Особенности организации практической подготовки обучающихся (на примере базовой кафедры архивного дела и делопроизводства Таврической академии)

Автор: Латышева Е.В.

  • Становление кафедры архивного дела и делопроизводства

  • Программа работы кафедры

  • Виды и цели практики

В данной статье автору хотелось показать деятельность базовой кафедры архивного дела и делопроизводства Таврической академии КФУ имени В.И. Вернадского, реализующей практическую подготовку для обучающихся ряда образовательных направлений, как обязательной составляющей процесса становления будущего специалиста. Дать характеристику всем видам практики, реализуемым на кафедре, проследить особенности организации.

Практическая подготовка обучающихся является важнейшей составляющей учебного процесса и играет ведущую роль в подготовке будущих профессионалов за счет формирования ключевых профессиональных качеств. Именно на совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов направлена работа базовой кафедры архивного дела и делопроизводства КФУ им. В.И. Вернадского, запуская механизмы модернизации системы отечественного образования на Крымском полуострове.

Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам, создаваемым непосредственно на предприятиях, именно конкурентоспособность высших образовательных учреждений и востребованность на рынке труда их выпускников на прямую зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Необходимо устранить существующий разрыв между уровнем подготовки обучающихся и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности.

На историческом факультете Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, в 2016 году была открыта базовая кафедра архивного дела и делопроизводства, которая располагается в Государственной архивной службе Республики Крым и состоит из работающих в данной отрасли сотрудников. За 2016-2017 учебный год произошло становление кафедры, была проведена кропотливая работа по пересмотру и доработке реализуемых программ практики.

В процессе работы;

― были учтены пожелания руководителей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) направлений подготовки: политология, история, документоведение и архивоведение;

― изучены ФГОС ВО по данным направлениям подготовки;

― проведено ознакомление с учебными планами и направленностью данных образовательных программ

― изучение нормативной базы.

В итоге мы получили программы для разных форм обучения и видов практики. (Соответственно формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, а виды практики: учебная, производственная и преддипломная).

Данный период условно можно назвать подготовительным и завершился он к январю 2017 г., а с апреля по июль 2017 года на архивную практику в отделы и архивохранилища Государственного архива Республики Крым направляются обучающиеся второго-четвертого года обучения, группами по 10–12 человек, всего более 130 человек. Период прохождения практики составляет от 2 до 4 недель.

Таким образом, в данном учебном году базовая кафедра реализует пять программ практики:

  1. Учебную: для направления подготовки политология;

  2. Учебную: для направления подготовки история;

  3. Учебную: для направления подготовки документоведение и архивоведение;

  4. производственную для направления подготовки документоведение и архивоведение;

  5. преддипломную для направления подготовки документоведение и архивоведение.

Постепенно складывается система организации и проведения практики:

― Первые занятия вводные и посвящены: истории, организации, структуре и функциям архива; составу и содержанию его документов, характеристике научно-информационной деятельности, научно-справочному аппарату архива, задачам и основным направлениям работы архива.

― Далее обязателен инструктаж, который знакомит обучающихся-практикантов с правилами внутреннего распорядка, допуска в архивохранилище, пожарной безопасности и другими регламентирующими работу сотрудников данного архива инструкциями и положениями.

― Проводится знакомство с положением об архиве и структурных подразделениях, должностными инструкциями сотрудников и предъявляемыми квалификационными требованиями к должностям, основами планирования и отчетности по отделам и архиву в целом, с условиями труда различных категорий архивистов, организацией рабочих мест, их технической оснащенностью.

― Обязательной составляющей работы является ознакомление с организацией комплектования и экспертизы ценности документов в архиве, с организацией научно-исследовательской работы в данном учреждении и справочно-информационным фондом (СИФ) архива.

Сотрудниками базовой кафедры для обучающихся был разработан план работы на весь период прохождения практики, в их обязанности входит контроль за его выполнением, мы имеем в виду соответствие проделанной обучающимися работы в полном объеме, с полной загрузкой каждого обучающегося в течение всего периода прохождения практики с отслеживанием интенсивности посещаемости.

По завершению любого из видов практики преподаватели базовой кафедры помогают обучающимся подготовить и заполнить дневник практики, составить отчет о ее прохождении. Важной составляющей данной работы является выставление оценки по ее итогам.

В зависимости от вида практики различаются и цели ее проведения. Прежде всего это учебная практика, по «Архивоведению» которая является частью основной образовательной программы бакалавриата, в нашем случае, это направления подготовки 46.03.01 ― История, 41.03.04 ― Политология и 46.03.02 ― Документоведение и архивоведение.

Цель реализации данной практики ― это закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение навыков исследовательской, практической и организационной работы в области архивного дела.

Следующая программа практики производственная по «Архивоведению» является частью основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение.

Ее целью является приобретение обучающимися практических навыков на основе теоретических знаний, полученных в университете.

Преддипломная программа практики является частью основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение».

Цель данного вида практики состоит в подготовке обучающегося к решению задач, связанных со сбором материала для выполнения выпускной квалификационной работы, применение полученных специальных знаний для решения конкретных задач, обозначенных в теме квалификационной работы.

Все виды практики, реализуемые сотрудниками базовой кафедры, существенно различаются по цели проведения и организации:

Учебная практика направлена на овладение методикой работы в архивах, обучению работы со справочно-информационным фондом (СИФ) архива, знакомством с его организацией и нормативной базой, работа с самим архивным документом, познавая организацию учета и обеспечения сохранности документов, проверку наличия и состояния таковых.

Основой производственной практики является: адаптация обучающихся в конкретных производственных условиях, закрепление теоретических знаний и последующее совершенствование профессиональных умений и навыков, овладение современной технологией и прогрессивными методами выполнения работ в конкретных производственных условиях, овладение опытом квалифицированных сотрудников, развитие интереса к своей профессии и стремление к дальнейшему совершенствованию своей квалификации.

Важной составляющей практической подготовки является работа обучающихся в коллективе, участие каждого в реализации производственных планов учреждения на тех рабочих местах, где они могут в дальнейшем работать после получения образования.

Несомненно важнейшими итогами практики являются: совершенствование профессионального мастерства обучающихся в определенных видах архивных работ по профессии ― специализация, совершенствование скоростных умений и навыков для овладения производительностью труда кадрового сотрудника соответствующей профессии (документоведение и архивоведение) и уровня квалификации, развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за выполняемые работы, расширение и углубление производственного опыта выполнения работ, соответствующих по содержанию и сложности квалификационным требованиям; освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии; приобщение обучающихся к производственной и психологической жизни коллективов.

Преддипломная практика нацелена на подготовку обучающихся к решению задач по сбору материала для выполнения выпускной квалификационной работы, применение полученных специальных знаний для решения конкретных задач, обозначенных в теме квалификационной работы.

Важной составляющей процесса является обсуждение результатов и оформление отчетов, дневников практики. Желательно вынесение для коллективного обсуждения хода и результатов учебной, производственной или преддипломной практики, а также проведение анализа по деятельности групп обучающихся в целом. Желаемым итогом практики должно стать четкое понимание обучающимися, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овладении профессией.