Информационно-документационное обеспечение управления электронным правительством

Автор: Дмитриева М.А.

М.А. Дмитриева, ВНИИДАД

  • В каком виде функционирует система электронного правительства в России?

  • Инфраструктурные компоненты электронного правительства

  • Алгоритм получения конкретной государственной услуги с помощью ЕГПУ

  • Вопросы электронного документа в Программе цифровой экономики РФ

В России термин «электронное правительство» впервые появился в официальных документах в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» (одобрена Правительством 27 сентября 2004 г.), где под ним понимается «система предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий». Электронное правительство (ЭП) представляет собой новый способ взаимодействия государственных органов с гражданами, который основывается на применении информационно-коммуникационных технологий. Данный процесс становится более прозрачным и удобным. ЭП не является аналогом традиционного, но определяет новый способ взаимодействия на основе использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг1.

Задача создания ЭП была поставлена еще в ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», благодаря которой удалось повысить общедоступность информационных ресурсов в целом. В последующие годы была создана необходимая нормативно-правовая база для электронного взаимодействия органов власти, благодаря чему стало реально внедрять электронные государственные услуги. Нормативная база ЭП формировалась в соответствии с составными частями ее структуры, то есть государственное управление, взаимодействие с гражданами и бизнесом, которые связаны с помощью СМЭВ.2

Сегодня можно говорить о том, что система электронного правительства в стране сложилась и продолжает развиваться. К важнейшим достижениям относятся создание МФЦ и функционирующий Единый портал госуслуг; формирование системы межведомственного электронного взаимодействия; развитие базовых государственных информационных ресурсов (национальных баз данных); предоставление общих сервисов, например идентификации и аутентификации, и сведений из платежных систем3.

В настоящее время действуют базовые основные инфраструктурные компоненты электронного правительства, обеспечивающие перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму, включая:

  • каналы электронного доступа к государственным и муниципальным услугам;

  • Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА);

  • Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

  • Системы электронного документооборота (СЭД) органов государственной власти;

  • Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);

  • Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);

  • Информационно-аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг;

  • Единую систему нормативно-справочной информации (ЕС НСИ).

В совокупности данные элементы инфраструктуры ЭП делают возможным получение государственных услуг в электронном виде. Юридическая значимость взаимодействия при предоставлении услуг с использованием ИКТ подтверждается, в том числе, квалифицированной электронной подписью. В инфраструктуре электронного правительства работает информационная система Головного удостоверяющего центра, обеспечивающая применение электронной подписи в РФ и предоставляющая сервисы доверия в части использования электронных документов, мониторинга качества услуг удостоверяющих центров4.

Для организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» были созданы единые общественные места приема и обслуживания заявителей ― Многофункциональные центры (МФЦ). Благодаря реализации данного принципа граждане освобождаются от необходимости получения справок в различных госучреждениях. Межведомственное согласование проводят сотрудники центров и соответствующие государственные и муниципальные органы власти. Основными целями МФЦ в нашей стране являются: повышение качества и доступности государственных услуг; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации; снижение издержек бизнеса и преодоление административных барьеров; повышение открытости и прозрачности для общества.

Под электронными услугами понимают организацию взаимодействия между гражданами и органами власти, при которой подача заявления и документов, необходимых для получения услуги, осуществляется в электронном виде с помощью сети «Интернет». По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа5.

Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в Административном регламенте предоставления услуги. В него включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения. Для каждой услуги существует установленный набор документов. Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с главой 3 ФЗ № 210-ФЗ6.

Для получения госуслуг в электронной форме необходимо зарегистрироваться на портале ЕГПУ. После прохождения регистрации в Личном кабинете пользователя хранится вся информация по заказанным услугам, обращениям и платежам, можно настроить уведомления (для мобильного приложения, электронной почты), а также следить за ходом рассмотрения заявлений и статусом платежей.

Процесс получения государственных услуг с использованием ЕГПУ значительно упрощается. Часть электронных госуслуг можно получить, не посещая лично государственное учреждение: заполняется электронная форма, и система выдает результат (например, оплата штрафов ГИБДД и налоговой задолженности, проверка состояния пенсионного счета). Есть услуги, за результатом которых необходимо приходить лично, а заявка на получение такой услуги подается на сайте (например, получение справки об отсутствии судимости).

Рассмотрим алгоритм предоставления конкретной услуги ― получение (замена) паспорта (услугу предоставляет Министерство внутренних дел РФ). Сначала необходимо выбрать из списка основание, по которому будет происходить выдача (замена) паспорта гражданина РФ (например, в связи с достижением возраста 20 или 45 лет). После этого можно ознакомиться со всей необходимой информацией: какие документы необходимо подготовить, сроки оказания, причины для отказа, шаблон и пример заполнения заявления, квитанции об уплате госпошлины. При электронной подаче заявления и безналичной оплате действует 30% скидка при оплате госпошлины7.

Процесс получения данной услуги для пользователя выглядит следующим образом:

1. Отправка заявления и ожидание результатов его проверки. В Личный кабинет приходит приглашение посетить подразделение ГУВМ МВД.

2. После рассмотрения заявления в Личный кабинет приходит уведомление о возможности оплаты на портале и бланк квитанции об оплате.

3. Необходимо принести оригиналы документов, указанные в заявлении. Сотрудник полиции сверит данные оригинальных документов с данными, указанными в электронном заявлении, сообщит о сроке готовности паспорта.

4. Получение документа лично в руки.

Изменение статуса заявления, поданного с помощью ЕГПУ, по результатам выполняемых проверок выглядит следующим образом:

1. Заявление в форме электронного документа проходит форматно-логический контроль и контроль целостности на портале территориального органа. Далее поступает в территориальный орган по месту жительства, месту пребывания или обращения заявителя.

2. Заявление проверяется на предмет обнаружения ошибок и соответствия личной фотографии требованиям, затем принимается в работу.

3. Период нахождения заявления в статусе «Принято» до статуса «Готово» соответствует срокам, установленным регламентом:

  • 10 дней со дня приема подразделениями всех необходимых документов (в том числе в форме электронных документов), если паспорт оформляется по месту жительства;

  • 2 месяца, если паспорт оформляется не по месту жительства, а также в связи с утратой паспорта, если ранее он выдавался другим подразделением.

4. Заявлению присваивается статус «Закрыто» после выдачи оформленного паспорта гражданину.

Схема административных процедур для получения услуги выглядит следующим образом:

Рисунок 1Процедура получения госуслуги

Таким образом, при подаче гражданином заявления и личной фотографии в форме электронных документов с использованием ЕГПУ выдача паспорта обеспечивается при однократном посещении подразделения.

Минкомсвязью России были подведены следующие итоги работы Единого портала госуслуг за прошедший год. Среди достижений отмечено8:

  • в 2017 году количество зарегистрированных пользователей портала увеличилось на 25 млн и составило 65 млн;

  • появилось 207 новых федеральных услуг (всего сейчас доступно 968 федеральных госуслуг);

  • всего через портал было оказано 1,3 млрд госуслуг (в три раза больше, чем годом ранее);

  • объем платежей, совершенных пользователями портала, составил 30,3 млрд рублей (вырос почти в четыре раза).

На сегодняшний день государственная политика развития электронного правительства и создания цифровой экономики связана со следующими документами.

В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» указано, что главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных. В приоритетном сценарии развития информационного общества значится сформированная единая инфраструктура ЭП, а также возможность получения электронных государственных и муниципальных услуг. Среди основных задач применения ИТ в сфере взаимодействия государства и бизнеса выделены:

  • продвижение проектов по внедрению электронного документооборота в организациях;

  • создание условий для повышения доверия к электронным документам;

  • осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений;

  • создание электронной системы представления субъектами хозяйственной деятельности отчетности в органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления.

Программа «Цифровая экономика РФ» (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28 июля 2017 г.), ориентируясь на Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме9. Среди задач в сфере нормативного регулирования поставлена разработка концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики. В плане мероприятий значится проект концепции, предусматривающий:

  • составление перечня действующих, но устаревших требований по использованию исключительно бумажного документооборота или устаревших технологий при формировании, сборе и обработке информации, совершении юридических значимых действий;

  • предложения по формированию основных понятий и институтов, определяющих принципы безбумажного взаимодействия, использования электронного документа, электронного дубликата документа, электронного архива и т. п.;

  • особенности оформления трудовых отношений в части перехода на безбумажное взаимодействие работников и работодателей (введение электронного формата заключения трудового договора, оптимизация иных «бумажных» обязанностей работодателя).

По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 18 декабря 2017 года был утверждён план мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика РФ»10. Среди ожидаемых результатов на окончание периода реализации мероприятий:

  • уточнение понятия электронного дубликата / образа бумажного документа;

  • уточнение условий признания юридической силы ЭД (в т. ч. в процессе его долговременного и постоянного хранения);

  • определение структуры ЭД, в том числе необходимого набора метаданных для обеспечения долговременного и постоянного хранения электронных документов;

  • установление единых функциональных, технических и технологических требований к процессу передачи электронных документов из информационных систем на долговременное и постоянное хранение;

  • установление функциональных, технических, технологических требований к системе хранения, комплектования, учета и использования электронных документов;

  • формулирование принципов обеспечения юридической силы документов, полученных в результате преобразования из бумажной в электронную форму (и наоборот);

  • установление требований к формату архивного ЭД, в том числе требования к процедуре преобразования электронных документов в архивный формат, а также виды электронной подписи на документах, передаваемых на долговременное хранение;

  • установление требований к порядку уничтожения электронных документов по истечении сроков хранения;

  • установление требований к порядку преобразования электронных документов в новые форматы и/или переносу в новые информационные системы для обеспечения их сохранности и др.

В 2017 году были одобрены поправки, вносимые ФЗ от 05.12.2017 № 384-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающие оказание федеральных государственных услуг ведомствами или многофункциональными центрами независимо от места жительства или пребывания заявителя. Данные изменения позволят упростить процедуры и снизить транзакционные и временные издержки, которые граждане России и юридические лица затрачивают на получение госуслуг, обращаясь вне места своей регистрации по месту жительства или пребывания. Это, в свою очередь, приведет к повышению доступности госуслуг. После принятия поправок Правительство РФ может утверждать перечень услуг и определять сроки их перевода на экстерриториальный принцип предоставления11.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Выстраивание новой системы взаимодействия граждан и государства с помощью функционирования Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) является целью, которую необходимо достичь в рамках электронного правительства.

В последние годы удалось достичь существенного прогресса в сфере применения ИКТ в системе государственного управления. В России сформирована необходимая инфраструктура электронного правительства, позволяющая предоставлять государственные услуги в электронном виде. Имеются возможности для улучшения электронных услуг, повышения эффективности административных процедур. Необходим полный перевод услуг в цифровой формат от обращения за этими услугами до их исполнения и достижение такого положения дел, когда ведомственные процессы опираются преимущественно на данные, а не на документы.

Информационные технологии уже сегодня являются неотъемлемой частью деятельности органов власти. Громоздкая система межведомственного документооборота в бумажном виде постепенно заменяется оперативным информационным взаимодействием с использованием общих информационных ресурсов, что и является целью реализации программы «Цифровая экономика».

1 Трегубова В.М. Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы. № 3. 4/2011.

2 Ларин М.В. УМК дисциплины «Информационное обеспечение управления» // Сборник учебно-методической документации кафедры АС ДОУ ИАИ РГГУ по направлению подготовки бакалавров «Документоведение и архивоведение» / Сост.: М.В. Ларин, Л.Н. Варламова. М.: ТЕРМИКА, 2014.

3 «Системный проект электронного правительства Российской Федерации 2020». Версия: 12 октября 2016 г. Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf, свободный (дата обращения: 08.05.2017).

4 «Системный проект электронного правительства Российской Федерации 2020». Версия: 12 октября 2016 г. Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf, свободный (дата обращения: 08.05.2017).

5 Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. Услуги в электронном виде [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_uslugi_v_electronnom_vide/index.html, свободный (дата обращения: 08.05.2017).

6 Официальный сайт Минэкономразвития России. Административные стандарты и регламенты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/standarts/ , свободный (дата обращения 09.05.2017).

7 Портал госуслуги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/help/news/payments_with_discount_30_percents, свободный (дата обращения: 10.02.2018).

8 Официальный сайт Минкомсвязь России. [Электронный ресурс.]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/37879, свободный (дата обращения:10.02.2018).

9 Российская ассоциация электронных коммуникаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: .http://raec.ru/live/position/9547/, свободный (дата обращения:10.02.2018).

10 Официальный сайт Правительства России. Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/, свободный (дата обращения:10.02.2018).

11 Официальный сайт Минэкономразвития России. Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/37659/, свободный (дата обращения: 10.02.2018).