викариатства Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси назначен викарный архиерей, который и осуществляет курирование благочиний.

Благочиние – это несколько церквей с их приходами, находящимися в непосредственной территориальной близости друг от друга.

Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом.14

При благочинном может существовать канцелярия, служащий или служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея.15 Канцелярия благочиния располагается на территории прихода, настоятелем которого является благочинный. Например, канцелярия Иверского благочиния Центрального викариатства находится на территории храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря города Москвы.

Канцелярия – служба документационного обеспечения управления (ДОУ) - чаще всего представлена отдельным сотрудником (секретарем-делопроизводителем), который и обеспечивает работу с документами.

Вся деятельность благочиния осуществляется в соответствии с Церковным протоколом. В помощь церковным работникам, в том числе и секретарю благочиния, и для всех тех, кто так или иначе вовлечен в сферу церковно-общественных отношений, в 2007 году в Издательском совете Русской православной церкви была издана книга епископа Егорьевского Марка (в настоящем архиепископа) «Церковный Протокол» объемом 184 страницы. В издании содержится описание норм поведения людей в церковном обществе, имеющих вековые традиции и вытекающих из самого устроения Церкви.

Структура издания содержит ряд разделов, которые освещают следующие вопросы:

  • иерархическое строение Церкви;

  • административно-территориальная структура Церкви;

  • внешние знаки отличия духовенства;

  • правила поведения христиан в православном храме;

  • правила переписки и обращения (в том числе на церковных приемах);

  • некоторые отличия в традициях между Русской православной церковью и другими Церквами.

В книге приведен диптих предстоятелей поместных православных церквей16 и краткий словарь основных церковных терминов.

Подобная информация об особенностях Церковного протокола имеет прикладное значение для работников канцелярий благочиний, так как им необходимо обладать знаниями о церковном деловом этикете, владеть церковными терминами и вести активную переписку в церковной сфере.

В практической деятельности благочиния в соответствии с Церковным протоколом и местом благочиния в структуре РПЦ используются в основном циркуляры. Заметим, что в светском делопроизводстве, согласно Унифицированной системе организационно-распорядительных документов (УСОРД), такого вида документа нет. Однако если проводить параллели, то следует отметить, что по своему целевому назначению и месте в структуре управления циркуляр соответствует группе организационно-распорядительных документов. Организационно-распорядительные документы — документы, в которых фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.

Следовательно, циркуляр в делопроизводстве РПЦ соответствует распоряжению или приказу УСОРД, относящимся к группе распорядительных документов. Циркуляр — это письмо, направляемое одним автором группе адресатов. В официальной переписке циркуляром называлось письмо, написанное одним лицом группе нескольких должностных лиц, либо письмо для всех лиц, занимающих определенную должность. В отличие от распоряжений, разрешающих какое-либо конкретное дело, циркуляры обыкновенно носили общий инструкционный характер.17 Определение циркуляра, приведенное в Советском энциклопедическом словаре, не имеет принципиального отличия от дореволюционного: «Циркуляр (нем. zirkular) — ведомственный правовой акт, содержащий определенные предписания подчиненным органам»18. Таким образом, циркуляры в РПЦ — письма, предназначенные для доведения до сведения разных адресатов одной и той же информации.

В церковной сфере деятельности такое письмо направляется группе нескольких должностных лиц, занимающих определенную должность: управляющим викариатства направляется циркулярное письмо всем благочинным тех округов, которые входят в пределы одного викариатства, а далее благочинный направляет циркулярное письмо всем настоятелям храмов, которые территориально входят в его благочиннический округ. Документы с любым содержанием, получаемые канцелярией благочиния из викариатства, всегда оформляются на бланке и имеют следующее обращение:

«Всечестным отцам благочинным храмов

наименование викариатства г. Москвы».

Если циркулярное письмо направляется настоятелям храмов благочиния, то используется следующее обращение:

«Всечестным отцам настоятелям храмов наименование благочиния наименование викариатства г. Москвы».

После обращения к настоятелям храмов следует текст. Текст документов, образующихся в деятельности викариатства, имеет большое значение, так как является основным реквизитом любого документа.

Текст документа — основная содержательная часть документа.19

Поскольку циркуляры являются официальными документами, к их тексту предъявляются определенные требования, которые связаны с требованиями официально-делового стиля.

Стиль — это особенность языка, проявляющаяся в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Функциональные стили, т. е. стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека. Среди них выделяют:

  • публицистический;

  • научный;

  • художественно-литературный;

  • разговорно-обиходный;

  • официально-деловой.

Любая информация нуждается в языке, на котором она будет зафиксирована, передана и воспринята. Этот сложный процесс может быть осуществлен с помощью специальной терминологии — основного компонента любого функционального стиля. Стиль официально-делового общения людей в разных сферах жизни (экономической, социально-политической и культурной) сложился под влиянием необходимости излагать факты с предельной точностью, краткостью, конкретностью, не допускать двусмысленности. Официально-деловой стиль — функциональная разновидность языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений преимущественно в письменной форме.

Функция делового стиля заключается в том, что соблюдение нужной формы для передачи содержания дает основание считать документ официально-деловым. Языку деловых бумаг присуща стилистическая строгость, объективность изложения. В официально-деловом стиле не должно быть эмоциональности, субъективной оценочности и разговорности, именно это приближает стиль деловых бумаг к умеренному книжному, научному стилю, но обезличенность манеры изложения является характерным признаком языка документов.

Язык служебных документов строго регламентирован, он должен быть нейтральным, без эмоциональной окраски, присущей литературным произведениям.

1 Устав Русской православной церкви (редакция с учетом поправок, внесенных определениями Архиерейских соборов 2008 и 2011 гг.). Глава I, п. 5. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви — М., 2005-2015. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html .

2 Там же. Глава I, п. 6.

3 Там же. Глава I, п. 7.

4 Устав Русской православной церкви (редакция с учетом поправок, внесенных определениями Архиерейских соборов 2008 и 2011 гг.). Глава XV, п. 1. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви — М., 2005-2015. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html .

5 Там же. Глава XV, п. 4.

6 Там же. Глава XV, п. 8-9.

7 Там же. Глава XV, п. 35.

8 Там же. Глава XV, п. 48-49.

9 Устав Русской православной церкви (редакция с учетом поправок, внесенных определениями Архиерейских соборов 2008 и 2011 гг.). Глава XV, п. 27. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви — М., 2005-2015. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html.

10 Положение о епархиальных викариатствах Русской православной церкви (ред. 27.12.2011 г.). [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Официальный сайт Центрального и Южного викариатства города Москвы. — М., 2012. — Режим доступа: ,

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Устав Русской православной церкви (редакция с учетом поправок, внесенных определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг.). Глава XV, п. 59-60. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви — М., 2005-2015. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html , свободный (дата доступа: 01.08.2015).

15 Там же. Глава XV, п. 61-66.

16 Ди́птих (греч. δίπτυχον — сложенный вдвое) — списки предстоятелей автокефальных православных церквей и соответственно перечень этих церквей; особое значение имеет последовательность поминовения Первоиерархов, обусловленная местом возглавляемых ими автокефальных церквей в этом Диптихе. // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Официальный сайт Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» — М., 1998-2015. — Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149349.html

17 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

18 Советский энциклопедический словарь. — М., «Советская энциклопедия», 1984. Изд. 3-е. С. 1469

19 ГОСТ Р 7.0.8 – 2013, М : Стандарт-информ, 2014. с. 4

....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU