Анализ работы с обращениями граждан в отделе полиции

Автор: Л.Р. Фионова, И.А. Серова

Особое место в деятельности любого государственного учреждения занимает работа с обращениями граждан. В настоящее время, несмотря на развитие электронных услуг и возможности получить ответы на свои вопросы по электронным каналам, граждане России достаточно часто обращаются к различным должностным лицам с помощью писем или на личном приёме.

Обращения, как известно, выполняют три главные функции:1

  1. это средство защиты личных прав и свобод граждан;

  2. это форма реализации конституционного права на участие граждан в управлении государством, а, следовательно, одна из форм выражения народовластия;

  3. это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью.

Работа с обращениями граждан и организаций в отделе полиции (ОП) УМВД России по г. Пензе регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"2 и целым рядом приказов МВД России. Основной ведомственный нормативный акт - это приказ "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации (далее - Инструкции)".3

В Инструкции отражены все основные аспекты работы с обращениями граждан, прописанные в федеральном законе и в приказах МВД России.

Работой с обращениями граждан в отделе полиции (ОП) № 3 занимается делопроизводитель отдела делопроизводства и режима (ОДИР). Кроме вышеназванных актов он в своей работе опирается на Приказ МВД России по Пензенской области «О порядке представления сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны».4

Обращения и ответы на них поступают в ОП № 3 от граждан и различных структур. Соотношение адресантов показаны на рисунке 1: от граждан и организаций -46%; из подразделений УМВД России по г. Пензе – 22%; от органов исполнительной власти – 18% и из Отдела делопроизводства и режима УМВД России по Пензенской области – 14%.

Рис. 1 – Соотношение адресантов письменных обращений

Свои обращения граждане могут излагать как в письменной форме, так и приходить на личный прием в отдел полиции и любые органы внутренних дел.

Рассмотрение обращений граждан в ОП №3 включает в себя следующие этапы, которые соответствуют Инструкции:

  • прием и первичную обработку обращений;

  • регистрацию и учет обращений;

  • принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;

  • рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;

  • подготовку и направление ответов на обращения;

  • хранение обращений и материалов по их рассмотрению;

  • личный прием граждан;

  • анализ рассмотрения обращений;

  • контроль за рассмотрением обращений.

Допустимыми каналами поступления письменных обращений считаются почта, электронная почтовая связь, факсимильная связь, в ходе личного приема (п.27-28 Инструкции).

В соответствии с Инструкцией делопроизводитель перед вскрытием почтового отправления проверяет соответствие его доставки указанным на нем адресным данным. Почтовые конверты сохраняются вместе с обращениями.

При первичной обработке письменных обращений граждан делопроизводитель сортирует полученные письма на две группы:

  • обращение, содержащие предложения и жалобы,

  • обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем (они в дальнейшем регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП), об административных правонарушениях и происшествиях с гражданами (АППГ)).

На рисунке 2 показано соотношение вопросов, затрагиваемых в обращениях граждан, регистрируемых в КУСП. При этом больше всего волнуют граждан противоправные деяния против общественного порядка и общественной безопасности (за 2014 год – 60 обращений или 63%). О нарушениях в сфере экономики в 2014 году было 23 обращения (24%), о преступлениях против личности -10 обращений (11%.)

Все письменные обращения, поступившие в ОП № 3 , подлежат обязательной регистрации независимо от того, кому они адресованы, и рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации.

1 Фионова, Л.Р. Нормативное регулирование документной коммуникации органов власти с населением страны// Власть, № 2, М., 2014. - С.87-91/


2 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 (с изм.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».


3 Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 26.02.2015) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".


4 Приказ МВД России по Пензенской области от 15.11.2013 № 1808 «О порядке представления сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны».