Отражение принципов индексации документов в инструкции по делопроизводству органов исполнительной власти

Автор: К.А. Илларионова

  • Значение классификации и индексации документов органов исполнительной власти субъектов РФ

  • Регламентация регистрационных индексов ряда документов органов исполнительной власти и высшего должностного лица субъектов РФ

  • Совершенствование правового регулирования классификации и индексации документов органов исполнительной власти субъектов РФ в целях формирования эффективной информационно-поисковой системы

В связи со значительными объемами документированной информации, образующейся в деятельности органов исполнительной власти, необходимо осуществлять ее систематизацию по одному или нескольким признакам классификации. Классификация документов должна являться обязательной основой для их индексирования. Однако на практике во многих органах исполнительной власти субъектов РФ до сих пор применяются традиционные методы регистрации и включения документов в информационные ресурсы, которые не позволяют сформировать эффективную информационно-поисковую систему.

В целях осуществления индексирования документированной информации необходимо разработать классификационную схему. Классификационная схема представляет собой основу для разработки системы индексирования документов, целью которой должно являться отражение необходимого и достаточного состава информации о них.

Для того чтобы классификационная схема стала средством для создания эффективной системы хранения и инструментом обработки информации, ее поиска и информационного обмена, она должна быть дополнена системой условных обозначений, присваиваемых объектам и классификационным группам. Такие обозначения принято называть индексами, а процесс их присвоения объектам классификации — индексированием.1

Реквизитом документов, который отражает классификационную схему и позволяет идентифицировать его в информационном массиве, является регистрационный индекс. Регистрационные индексы присваиваются им с целью учета и включения в информационно-поисковую систему. При этом индекс должен достаточно полно отражать все классификационные характеристики. На основании анализа инструкций по делопроизводству органов исполнительной власти регионов РФ2 рассмотрим, каким образом на практике происходит формирование регистрационных индексов основных управленческих документов.

Анализ начнем с правовых актов высшего должностного лица и высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Основным видом нормативного правового документа является постановление, которым оформляются решения Губернатора (Главы администрации), Правительства (Администрации) субъекта РФ в пределах их компетенции, направленные на установление, изменение, отмену правовых норм. Также постановлениями оформляются решения о назначении или освобождении от занимаемой должности руководителей структурных подразделений администрации, исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с таблицей 1 при регистрации постановлений органов исполнительной власти (ОИВ) в большинстве случаев к порядковому номеру документа добавляют литерное обозначение, соответствующее наименованию его вида. На практике все чаще встречается добавление к порядковому номеру документа и номера заседания (в соответствии с протоколом заседания), на котором приняли данное постановление.

Таблица 1. Регистрационные номера постановлений ОИВ

Основа присвоения

регистрационного индекса

Регистрационный индекс

Орган исполнительной власти

1

Порядковый номер, обозначение вида документа, автора и номера заседания (протокола).

№ 88-па/32

Администрация Архангельской области

2

Порядковый номер, обозначение вида документа

№ 51-п

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа

№ 21-п

№ 17-пп (постановления, принятые коллегиально)

Правительство Оренбургской области

№ 76-П

Правительство Саратовской области

3

Порядковый номер с добавлением номера заседания

№ 41/2

Правительство Московской области

4

Порядковый номер в рамках календарного года

№ 23

Правительство Кировской области

№ 34

Администрация Краснодарского края

Более подробно рассмотрим регистрационные индексы распоряжений высших органов исполнительной власти субъектов РФ, которые имеют общие черты с регистрационными индексами постановлений и свои особенности в зависимости от разновидности распоряжения (см. табл. 2).

Таблица 2. Состав информации в регистрационных номерах

распоряжений высших ОИВ

Основа присвоения

регистрационного индекса

Регистрационный индекс

Наименование высшего исполнительного органа

Порядковый номер, добавление буквенного обозначения и номера протокола

№ 120-ра/29

Администрация Архангельской области

№ 11-53-пр (принятые на заседаниях Правительства)

Правительство Ульяновской области

Порядковый номер, обозначение вида документа и наименование органа

№ 4-рп

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа

№ 29-Пр

Правительство Саратовской области

№ 15-РА

Администрация Астраханской области

№ 46-пр (принятые в рабочем порядке)

Правительство Ульяновской области

Порядковый номер с добавлением литеры вида документа

№ 6-р

Правительство Московской области

№ 34-р

Администрация Краснодарского края

№ 51-р

Правительство Республики Чечня

Номер в период календарного года

№ 23

Правительство Кировской области

№ 56

Правительство Свердловской области

Как видно из представленных примеров, наиболее сложный регистрационный индекс у распоряжений Администрации Архангельской области и Правительства Ульяновской области. Важно отметить, что и в том и в другом случае регистрационный индекс обеспечивает связь распоряжения с другим видом документа — протоколом заседания высшего исполнительного органа субъекта РФ, на котором рассматривался проект распоряжения, и принималось решение о его принятии. Согласно п. 2.2.30 инструкции по делопроизводству администрации Архангельской области3 регистрационной номер распоряжения администрации состоит из порядкового номера распоряжения в рамках хронологического периода один год, далее через дефис добавляются строчные буквы «ра» — «распоряжение администрации» (наименование вида документа/автор), затем через косую черту добавляется номер протокола заседания администрации (№ 120-ра/29). На первый взгляд структура регистрационного индекса распоряжения Правительства Ульяновской области является аналогичной. Однако следует обратить внимание на различия в последовательности условных обозначений: № 11-53-пр, где: 11 — номер протокола заседания; 53 — порядковый номер распоряжения; «пр» — «правительство/распоряжение» (автор/наименование вида документа). Одновременно обращает на себя внимание тот факт, что в Ульяновской области существует еще одна форма регистрации этого вида документа: № 46-пр (46 — порядковый номер; «пр» — «правительство/распоряжение»), которая применяется в том случае, если распоряжение принято «в рабочем порядке». Это означает, что возможны существенные различия в технологии подготовки одного и того же вида документа. При этом не раскрыт принцип дифференциации: в каком случае проект распоряжения должен пройти все процедуры, включая наиболее важную, заключительную — рассмотрение на заседании правительства, а в каком случае его разработка будет осуществляться по «облегченному» алгоритму. По всей вероятности, наличие двух регистрационных форм осложнит и последующий поиск конкретного распоряжения.

Примеры, представленные в таблицах, свидетельствуют о том, что регистрационный номер распоряжения, состоящий из его порядкового номера, обозначения автора и наименования вида документа, является наиболее распространенным (Правительство Ханты-Мансийского автономного округа, Правительство Саратовской области, Администрация Астраханской области).

В ряде случаев регистрационный индекс включает только порядковый номер документа и обозначение его вида (Правительство Московской области, Администрация Краснодарского края, Правительство Республики Чечня). Учитывая тот факт, что принятие распоряжений находится и в полномочиях высшего должностного лица (губернатора, главы администрации), следует признать, что применяемая индексация не отображает всех необходимых поисковых признаков.

Что касается наличия в регистрационном номере распоряжения только его порядкового номера в рамках календарного года (Правительство Кировской, Свердловской областей), то в данном случае не приходится говорить о формировании эффективной поисковой системы по правовым документам данного субъекта.

Структура регистрационного номера распоряжения высшего должностного лица органа исполнительной власти (ВДЛ ОИВ) практически аналогична рассмотренной выше (см. табл. 3).

Таблица 3. Регистрационные номера распоряжений ВДЛ ОИВ

Основа присвоения

регистрационного индекса

Регистрационный индекс

Должность

Порядковый номер, буквенное обозначение наименования вида документа

№ 120-р

Глава администрации Архангельской области

№ 42-р

Губернатор Саратовской области

№ 4-р

Губернатор Оренбургской области

№ 153-р

Губернатор Нижегородской области

№ 13-р

Губернатор Ульяновской области

Порядковый номер, буквенное обозначение наименования вида документа и наименования должности

№ 4-рг

(распоряжение губернатора)

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа

№ 6-рг

(распоряжение губернатора)

Губернатор Московской области

№ 23-рп

распоряжение президента

№ 42-ра (руководителя администрации)4

Президент (руководитель Администрации) Республики Чечня

Номер в период календарного года

№ 23

Кировская область

№ 41

Краснодарский край

Из таблицы видно, что чаще всего к порядковому номеру распоряжения также добавляется литера, обозначения которой дифференцируются на: наименование вида документа (Архангельская, Саратовская, Оренбургская, Нижегородская, Ульяновская области) и наименование вида документа и автор (Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область, Республика Чечня).

Однако если мы сравним структуру индекса распоряжений высшего исполнительного органа и высшего должностного лица (например, Московская обл.: № 6-р и № 6-рг), то увидим несоответствие применяемой классификационной схемы. В первом случае — это два уровня (разряда), во втором — три. Данное обстоятельство не может не сказаться на построении автоматизированной поисковой системы.

Следует также отметить, что в инструкциях по делопроизводству Архангельской, Ульяновской и Кировской областей, Краснодарского края устанавливается дифференциация распоряжений и по содержанию: по организационным вопросам и по личному составу. В этом случае в структуру регистрационного номера распоряжения по личному составу Правительства Кировской области входит порядковый номер с добавлением индекса «к» (кадры) через тире. В свою очередь распоряжениям о командировании добавляется индекс «вн» (внешние).

Согласно инструкции по делопроизводству Администрации Краснодарского края распоряжениям присваиваются номера с индексом «-р», обозначающим наименование вида документа; распоряжениям по личному составу, имеющим срок хранения 75 лет, — номера с индексом «-рл» (распоряжения личные), срок хранения 5 лет — номера с индексом «-ок» (отдел кадров).

В инструкции по делопроизводству Правительства Ульяновской области оговорено, что распоряжениям губернатора по кадровым вопросам добавляется литера «рк» — со сроком хранения 75 лет (распоряжения кадры), со сроком хранения 5 лет — «рлс» (распоряжения личный состав), например: № 133-рлс.

В Правительстве Архангельской области распоряжения по личному составу регистрируют с добавлением индекса «рк», который означает распоряжение по кадрам.

Таким образом, следует констатировать различные подходы к индексации распоряжений по личному составу, которые могут приниматься как от имени высшего исполнительного органа, так и от имени высшего должностного лица субъекта РФ.

Одновременно следует подчеркнуть, что в отличие от высшего исполнительного органа решения по кадровым вопросам на уровне органа исполнительной власти субъекта РФ (например, министерства) принимаются его руководителем в форме приказа (а не распоряжения).

Как известно, приказы по основной деятельности и по личному составу регистрируются отдельно. При анализе инструкций по делопроизводству не удалось выявить критерии, предъявляемые к классификации приказов руководителя органа исполнительной власти по основной деятельности и их отражение в регистрационном номере. На практике его структура, как правило, представлена порядковым номером в пределах календарного года.

Одновременно с этим в ряде инструкций установлено, что приказы по личному составу регистрируются отдельно в зависимости от сроков хранения. Например, в инструкции по делопроизводству администрации Краснодарского края5 приказам по личному составу, имеющим срок хранения 75 лет, присваиваются номера с индексом «— л», приказам по личному составу, имеющим срок хранения 5 лет, — номера с индексом «-ок». Допускается обособленное формирование приказов по отпускам и командировкам, при этом им присваиваются индексы «— о» и «-к».

Согласно инструкции по делопроизводству Астраханской области6 приказам присваиваются порядковые номера по единой нумерации в пределах календарного года: с литером К-ОД — по деятельности администрации, с литером К-л — по личному составу, с литером К-о — об отпусках, например: № К-17/ОД, № К-15/л, № К-18/о.

Между тем в целом ряде Инструкций по делопроизводству отсутствует регламентация структуры регистрационных индексов данной категории приказов (например, в Саратовской, Нижегородской, Ростовской, Кировской областях).

Следующим объектом анализа является структура регистрационного номера протокола. В своей деятельности органы исполнительной власти используют протоколы различных групп: протокол заседания органа исполнительной власти, протоколы оперативных совещаний при руководителе ОИВ, протоколы постоянно действующих комиссий, советов. Регистрация каждой группы происходит отдельно. Структура регистрационного номера протокола представлена в таблице 4.

Таблица 4. Структура регистрационного номера протокола

Основа присвоения

регистрационного индекса

Регистрационный номер

Субъект РФ


1


Порядковый номер в пределах календарного года

№ 6

Ростовская обл.

№ 2

Нижегородская обл.

№ 5

Оренбургская обл.

№ 12

Ханты-Мансийский АО

2

Порядковый номер в пределах календарного года и буквенный индекс «ПС»

№ 4-ПС

Ульяновская обл.

3

Порядковый номер с добавлением номера заседания, совещания, комиссии

№ 8/33

Кировская обл.

Примеры регистрационных номеров свидетельствуют о том, что регистрационный номер протокола, в основном, состоит только из порядкового номера, соответствующего номеру заседания (в этой связи не ясна формулировка, предъявляемая к структуре регистрационного номера протокола в Кировской области). Использование литерного обозначения «ПС» (протокол совещания) также неинформативно. Целесообразно, на наш взгляд, создать классификационные группы протоколов в зависимости от типа совещания и/или автора, в рамках которых присваивать соответствующий порядковый номер в течение календарного года (например, № 02-12, где: 02 — индекс протоколов оперативных совещаний при руководителе ОИВ; 12 — порядковый номер протокола в рамках данной классификационной группы). На практике также используется включение в регистрационный номер протокола обозначение соответствующего года (например, № 12-2015).

Таким образом, проведенный анализ инструкций по делопроизводству субъектов РФ позволяет сделать вывод об отсутствии унифицированного подхода к регламентации структуры регистрационного индекса наиболее распространенных видов документов, создаваемых в органах исполнительной власти. При этом отмечается, что в структуре регистрационного индекса широко используются литерные обозначения, которые также не унифицированы. В результате не представляется возможным интегрировать соответствующую часть информационных ресурсов органов исполнительной власти субъектов РФ (например, нормативные правовые акты) в общегосударственные информационные ресурсы.

В отечественной практике литерные обозначения широко применяются для кодирования обращений граждан, поскольку поисковая система по данной категории информации (как традиционная, так и автоматизированная) разработана под основной поисковый признак — начальная буква фамилии заявителя.

На общегосударственном уровне автоматизированная обработка предполагает кодирование только с применением цифровой классификации. По такому принципу, например, действуют органы исполнительной власти Иркутской области. Они разработали 2 классификационные схемы: коды классификационных групп и коды вида регистрируемых документов. В представленном фрагменте представлены коды, используемые при регистрации служебных писем (см. рис. 1).

Виды регистрируемых документов

Код

Исходящая корреспонденция за подписью Губернатора Иркутской области

01

Исходящая корреспонденция за подписью заместителя Губернатора Иркутской области

04

Исходящая корреспонденция за подписью первого заместителя руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

05

Исходящая корреспонденция за подписью заместителя руководителя аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

06

Исходящая корреспонденция за подписью помощника (советника) Губернатора Иркутской области

08


Рис.1. Фрагмент классификационной схемы

кода вида регистрируемых документов в Иркутской области


В этой связи отметим особенности регистрации служебной переписки. При анализе инструкций по делопроизводству указанных регионов было выявлено, что переписка регистрируется согласно индексу по номенклатуре дел с добавлением порядкового входящего (исходящего) номера. Данное обстоятельство требует особого внимания при осуществлении классификации и систематизации служебной переписки и отражении ее результатов в наименованиях заголовков дел. На рис. 2 представлен фрагмент номенклатуры дел, содержащий классификацию переписки высшего должностного лица субъекта РФ по нескольким признакам: предметно-вопросному и корреспондентскому.

07-06

Переписка Губернатора области
с областной Думой по вопросам взаимодействия


5 лет ЭПК ст.32


07-07

Переписка Губернатора области
с министерствами, комитетами
и управлениями области по вопросам деятельности Губернатора области
и Правительства области


5 лет ЭПК

ст.34


07-08

Переписка Губернатора области
с правоохранительными органами
по вопросам правового характера, арбитражным и судебным делам


5 лет ЭПК

ст.35


07-09

Переписка Губернатора области
с муниципальными образованиями области по вопросам деятельности Губернатора области и Правительства области


5 лет ЭПК

ст.34


Рис 2. Фрагмент номенклатуры дел, имеющих несколько классификационных признаков

Однако на практике достаточно часто встречаются факты, когда заголовки дел не в полной мере отражают видовой состав документов, находящихся под обложкой, что, в свою очередь, затрудняет их индексацию и последующий поиск. Например, дело с заголовком «Документы (информации, сводные таблицы, паспорта готовности и др.) по вопросам деятельности отдела». В делопроизводстве оглавление дел с использованием обобщения «документы» считается нежелательной мерой именно в силу того, что оно не отражает видового состава комплектуемых документов. Уточнение, которое дается в скобках: «информации» — также порождает целый ряд вопросов. Во-первых, информация может быть представлена в документах с различным наименованием вида, в т.ч. служебных письмах; во-вторых, информация может не содержать необходимых реквизитов, придающих ей статус документа.

Другой пример наименования дела: «информационные письма о проведении проверок». Данная формулировка не позволяет определить: кто проводит проверки, и кто является субъектами данных проверок. Кроме того, проверки можно классифицировать на плановые и внеплановые. В результате использование индекса указанного дела при регистрации конкретного письма не достигнет своего результата, поскольку в нем не раскрываются основные классификационные признаки данного объекта.

Особый интерес вызвала структура регистрационного номера служебной переписки в органах исполнительной власти Ульяновской области. Согласно пункту 4.2.12 инструкции по делопроизводству7 номер включает в себя: код региона (73), индекс подразделения или должностного лица и порядкового номера в пределах календарного года, например, № 73-Г-01/176, где 73 — постоянное число; Г-01 — индекс подразделения или должностного лица; 176 порядковый номер.

Код региона используется для интеграции информационных ресурсов в информационных системах. На практике код региона следует также включать при регистрации таких нормативных правовых актов субъекта РФ как законы и постановления.

Таким образом, на уровне субъекта РФ необходима разработка классификационной схемы, которая позволит обеспечивать учет, регистрацию документа посредством присвоения ему уникального регистрационного индекса на основе унифицированного подхода. Однако не всегда регистрационный номер включает кодирование обозначения по различным признакам классификации, поскольку подобная система отсутствует в органах исполнительной власти. Выявлен лишь один пример классификационной системы, разработанной в органах исполнительной власти Иркутской области.

В классификационную систему входят, согласно пункту 159 инструкции8, следующие признаки:

ММ-ДД-НННН/Г-П, где:

ММ — код массива документа, заполняется в соответствии с кодами классификационных групп, которые разработаны;

ДД — код вида документов;

ННННН-порядковый номер;

Г — последняя(ие) цифра (ы) года;

П — номер повтора (проставляется у повторных документов).

Классификационная система, регламентированная в рассматриваемой инструкции по делопроизводству, применяется лишь для отдельных видов документов (постановлений, распоряжений, протоколов, приказов) и не является совершенной. Однако сам факт ее разработки свидетельствует о потребности в систематизации документационных ресурсов в целях построения эффективной информационно-поисковой системы в условиях применения компьютерных технологий.

Анализ регламентации процедуры регистрации основных видов документов, создаваемых в органах исполнительной власти субъектов РФ, позволяет сформулировать вывод об отсутствии унифицированного подхода при обозначении одних и тех же объектов классификации и структурировании индексов. На локальном уровне широко используются литерные обозначения, которые не позволят применять автоматизированную обработку информации в условиях межведомственного электронного документооборота.

В целях разработки единых подходов по классификации информационно-документационных ресурсов органов исполнительной власти необходим комплексный подход, предусматривающий совершенствование соответствующей нормативной базы на общегосударственном уровне и осуществление на ее основе внутренней классификации с учетом специфики структуры, направления деятельности органа исполнительной власти. Это послужит основой индексирования конкретной документированной информации в целях придания ей уникального поискового признака.

В этих целях необходимо решение целого ряда проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием единых требований к классификации и закрепления ее результатов в регистрационном номере. Они сводятся к следующему:

  1. Поскольку система организационно–распорядительной документации, входящая в состав Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), по-прежнему является основной в деятельности органов исполнительной власти, целесообразна разработка ее новой редакции. В этих целях в рамках данной системы возможно предусмотреть специальный раздел, устанавливающий кодовые обозначения для наиболее распространенных видов документов органов исполнительной власти.

  2. Для системы органов исполнительной власти может быть разработана типовая классификационная схема для кодирования документированной информации, направленная на обеспечение унифицированного подхода не только в рамках отдельного органа исполнительной власти.

  3. При разработке типовой классификационной схемы рассмотреть возможность отказа от литерных обозначений в составе индекса документа (литерные обозначения сохранить только для такой категории документов, как обращения граждан); предусмотреть в индексе наиболее важных официальных документов (законов, постановлений, распоряжений, договоров и т.д.) условные обозначения субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ.

Приведение к единообразию принципов классификации и индексации документов органов исполнительной власти станет важной мерой по упорядочению (систематизации) их документальных фондов. Это позволит осуществить построение качественной информационно-поисковой системы как на локальном, так и на общегосударственном уровне, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности самих органов государственной власти.


1 Костомаров М.Н. Классификация и кодирование документов и документной информации (классификация документов) // Секретарское дело.  2003.  № 11. С. 30

2 Постановление Губернатора ХМАО — Югры от 30.12.2012 № 176 (ред. от 25.03.2016) «Об Инструкции по делопроизводству в государственных органах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» // СЗ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 2012, 12 (часть II, том 1), ст. 1492.; Распоряжение Губернатора Архангельской области от 5 июня 2012 г. № 555-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области» // URL: http://base.garant.ru/25103629/; Постановление Губернатора Саратовской области от 01.06.2006 № 88 (ред. от 01.12.2015) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2006. № 15; Распоряжение Правительства Кировской области от 29 декабря 2015 г. № 515 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Кировской области» // URL: http://kirovreg.ru; Постановление Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2012 г. № 203-П «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Правительстве Ульяновской области»// URL: http://docs.cntd.ru/document/918023991; Постановление Губернатора Московской области от 20.01.2016 № 11-ПГ «Об утверждении Правил делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. № 44. 2016

3 Распоряжение Губернатора Архангельской области от 5 июня 2012 г. № 555-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области» // URL: http://base.garant.ru/25103629/

4 После вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ не должно включать слово «президент»

5 Постановление главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. № 1315 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» (ред. 18.02.2016) // URL: http://base.garant.ru/23973257/

6 Постановление Губернатора Астраханской области от 17 августа 2015 г. № 77 «Об Инструкции по делопроизводству в администрации Губернатора Астраханской области» // Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2015 г. № 32

7 Постановление Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2012 г. № 203-П «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Правительстве Ульяновской области» // URL: http://docs.cntd.ru/document/918023991

8 Указ Губернатора Иркутской области от 05.07.2012 № 199-уг (ред. от 12.05.2015) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Правительстве Иркутской области и иных исполнительных органах государственной власти Иркутской области» // URL:http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW411&n=104815&from=72576-0&rnd=208987.9791498844541227&