Кинофотофонодокументы по истории отечественной культуры

Автор: В.М. Магидов, д.и.н., проф. РГГУ

Кинофотофонодокументы по истории отечественной культуры

В.М. Магидов, д.и.н., проф. РГГУ

  1. Кинофотофонодокументы по народному образованию
  2. Кинофотофонодокументы о материальной и духовной культуре

Кинофотофонодокументирование с первых лет своего появления (фотография – с 1839 г., звукозапись – с 1877 г. и кинематограф - с 1895 г.) охватило практически все основные сферы человеческой деятельности.

В этой статье остановим наше внимание на характеристике кинофотосъемок и звукозаписей, в которых нашла отражение история отечественной материальной и духовной культуры.

Следует сразу оговориться, что эти съемки и записи не представляют собой цельную, компактную систему. Они в состоянии дать лишь фрагментарное представление об исторических событиях и фактах культурной жизни страны. Исходя из содержания сохранившихся кинофотофонодокументов (КФФД) данной тематики, целесообразно рассматривать их в рамках трех групп: КФФД по истории народного образования; КФФД по истории материальной и духовной культуры; КФФД о деятелях литературы и искусства.

Особое значение имеет первая выделенная группа, документы которой отражают отдельные события и факты, связанные с историей российского народного образования и просвещения. Прежде всего, следует отметить те кинодокументы, в которых нашли отражение различного рода мероприятия по организации высшего и среднего образования в стране в первые годы советской власти. Так, в киносъемке 1918 г., вошедшей в выпуск «Кино-недели», показана работа совещания работников высшей школы в Москве. Его участниками были известные ученые России (академик Н.Я. Марр, профессора И.В. Гревс, С.А. Зернов и др.); в работе совещания принимала участие студенческая делегация.

В начале июня 1919 г. один из выпусков «Кино-недели» информировал об открытии I Всероссийского съезда по внешкольному образованию. В выпуске были даны кинопортреты председателя съезда А.В. Луначарского и председателя оргбюро съезда И.К. Гудзя.

В начале 1920-х годов в области высшего образования наметилась тенденция пролетаризации высшей школы. При вузах практически повсеместно создавались рабфаки. Их создание и деятельность нашли частичное отражение в кинодокументах (КД). Например, небольшая по объему киносъемка 1920-х годов, где показано празднование первой годовщины рабфака имени Карла Маркса, открытого при Московском институте народного хозяйства. Кинокадры зафиксировали собрание по случаю юбилея, присутствие на нем историков - академика Ф.И. Успенского, заместителя народного комиссара просвещения М.Н. Покровского. Кинодокумент, появившийся в 1924 г., повествует о первом выпуске рабфаковцев в СССР. Сохранились кинокадры, изображающие отъезд рабфаковцев на учебу в Англию (18 июня 1924 г.), их торжественные проводы на вокзале.

Широко освещалась в кинодокументах (КД) работа агитпоездов и агитпароходов в 1918-1921 гг. Их деятельность в области агитации и просвещения населения в центре внимания многих выпусков «Кино-недели». Уже в сентябре 1918 г. появилась в 17-м и 26-м выпусках киножурнала первая информация об отправке из Москвы агитпоезда имени Ленина (на пленку зафиксирован вагон агитпоезда, красочно оформленный лозунгами и плакатами). В последующих выпусках «Кино-неделя» рассказывает о работе поезда по снабжению Восточного фронта и населения литературой.

В кадрах – раздача литературы на станции Алатырь и митинги по пути следования поезда. Аналогичная работа агитпоезда имени Ленина проводилась и на Северном фронте. На кадрах можно увидеть начальника подвижных складов А. Бурова, погрузку литературы, кипы газет «Беднота», митинг у поезда, выступление на нем комиссара земледелия Украины Н.Л. Мещерякова, детей у киновагона поезда, в кинофотофонодокуметах (КФД) отражена и деятельность агитпоезда ВЦИК «Октябрьская революция». Кинооператором П. Новицким и фотографом П. Оцупом были сняты различные эпизоды работы поезда на разных участках Восточного фронта. На основании сохранившихся КД можно составить некоторое представление о деятельности литературно-инструкторского парохода «Красная звезда» во время его рейса летом 1919 г. (например, заснят митинг на берегу р. Камы, на котором выступили В.М. Молотов, Н.К. Крупская; группа людей держит в руках транспаранты и плакаты с надписями: «Женщины работницы! Идите за нами защищать власть Советов и Третий Интернационал», «Да здравствует Красная Армия и великий вождь Красной Армии Троцкий!», «Привет дорогим гостям! Рабочие Бонд, завода» и др.)

Наряду с агитпоездами и агитпароходами Наркомпрос в 1920-е годы использовал и другие формы просвещения населения. Об этом можно узнать из нескольких выпусков «Кино-недели». Например, в одном из них показана витрина самообразования Народного комиссариата просвещения на Зубовском бульваре в Москве, где были выставлены анатомические препараты с пояснительными текстами и надписями. В другом сюжете, сопровождаемом надписью «Гжатск. Красноармейцы Гжатского гарнизона имеют кинематограф, клуб и библиотеку» запечатлена группа красноармейцев у клуба «Заря», на стенах клуба развешены газеты и театральные афиши.

Большую работу в эти годы Наркомпрос проводил по ликвидации неграмотности (ликбезы). Торжественное заседание, посвященное 5-летию ликвидации неграмотности запечатлено в 44-м выпуске «Госкинокалендаря» (1925 г.), где показаны зал заседания бывшего театра Зимина и президиум во главе с М.И. Калининым и К. Цеткин. В первые годы после Октябрьской революции в стране повсеместно стали появляться различного рода пролеткультовские организации. Работа одной из них (студии скульптуры «Пролеткульт» в Москве) отражена в двух выпусках «Кино-недели» за 1918 г.

Административный аппарат Наркомпроса, осуществлявший руководство всеми образовательными и культурно-просветительными учреждениями в стране, состоял из нескольких десятков человек. Что это были за люди, можно узнать из сохранившегося почти в полном объеме сюжета «Кино-недели». Здесь и руководящий состав наркомата, и служащие многих его отделов. Они сняты в июле 1918 г. в саду перед зданием Наркомпроса на Остоженке: А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Н.К. Крупская, председатель Москинокомитета Н.Ф. Преображенский и другие просматривают альбом фотографий.

Определенная работа в 1920-е годы велась по пропаганде посредством кинодокументов советских периодических изданий (в первую очередь газет). В выпуски «Госкинокалендаря» включались сюжеты, рассказывающие о полезной деятельности рабкоров и селькоров, о коллективах редакций газет, торжественных церемониях в Москве по случаю трехлетия газеты «Гудок». Весной 1924 г. в Москве состоялось Второе Всесоюзное совещание рабкоров и кружков друзей «Рабочей газеты». Кинодокументы дают возможность познакомиться с моментом регистрации мандатов делегатов, ходом совещания. Несколько кадров показывают фрагмент выступления ответственного редактора газеты Н.И. Смирнова и церемонию вручения знамени коллективу газеты. Более подробно освещена в кинодокументах работа Второго Всесоюзного совещания рабкоров, селькоров, военкоров и юнкоров газеты «Правда», проходившего в Москве с участием Н.К. Крупской, А.С. Серафимовича и других. Сохранились небольшие киносъемки заседания рабкоров в редакции газеты «Правда», а также работа одного из цехов ее типографии.

Отдельные сведения по истории народного образования и просвещения дореволюционной России иллюстрируются фотодокументами (ФД). Интерес вызывают фотопортреты студентов Казанского университета - членов Казанской организации РСДРП, учащихся мужской гимназии Тобольска, учителей Баталпашинского «иногороднего» училища, а также фотографии учителей и учеников педагогических курсов, сельских училищ Кубанской дирекции 2-го района и др.

Многие фотодокументы создают представление о политике советского государства в области образования и просвещения в 1920-1940-е годы в различных регионах страны. Здесь можно найти фотографии работы местных съездов работников культуры, участников всероссийских съездов по народному образованию, мероприятий по ликвидации неграмотности, политехнизации школы, деятельности общества «Долой неграмотность», работы педагогического съезда, всероссийских совещаний руководящих работников народного образования, окружных съездов по народному образованию. Достаточно подробно запечатлена в фотодокументах работа агитпоездов, агитпароходов (1918—1921 гг.) и агитсамолетов (агитэскадрилий) в 1930-е годы. Съемки велись в основном во время их остановок на отдельных станциях, в городах (преимущественно снимались оформление агитпоездов, митинги, раздача литературы, общение с населением и т. п.). Большинство снимков приходится на долю агитпоездов «Октябрьская революция» (Зауралье и др.), имени Ленина (ст. Мраморная, Кротовка, Лубны, Ивашенков, Чапаевск и др.), имени Л.Д. Троцкого (Петроград, Пенза), «Красный Восток» (Средняя Азия), «Красный казак» (Дон-Кубань), «Советский Кавказ» (Ростов-на-Дону, Дагестан), «Красный железнодорожник» и др., агитпарохода «Красная Звезда» (р. Волга), агитсамолетов «Максим Горький», «Москва», «Работница», «Селькор» и др. Многогранно зафиксирована в фотодокументах работа кружков и школ в России по ликвидации неграмотности (ликбезы), проведение массовых мероприятий в этом направлении: занятия на уроках ликбеза рабочих и работниц заводов и фабрик, медперсонала в Москве, в Ленинграде, работников трамвайного парка, сельхозартели и т. д. Значительная часть фотодокументов свидетельствует об участии комсомола и пионеров в массовом движении по ликвидации неграмотности. Интересны фотоснимки подписания в 1929 г. в Москве соцдоговора между обществами «Долой неграмотность» РСФСР и УССР о полной ликвидации неграмотности к 13-й годовщине Октября, о работе в этой области в деревне, деятельности рабфаков во многих учебных заведениях страны.

В последние годы, особенно в конце 1980-х—начале 1990-х, возрос интерес к фонодокументам (ФоД) по истории народного образования и просвещения. Это побуждает по-новому взглянуть на эти КФФД.

Тематика фонодокументов достаточно разнообразна. Здесь можно выделить три самостоятельные группы: звукозаписи, характеризующие культурно-просветительскую деятельность советских органов в 1920-1930-е годы; отражающие работу съездов и других собраний по народному образованию; деятельность высших учебных заведений, культурных обществ и организаций и т. п.

Фонодокументы по истории деятельности органов культуры первых лет советской власти, по существу, представлены лишь отдельными звукозаписями разных лет. Так, из наиболее значительных по своему содержанию следует назвать речи А.В. Луначарского и Н.К. Крупской о проблемах народного образования и просвещения, произнесенные ими в 1920-1930-е годы. Как и в каком аспекте обсуждались эти вопросы в стране на рубеже 1950-1960-х годов, рассказывают фонограммы выступлений А.И. Попова, И.И. Артоболевского, Б.Н. Полевого, Е.М. Шатровой на сессиях Верховного Совета РСФСР.

К 1960—1970-м годам относятся звукозаписи съездов учителей, зафиксировавшие выступления руководителей органов народного образования, деятелей науки и культуры, а также торжественного заседания, посвященного 25-летию системы профессионально-технического обучения. Последняя фонограмма отражает состояние работы производственно-технических училищ, содержит данные об истории их организации.

В архивных фондах имеется большой массив звукозаписей, раскрывающих историю и развитие десяти и более разных по профилю и назначению высших учебных заведений страны. Наиболее компактную и самую многочисленную часть среди этих документов составляют звукозаписи о деятельности крупнейших отечественных университетов (в первую очередь МГУ им. М.В. Ломоносова), а также ряда специализированных вузов (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Первый Московский медицинский институт и т.д.).

Существенно дополняют наше представление о тематике рассматриваемых ФоД звукозаписи, содержащие сведения о работе таких важных государственных и общественных организаций культуры, как Всесоюзное общество «Знание» (сохранились фонограммы учредительного собрания и съездов), Российская государственная библиотека, музеи и др. Следует отметить также несколько ценных по содержанию записей воспоминаний: заведующего отделом народного образования Мотовилихинского Совета рабочих депутатов А.Г. Кравченко и других работников народного образования о деятельности школ в первые годы советской власти, об организации дошкольного образования, о ликвидации детской беспризорности. Интересные сведения об истории создания и становления первых рабочих факультетов в Москве содержатся в рассказе В.И. Кузнецовой.

Вторая группа кинофотофонодокументов (КФФД) по истории культуры освещает в основном вопросы развития материальной и духовной культуры, различные стороны жизни народов нашей страны. Большинство документов — фотоснимки дореволюционного периода, отложившиеся в государственных и ведомственных архивах. Исключительную ценность имеют ФД данной тематики, сосредоточенные в фондах личного происхождения, в первую очередь уникальные коллекции, принадлежащие выдающимся деятелям фотографии и ученым: М.П. Дмитриеву, Д.И. Ермакову, А.А. Губареву, Г.Е. Грумм-Гржимайло, В.А. Каррику, М.С. Наппельбауму, 3.3. Виноградову и другим. Отмечая тематическое разнообразие, важно выделить наиболее ценные кадры конца XIX-начала XX в. На них изображены виды и пейзажи Северного Кавказа и Закавказья, Поволжья и Подмосковья, Тянь-Шаня и Алтая, Ярославской, Тверской губерний и Тибета и т.д., быт и нравы народов, живущих на конкретной территории, деятельность геологических, этнографических и археологических экспедиций, архитектура городов и др. Фотодокументы второй группы хранятся во многих областных государственных архивах. Наибольший интерес среди них вызывают виды русских поселений на Амуре, балкарских селений, кабардинских и балкарских жилищ, а также съемки жизни и быта тувинцев и ханты и манси, казаков и адыгов Кубани, народов Поволжья, жилища коряков, стоянки оленеводов и др.

Кинодокументы этого типа, относящиеся к началу XX в., рассказывают об отношении властей к памятникам истории и культуры России, например съемки выпусков «Пате-журнала» за 1909 и 1912 гг.: «Посещение императорскими величествами нового Московского музея Александра III» (Москва,30 мая 1912 г.), торжественная закладка храма в Царском Селе в присутствии Николая II и его семьи (1909 г.) и др.

Некоторым своеобразием отличается тематика КФФД, созданных в советское время. Кинодокументалисты, например, пытались, прежде всего, показать новые черты советской действительности: организацию и проведение советских праздников, народных гуляний, отношение советских органов власти к архитектурным и другим памятникам. Значительно реже встречаются киносъемки сугубо этнографической направленности. Остановим наше внимание на характеристике некоторых из них. В первом выпуске «Кино-недели» предпринята попытка показать отдельные эпизоды народного гулянья на Девичьем поле в Москве. К наиболее важным кинокадрам здесь следует отнести те, которые дают представление о собравшихся на гулянье людях, их настроении, облике, ассортименте продаваемых в киосках и ларьках игрушек и других кустарных изделий и т.д.

В кинопериодике первых послереволюционных лет большое внимание уделялось демонтажу памятников в соответствии с декретом Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проекта памятников российской социалистической революции», и открытию новых памятников согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. Так, в кинодокументах запечатлено снятие в Москве в 1918 г. памятников Александру III около храма Христа Спасителя и Александру II в Кремле.

Широко пропагандировались в кинохронике мероприятия по реализации ленинского плана монументальной пропаганды. В нескольких выпусках «Кино-недели» (1918-1919 гг.), «Госкинокалендаря» (1923-1924 гг.) и «Ленинградского Госкинокалендаря» (1924 г.) сохранились сюжеты об открытии в Москве памятников А.Н. Радищеву, Т.Г. Шевченко, М. Робеспьеру, А.В. Кольцову, И.В. Никитину, К.А. Тимирязеву, а В. Володарскому и Г.В. Плеханову в Петрограде. Такого рода мероприятия не ограничились двумя столицами. Один из первых советских памятников был установлен в Вятке (закладка памятника С.Н. Халтурину) и др.

Отношение советского правительства к культурному наследию в первые годы после Октябрьской революции в определенной мере характеризует сюжет «Кино-недели», датированный январем 1919 г., под названием «Усадьба княжны Шаховской в с. Покровском-Стрешнево с ее редкой старинной галереей будет обращена в музей для народа». В фондах государственных архивов встречаются редкие кинокадры, рассказывающие о древних поселениях и быте народов на территории страны (например, съемки 1960-1970-х годов, показывающие быт стойбищ нивхов и т.п.). Среди кинодокументов этого типа следует назвать отдельные сюжеты выпусков «Госкинокалендаря» (1923 г.) и «Киноправды» (1924 г.) о жизни народов Севера: эскимосов (их жилища-чумы, собачьи и оленьи упряжки, лодки, облик женщин и охотников и т.п.), ненцев (проезд семьи на оленьих упряжках, охота на оленей, тип ненки и т.д.), манси (вид юрты, женщина-манси с ребенком и др.).

В кинодокументах первых лет советской власти нашло отражение отношение государства к религиозным церемониям, а также церковным памятникам и реликвиям, имеющим общеисторическое значение. Так, в архивных фондах сохранились небольшие фрагменты съемок крестного хода на Красной площади во главе с патриархом Тихоном (весна 1918 г.), раскольнического съезда «живой» церкви (6 августа 1922 г.), одной из антирелигиозных демонстраций в Москве, снос здания гостиницы и других строений Гефсиманского скита в Москве и др.

Разнообразна тематика и фотодокументов 1920-х годов. В эти годы фотографам удалось запечатлеть на пленку многие памятники архитектуры, виды монастырей и храмов, отдельных сооружений и зданий (Сухарева башня, дом бояр Романовых на Варварке, дом Юсуповых у Красных ворот), представляющих историческую и культурную ценность, работу по реставрации памятников старины и др. Ряд интересных съемок памятников материальной и духовной культуры был осуществлен в ходе археологических раскопок (Урарту, Хорезм, Мингечау-ри, Федоровская стоянка в Чухломском районе Костромской области и др.), геологических экспедиций 1920-1960-х годов и т.д.

В отличие от кинофотодокументов, тематика, связанная с развитием материальной и духовной культуры, жизнью и бытом народов, менее выражена в документальных звукозаписях. Фонодокументы этого плана, отложившиеся в архивных фондах, практически не упорядочены. Они, как правило, создаются нерегулярно, от случая к случаю, и часто носят неопределенный характер. Среди фонодокументов данной группы, представляющих собой ценный источник по истории культуры вообще и этнографии в частности, следует, в первую очередь, назвать фонографические валики 1920-х годов с песнями, записанными во время экспедиции М.Е. Пятницкого в Воронежскую и Рязанскую губернии. В итоге поездки были собраны различные по времени появления, тематике, характеру и исполнению исторические, обрядовые, хороводные, рекрутские песни и песнопения, а также песни о тяжелых условиях семейного быта и бесправии женщин.

Таким образом, даже беглый обзор сохранённых фото, кино и фонодокументов даёт возможность наглядно увидеть и услышать пусть разрозненные эпизоды истории отечественной культуры, но запечатлённые современниками событий как наиболее важные и интересные для их времени.