Опыт работы кафедры документоведения Истоорико-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Памяти Т.В. Кузнецовой

Т.А. Быкова, к.и.н., доц., А.Ю. Конькова, к.и.н., доц., Л.Р. Париева, ст. преп., РГГУ

Как известно, РГГУ был создан во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР «Об организации Российского государственного гуманитарного университета» от 27.03.1991. 29 апреля 1991 г. состоялась торжественная церемония открытия РГГУ. Перед новым ВУЗом была поставлена задача возродить гуманистическую направленность и традиции университетского образования. И именно Московский государственный историко-архивный институт стал своеобразным фундаментом и «золотым фондом» нового университета.

В марте 1992 г. Факультет государственного делопроизводства был преобразован в Факультет управления. Такое изменение названия факультета было обусловлено богатым опытом подготовки работников для сферы управления — документоведов и специалистов в сфере организации административных процессов и потребностью на рынке труда специалистов-управленцев такой квалификации на основе глубокого и всестороннего изучения дисциплин гуманитарного профиля.

В 1995 г. решением ректората обучение студентов по специальности «документоведение и документационное обеспечение управления» было передано Историко-архивному институту. В апреле 1997 г. в целях координации научно-исследовательской деятельности в области документоведения и обеспечения качественной профессиональной подготовки по специальности 06.13.00 «Документоведение и документационное обеспечение управления» в структуре факультета архивного дела Историко-архивного института было создано Отделение документоведения в составе кафедры документоведения и лаборатории документоведения.

В 1999 г. Отделение документоведения было преобразовано в факультет.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет организация подготовки на кафедре выпускных дипломных (квалификационных) работ по документоведению и ДОУ. Нужно отметить, что большая часть тем имеет практическую направленность, являясь организационными проектами.

С самых первых лет открытия и формирования специальности «документоведение и ДОУ» на факультете была заложена традиция подготовки выпускных (дипломных) работ на базе конкретных организаций и предприятий. Эта традиция была продолжена и при подготовке бакалавров документоведения и архивоведения.

Выполнение такой выпускной работы приносит много пользы любой организации, так как при написании работы проводится анализ текущего состояния документационного обеспечения управления, порядка составления, оформления документов и организации работы с ними, вырабатываются конкретные рекомендации по рациональной постановке ДОУ организации. Оргпроектант, изучив структуру организации, вычерчивает схемы, наглядно показывающие линейные и функциональные связи структурных подразделений и должностных лиц.

Результатом изучения и анализа системы документационного обеспечения управления является определение тех мер, которые позволяют значительно усовершенствовать работу с управленческой документацией. Студенты разрабатывают пакеты локальных нормативных актов, регулирующих делопроизводство организации, представляют конкретные данные о характере и движении документов, что является необходимым условием внедрения в сферу документационного обеспечения управления автоматизированных информационных технологий, разрабатывают порядок текущего хранения документов, включая составление соответствующей необходимой для этого документации (например, номенклатуры дел, внутренних классификаторов и т.п.).

Подготовка выпускных квалификационных работ практической направленности наряду с производственной практикой помогает выпускнику-документоведу значительно быстрее адаптироваться к своей будущей профессиональной деятельности.

Однако среди видов деятельности, закрепленных образовательным стандартом, которыми может заниматься бакалавр-документовед, есть и научно-исследовательская деятельность. Поэтому часть рекомендуемых тем выпускных квалификационных работ носит теоретический научный характер и ориентирует выпускников бакалавриата на будущую научную работу, в частности, на продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре.

Важным является то, что тематика выпускных квалификационных работ постоянно актуализируется, чтобы соответствовать требованиям реального времени.

Переход на обучение в 2011 году по стандартам третьего поколения потребовал от ВУЗов огромной подготовительной работы. Стандарт даёт лишь набор базовой обязательной части дисциплин, устанавливает общие контуры образования по направлению. На его основе в рамках направления каждый ВУЗ готовит свои образовательные программы, учитывая интересы региона и свои возможности.

При активном участии кафедры документоведения в РГГУ по направлению «Документоведение и архивоведение» были подготовлены образовательные программы как по документоведению, так и по архивоведению.

Поскольку стандарт третьего поколения предусматривал разработку профилей в рамках направлений, кафедрой документоведения в рамках направления подготовки в 2011 году был разработан профиль «Документационное обеспечение управления», что подразумевает большую работу по его учебно-методическому обеспечению. Каждая образовательная программа содержала, помимо обязательного федерального набора дисциплин, свои вузовские авторские дисциплины, таким образом, кафедра сформировала пакет актуальных дисциплин документоведческого цикла.

Разработкой практически нового направления обучения кафедра сначала занималась под руководством заведующей кафедрой профессора Т.В. Кузнецовой, а после ее смерти в 2011 году — под руководством заведующей кафедрой, доцента, кандидата исторических наук Т.А. Быковой.

Следует отметить, что количество дисциплин, читаемых кафедрой в этот период, резко возросло: к традиционным были добавлены дисциплины, отражающие современные тенденции законодательного и нормативно-методического регулирования документационного обеспечения управления; дисциплины, связанные с защитой документной информации, а также дисциплины, отражающие специфику делопроизводства в различных органах управления. В их числе можно выделить «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях», «Регулирование документационного обеспечения управления в административных регламентах», «Конфиденциальное делопроизводство», «Защита и обработка персональных данных», «Делопроизводство в органах местного самоуправления», «Делопроизводство в военном ведомстве»)2 и т.д. По каждой из указанных дисциплин были разработаны учебно-методические комплексы.

Учебно-методический комплекс включал в себя:

- рабочую учебную программу дисциплины, которая являлась базовым документом учебно-методического комплекса, так как определяла содержание дисциплины, тематический план, объём компетенций (знаний и умений);

-планы семинарских или лабораторных занятий, если они были предусмотрены программой;

-методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы по освоению курса. Это важнейшая часть УМК, так как новый подход к образованию предполагал перенос центра обучения на студента (студентоцентрированная направленность образования);

-рабочую учебную тетрадь студента, позволяющую закрепить полученные знания;

-программу практики, если практика предполагалась по данной дисциплине;

-методические указания по написанию курсовых работ и т.д.

Таким образом, кафедре, перешедшей на обучение студентов на основе третьего поколения образовательных стандартов, пришлось проделать огромную подготовительную работу.

Работа по совершенствованию образовательных стандартов была продолжена и в последующие годы, и кафедра документоведения принимает в ней самое активное участие. В 2015 году был утвержден следующий образовательный стандарт — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» 3. Поскольку в этот период в образовательную среду вводятся новые понятия «прикладной бакалавриат» и «академический бакалавриат», образовательный стандарт (3+) разрабатывается с учетом новых требований, т.е. для прикладного и академического бакалавриата.

Преподаватели кафедры входят в рабочую группу по разработке стандарта, определяя общепрофессиональные и профессиональные компетенции документоведов. В рамках академического бакалавриата было предусмотрено расширенное изучение теоретических дисциплин документоведческого цикла, а также дисциплин, связанных с практикой. Со временем для академического бакалавриата складывается профиль «Информационно-документационное обеспечение управления», и большая часть дисциплин данного профиля читается преподавателями кафедры документоведения. Практически одновременно для прикладного бакалавриата разрабатывается уникальный практикоориентированный профиль «Делопроизводство в организациях». Его особенность заключается в практической направленности, а именно: учебная и производственная практики, лабораторные работы и практические занятия, курсовые проекты составляют не менее 50% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. Таким образом, данный профиль предусматривает непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения, за счет чего выпускник сможет сразу же, без дополнительных стажировок, выполнять технологическую и организационно-управленческую работу в службах документационного обеспечения управления организаций любых организационно-правовых форм. Профиль прикладного бакалавриата «Делопроизводство в организациях» закреплен за кафедрой документоведения, преподаватели которой обучают студентов, в полной мере ориентируясь на профессиональную деятельность будущих выпускников. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, студенты прикрепляются к конкретной организации. Все дисциплины, которые кафедра читает на обоих профилях, согласно новому образовательному стандарту, делятся на дисциплины базовой части и дисциплины вариативной части. К числу дисциплин базового компонента в настоящее время относятся: «Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Кадровое делопроизводство»4. Дисциплинами вариативного компонента являются «Введение в профиль», «Возникновение систем документации о жизни и деятельности человека в Х1Х веке», «Документирование деятельности негосударственных организаций», «Документирование прохождения государственной службы», «Делопроизводство в органах местного самоуправления», «Организация работы с обращениями граждан», «Регулирование документационного обеспечения управления в административных регламентах», «Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя», «Методика рационализации документационного обеспечения управления», «Конфиденциальное делопроизводство», «Формирование и развитие распорядительной документации», «Деловой этикет», «Электронный документ и электронная подпись в законодательстве», «Защита конфиденциальной информации в кадровой службе», «Защита и обработка персональных данных», «Экспертиза ценности документов в делопроизводстве»5.

Первый набор студентов-бакалавров на профиль академического бакалавриата «Информационно-документационное обеспечение управления» и на профиль прикладного бакалавриата «Делопроизводство в организациях» был осуществлен в 2016/17 учебном году. В том, что абитуриенты проявили интерес к обоим документоведческим профилям, есть значительная заслуга преподавателей кафедры документоведения, которые активно выступают на днях открытых дверей, рассказывая о прикладном и академическом бакалавриатах.

Утверждение в 2015 году нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», определение новых компетенций потребовали существенной переработки учебно-методических документов. Преподавателями кафедры разработаны и опубликованы рабочие программы на все дисциплины документоведческого цикла.

В соответствии с действующими правилами в рамках рабочей программы дисциплины составляется пояснительная записка, в которой оговариваются цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре основной образовательной программы, компетенции, которые должны сформироваться в результате освоения дисциплины, а также знания, умения, владения студента, сформулированные в компетентностном формате. Далее преподаватель, читающий дисциплину, определяет структуру дисциплины для очной, очно-заочной и заочной форм обучения, распределяя установленные часы на лекции, практические или лабораторные занятия и самостоятельную работу студента.

Основой любой программы является содержание дисциплины, которое излагается по разделам. Особенностью настоящих рабочих программ является пристальное внимание к образовательным и информационным технологиям, то есть тем способам, традиционным или инновационным, с помощью которых предполагается наилучшим образом донести преподаваемые знания. Это может быть лекция с применением слайд-проектора, аналитическая лекция с разбором конкретных ситуаций и др., но, так или иначе, преподаватель должен изначально это продумать и заложить в программу. Большое внимание уделяется фонду оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Результатом разработки фонда оценочных средств являются вопросы по теме, тесты, контрольные вопросы на всех этапах проверки знаний, широко используются кейс-методы. Заранее планируются сроки и время проведения проверок знаний, а также порядок оценивания студентов по бальной шкале.

Каждая рабочая программа дисциплины имеет учебно-методическую и информационную поддержку в виде списка обязательных и дополнительных источников и литературы, а также электронных ресурсов. Так как дисциплины кафедры являются в основном практикоориентированными, в рабочие программы включены планы лабораторных занятий и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Поскольку по ряду документоведческих дисциплин студенты должны подготовить курсовые работы, в программах даны рекомендации по их подготовке. Для закрепления полученных теоретических знаний разработаны рабочие тетради для студентов, которые также включены в соответствующие программы.

Эффективное развитие образовательного процесса невозможно без его обеспечения качественной учебной литературой. Подготовка учебников и учебных пособий по-прежнему является важнейшим направлением деятельности кафедры документоведения. За последние годы преподавателями кафедры подготовлены и изданы учебники «Делопроизводство» (2015 г.), «Кадровое делопроизводство» (2015 г.), «Документационное обеспечение управления» (2016 г.), «Организационно-документационное обеспечение деятельности руководителя» (2016 г.); учебные пособия «Документационное обеспечение управления (делопроизводство)» (2015 г.), «Документационное обеспечение управления негосударственных организаций» (2015 г.). Важно то, что эту традицию продолжает и молодой состав кафедры. Так, в 2016 году С.А. Глотова, А.Ю. Конькова, Ю.М. Кукарина, Е.А. Скрипко издали учебник под общей редакцией Т.А. Быковой «Документационное обеспечение управления»6, в котором рассмотрены история отечественного делопроизводства, основные понятия научной дисциплины «Документоведение», современные аспекты документационного обеспечения управления и т.д. В этом же году вышло учебное пособие, подготовленное доцентом И.В. Топчиевой, «Организационно-документационное обеспечение деятельности руководителя»7.

Профессорско-преподавательский состав кафедры документоведения активно участвует в магистерских программах. Так, зав. кафедрой Т.А. Быкова, доц. Ю.М. Кукарина, доц. А.Ю. Конькова читают документоведческие дисциплины по программе подготовки «Теория и практика работы с электронными документами в управлении и архивах».

Внедрение новых образовательных стандартов сопровождается реформированием университетских структур. Так, в 2013 году в соответствии с приказом ректора РГГУ происходит слияние двух факультетов: факультета документоведения и факультета технотронных архивов и документов8. В настоящее время кафедра документоведения входит в состав объединенного факультета документоведения и технотронных архивов. Изменение структуры не повлияло на самобытность кафедры документоведения. Ее по-прежнему отличает профессионализм преподавателей и сотрудников. В 2015-16 гг. коллектив кафедры возглавляет заведующая кафедрой к.и.н. Быкова Т.А., на кафедре работают доценты Глотова С.А., Конькова А.Ю., Кукарина Ю.М., Сергеева Л.В., ст. преподаватель Париева Л.Р., преподаватель Скрипко Е.А. Обеспечивает учебный процесс образованная в результате слияния лаборатории документоведения и лаборатории научно-технических и кино-фото-фоно документов и микрографии лаборатория документоведения и технотронных архивов ФДиТА ИАИ9. Заведует объединенной лабораторией заслуженный работник РГГУ Ефименко Е.А.

Продолжает развиваться научная школа документоведения. К устоявшейся традиции научной школы документоведения можно отнести тот факт, что ее основоположники всегда ставили своей задачей изучать документ в сфере управления для организации эффективной работы аппарата управления. Современные ученые продолжают эту традицию, объясняя это необходимостью профессиональной подготовки кадров именно в сфере документационного обеспечения управления, управления документами.

В последние годы кафедра значительно активизировала научное направление деятельности. Продолжается подготовка научных кадров, в том числе и для других ВУЗов. Так, в 2011 году защитила кандидатскую диссертацию Глотова Светлана Александровна. Тема ее исследования — «Возникновение и развитие распорядительной документации в России в ХVI — начале ХХ вв.». Была оказана существенная помощь в подготовке кандидатской диссертации Подоплеловой Надежде Николаевне. Тема ее диссертации — «Исследование организации делопроизводства губернских административных учреждений Российской империи (на материалах Пермской губернии конца ХVIII — начала ХХ вв.).

С 2013 года появилась и уже вошла в традицию практика организации и проведения силами кафедры документоведения Международных конференций «Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее», посвященных памяти профессора Т.В. Кузнецовой. Конференция вызывает живой интерес в научных кругах документоведов в России и за рубежом. Так, в работе конференций принимали участие коллеги из Польши, Украины, Узбекистана и др. В 2017 году планируется третья по счету конференция.

В свою очередь преподаватели кафедры документоведения принимают участие в других научных и научно-практических конференциях, выступая с докладами по актуальным вопросам документоведения и документационного обеспечения управления (конференции Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, Уральского федерального университета и др.).

Кафедра документоведения активно работает со студентами по развитию у них научного мышления, формированию документоведческих понятий и представлений. Для этого кафедра документоведения совместно с кафедрой автоматизированных систем документационного обеспечения управления регулярно проводят круглые столы с участием студентов — бакалавров и магистров.

В последние годы кафедра активно сотрудничает с кафедрой документоведения и архивоведения Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского по вопросу участия студентов-документоведов РГГУ в Межрегиональных научно-практических конференциях для учащихся общеобразовательных организаций и студентов среднего профессионального и высшего образования под общим названием «Документ в современном обществе». В 2015-2016 учебном году в конференции участвовали двое студентов, которые получили сертификаты участников. В 2016 году кафедра документоведения направила для участия трех бакалавров, которые получили сертификаты участников и грамоты разных степеней.

Укрепляются международные связи кафедры. В 2013 году были подписаны договоры о совместной деятельности с Гуманитарным институтом Национального авиационного университета — НАУ (г. Киев, Украина) и с Университетом Марии Кюри-Склодовской (г. Люблин, Польша). Оба учебных заведения ведут подготовку в области документоведения, поэтому к числу приоритетных направлений совместной деятельности были отнесены:

1. Ведение совместной исследовательской деятельности

2. Проведение совместных мероприятий по направлениям учебной и научной деятельности, которые реализуются в университетах

3. Обмен научно-преподавательскими кадрами

4. Обмен информацией, материалами, научными публикациями в областях, пользующихся интересом в обоих университетах

5. Обмен студентами.

В 2013 году зав. кафедрой Быкова Т.А. вошла в состав оргкомитета конференции «Информационно-документационные коммуникации в глобализированном мире», которая проводилась Гуманитарным институтом НАУ (г. Киев). В работе конференции приняли участие и преподаватели кафедры Глотова С.А. и Париева Л.Р.

В рамках совместной деятельности Люблинский университет в 2015 году выступил соучредителем Международной конференции «Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее», проведенной кафедрой документоведения.

Преподаватели кафедры в 2015 году приняли участие в Международной конференции по истории бюрократии, организованной кафедрой архивоведения университета Марии Кюри-Склодовской. Материалы обеих конференций были опубликованы10. Быкова Т.А. выступила в качестве одного из научных редакторов сборника материалов польской конференции.

Силами преподавателей двух университетов была подготовлена совместная монография «Belliculum Diplomaticum V Lublinense. Dokumenty, kancelarie i archiwa między Wschodem i Zachodem» (Документы, канцелярия и архивы между Востоком и Западом), изданная в г. Люблин в 2014 году.

К числу приоритетных направлений деятельности преподавателей кафедры, которые сформировались в последние годы, можно отнести и участие в разработке профессиональных стандартов в области документационного обеспечения управления.

В настоящее время в образовательной политике государства четко определено сближение конкретных профессиональных требований, исходящих от работодателей, с образовательным процессом. Современный образовательный стандарт должен определять четкую взаимосвязь компетенций, которыми должны овладеть выпускники в процессе своего обучения, с трудовыми действиями, содержащимися в профессиональном стандарте, который содержит требования, предъявляемые к профессии. В постановлении Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 установлено, что «профессиональные стандарты должны обязательно применяться образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов»11. Поэтому теперь в профессиональной области прослеживается четкая взаимосвязь: образование — профессиональные требования — рынок труда. Преподаватели кафедры Глотова С.А., Кукарина Ю.М. под руководством зав. кафедрой Т.А. Быковой принимают самое активное участие в разработке и образовательного стандарта нового поколения, и соответствующих профессиональных стандартов.12

На сегодняшний день разработан и утвержден профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»13. Подготовлен и прошел всестороннее и широкое обсуждение в профессиональном сообществе профессиональный стандарт «Специалист по управлению документацией организации». Следует отметить, что в стандартах обозначены уровни возможных наименований должностей выпускников факультета документоведения и технотронных архивов: секретарь руководителя, помощник руководителя, документовед, руководитель службы документационного обеспечения управления, управляющий документацией. Возможности профессионального роста будут определяться наличием профессионального образования, полученного по программам прикладного или академического бакалавриата, окончанием профильной магистратуры и аспирантуры.

Высокий профессиональный уровень преподавателей кафедры привлекает внимание высших и центральных органов государственной власти и управления, куда они систематически приглашаются для чтения лекций и консультаций.

1 Окончание. Начало см. Делопроизводство, 2016, № 4

2 Сборник программ для направления подготовки 034700 «Документоведение и архивоведение» (квалификация (степень) выпускника — бакалавр, магистр)/ Отв. ред. Т.А. Быкова, С.А. Глотова, Ю.М. Кукарина.— М.: «Новалис», 2012.-208 с.

3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата)

4 Сборник учебно-методической документации по направлению подготовки бакалавров «Документоведение и архивоведение». Базовая часть, комплекс рабочих программ по документационному обеспечению управления/ Сост.: Т.А. Быкова, С.А. Глотова, Ю.М. Кукарина.— М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2015.— 336 с.

5 Сборник учебно-методической документации по направлению подготовки бакалавров «Документоведение и архивоведение». Вариативная часть, комплекс рабочих программ по документационному обеспечению управления/ Сост.: Т.А. Быкова, С.А. Глотова, Ю.М. Кукарина.— М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2016.— 688 с.

6 Документационное обеспечение управления/ С.А. Глотова, А.Ю. Конькова, Ю.М. Кукарина, Е.А. Скрипко, под общей редакцией Т.А. Быковой.— М.: ООО «1С — Паблишинг», 2016.-350 с.

7 Топчиева И.В. Организационно-документационное обеспечение деятельности руководителя/ И.В. Топчиева. Под общ. ред. Т.А. Быковой. — М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2016. — 512 с.

8 Приказ ректора РГГУ № 01 — 218/осн от 03.07.2013. — М., ведомственное издание , 2013

9 Приказ ректора РГГУ №01-271/осн. от 31.10.2014 «Об образовании лаборатории документоведения и технотронных архивов ФДиТА ИАИ». -М., ведомственное издание, 2014

10 Dzieje biurokracji. Tom 6 / Быкова Татьяна Александровна, Górak Artur, Smyk Grzegorz; redakcja: Tatjana Bykowa, Artur Górak, Grzegorz Smyk. — Lublin : "Libra", 2016. — 878 . — ISBN 978-83-64857-02-7; Вестник РГГУ № 2. Серия «Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность». –М.: РГГУ, 2015 Вестник РГГУ № 2 (4). Серия «Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность». –М.: РГГУ, 2016

11Кукарина Ю.М. Профессиональные и федеральные государственные образовательные стандарты: вопросы разработки, взаимодействия и применения// Делопроизводство .— 2015.— №1.— С. 67

12 Ответственная организация-разработчик — НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников», город Москва

13 Приказ Минтруда России от 06.05.2015 № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 № 37509)