Роль государственных органов Российской Федерации в решении вопросов сферы документационного обеспечения управления

Автор: Т.А. Быкова

Вопросы государственной политики в области документационного обеспечения управления в Российской Федерации на протяжении многих лет не теряют своей актуальности. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, обсуждение подходов к решению задач, связанных с организацией информационно-документационных процессов в организациях страны, на научных и научно-практических конференциях, дискуссии в профессиональном сообществе.

Еще в 2007 году в своем докладе на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела М.В. Ларин раскрыл положение дел в сфере документационного обеспечения управления, обосновал общегосударственное значение данных вопросов и определил основные задачи государственной политики, требующие обязательного и достаточно быстрого решения.1

Главным, что было отмечено в докладе, являлось то, что система документационного обеспечения управления «выпала из сферы внимания государства»2. К сожалению, и сейчас, через восемь лет, мы можем это повторить.

Значительное снижение роли государственных органов в сфере управления документационным обеспечением деятельности российских учреждений и организаций различных форм собственности наблюдается с начала 1990-х годов, и в настоящее время ситуация практически не меняется. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в стране отсутствует центр по регулированию, координации, методическому руководству управлением документацией, которым долгие годы являлся Росархив.

Органы управления архивной отраслью получили определенные полномочия в сфере документационного обеспечения управления в 60-80-е годы прошлого столетия. Это явилось чрезвычайно важным событием, так как государственная архивная служба обрела возможность воздействия на процессы, влияющие на организацию документов с момента их создания до передачи на архивное хранение. В 1966 году создается Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) – единственный специальный научный центр отрасли, который был призван осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере архивного дела и документоведения и вырабатывать на основе полученных результатов методические рекомендации по организации архивного дела и делопроизводства во всех организациях Советского Союза.

Именно в тот период были сформулированы достаточно целостные подходы к вопросам делопроизводства, к организации документационных процессов на разных уровнях управления. В этот период разрабатываются такие основополагающие документы, как Единая государственная система делопроизводства, Государственная система документационного обеспечения управления. Обратим внимание на слова «государственная» и «система». Они точно отражают позицию государства, выраженную в системном подходе к решению задач делопроизводства и определении его роли в управлении. Это не могло не сказаться положительно на решении данных задач в аппаратах управления конкретных учреждений и организаций.

Понижение статуса Росархива (перевод его из статуса Федеральной архивной службы в статус Федерального архивного агентства) и утрата функции методического регулирования и контроля за организацией документов в сфере документационного обеспечения управления привели к существенным негативным последствиям. В настоящее время функции по управлению документацией децентрализованы и рассредоточены между отдельными федеральными органами исполнительной власти, каждый из которых занимается разработкой нормативных правовых актов по вопросам документационного обеспечения управления в рамках своих полномочий. При этом работа ведется без соответствующей координации действий органов управления. Если говорить о Федеральном архивном агентстве, то за ним закреплена лишь функция согласования перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел и инструкций по делопроизводству. Никаких задач, связанных с документированием, организацией документооборота, с развитием и совершенствованием документационного обеспечения управления, положение о Федеральном архивном агентстве не содержит.3

Отсутствие в стране уполномоченного органа по документационному обеспечению управления является одной из причин того, что в РФ не сформулирована четкая государственная политика и программа развития в сфере управления документами. А это, в свою очередь, приводит к негативным последствиям.

1 Ларин М.В. О государственной политике в сфере документационного обеспечения управления // Документация в информационном обществе: управление документацией как сфера профессиональной деятельности: Доклады и сообщения на XIV Международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2007 г. / Росархив. ВНИИДАД. М., 2008. С. 285-293

2 Там же. С. 285

3 Положение о Федеральном архивном агентстве. Утв. постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 290 (ред. от 28.04.2015) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст.2572

....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ - TP@TOP-PERSONAL.RU