Требования к документированию процесса рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам

И. А. Коссов, к. ю. н., РГГУ

Требования к документированию процесса рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам

  • Подача заявления в комиссию по трудовым спорам (КТС)
  • Документирование процесса рассмотрения заявления работника
  • Оформление решения КТС

Право работника на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения признается Конституцией Российской Федерации.

Комиссия по трудовым спорам согласно ст. 382 ТК РФ является одним из юрисдикционных органов, наделенных государством правомочиями рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров. Однако в настоящий момент законодатель уже не рассматривает КТС в качестве обязательного досудебного органа. Предварительное рассмотрение трудового спора в КТС теперь не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не вправе обратиться за защитой в суд.

Процесс рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется нормами гл. 60 ТК РФ, а также нормами локальных нормативных актов (в частности, Положения о комиссии по трудовым спорам).

Документирование же этого процесса является одной из ключевых составляющих деятельности КТС. Соблюдение установленных нормативными правовыми актами требований к его документированию оказывает значительное влияние на законность и обоснованность разрешения каждого конкретного трудового спора.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ). В то же время законодатель не установил перечня уважительных причин, поэтому уважительность той или иной причины определяется КТС самостоятельно. Обращение работника в КТС оформляется письменным заявлением. Законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований к этому документу, за исключением того, что заявление работника должно быть зарегистрировано комиссией (ч. 1 ст. 387 ТК РФ). Дабы облегчить задачу работника по составлению заявления и избежать ошибок, обусловленных слабой правовой грамотностью многих работников, КТС целесообразно разработать примерные формы таких заявлений по различным предметам споров и обеспечить к ним доступ работников.
В заявлении отражаются:

  • адресат заявления (КТС организации или структурного подразделения);
  • работник-заявитель с указанием фамилии, имени, отчества, должности, профессии или специальности, телефона, места жительства;
  • описание допущенных работодателем нарушений, ставших причиной трудового спора (желательно со ссылками на соответствующие приказы работодателя, конкретные статьи ТК РФ, пункты коллективного или трудового договора и т. п.);
  • формулировка требований работника-заявителя (например, признать приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным (необоснованным) и отменить, компенсировать причиненный моральный вред в размере … руб. и т. п.).

В ряде случаев обращающиеся в КТС работники прилагают к заявлению имеющиеся у них документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства (например, копии приказов и другие документы). Тогда эти документы оформляются в виде приложений к заявлению.

Обязательными реквизитами заявления являются дата и подпись работника-заявителя.
Примерная форма заявления в КТС об отмене дисциплинарного взыскания может выглядеть следующим образом:

Действующее законодательство четко не отражает способ подачи заявления. Конечно, в большинстве случаев работник лично подает заявление непосредственно в КТС. Но если по уважительным причинам (болезнь, нахождение в отпуске или в командировке и т. п.) такая возможность у работника отсутствует, то допустимы ли какие-либо другие способы подачи заявления, например путем пересылки заявления через почтовую связь? Нормы ТК РФ хоть прямо и не предусматривают возможность пересылки заявления по почте, но и не содержат запрета на этот шаг. Такого мнения придерживается и А. М. Куренной, который рекомендует работникам направлять заявления в КТС почтовой связью с уведомлением о вручении адресату.

КТС не имеет права отказывать работнику в приеме заявления по мотиву отсутствия подтверждения (в частности, письменного) попытки урегулирования разногласий при непосредственных переговорах с работодателем. В этом случае после приема заявления комиссия вправе самостоятельно попытаться урегулировать разногласия путем приглашения работника и работодателя для переговоров. Если существующие между ними разногласия не будут урегулированы, то составляется протокол разногласий, который приобщается к заявлению работника. Если же разногласия будут благополучно урегулированы, то работник имеет право отказаться от дальнейшего рассмотрения своего заявления в КТС и отозвать его.

В соответствии с ч. 1 ст. 387 ТК РФ поступившее в КТС заявление работника подлежит обязательной регистрации.

С моментом подачи заявления действующее трудовое законодательство связывает начало срока рассмотрения трудового спора (он составляет 10 календарных дней со дня подачи заявления). Поэтому к процедуре принятия и регистрации заявлений необходимо подходить самым серьезным образом.

Процедура регистрации заявления законом не установлена, поэтому она определяется каждой конкретной комиссией самостоятельно и отражается в Положении о КТС. Целесообразно вести регистрацию поступающих заявлений в специальном журнале (см. приложение). Форма такого журнала должна утверждаться комиссией и может являться приложением к Положению о КТС.

В комиссии должен быть сотрудник, ответственный за прием, учет и фиксирование движения заявлений. Согласно закону организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет работодатель. Поэтому ответственным за делопроизводство в КТС – нередко приказом работодателя – назначается один из работников организации (не являющийся членом КТС). Однако, как показывает практика, регистрацию поступающих заявлений может осуществлять секретарь или один из членов самой комиссии. Заявления должны приниматься в заранее объявленном и известном для работников месте. Целесообразно установить время приема заявлений и оповестить о нем работников организации.

Работник имеет право в любое время отозвать свое заявление из КТС вне зависимости от стадии рассмотрения дела. Комиссия прекращает производство по делу только в том случае, если работник заявил об отзыве заявления в письменной форме.

После регистрации заявления КТС начинает подготовку к его рассмотрению. Процедура подготовки кратко прописана в действующем трудовом законодательстве, однако без нее вряд ли возможно всестороннее и объективное рассмотрение трудового спора. Из содержания норм ст. 387 ТК РФ следует, что на этапе подготовки КТС назначает дату и время рассмотрения трудового спора, извещает работника или уполномоченного им представителя, в случае необходимости вызывает на заседание свидетелей и приглашает специалистов, а также требует от работодателя в установленный срок представить необходимые для разрешения спора документы. Законодатель не упоминает о необходимости вызова на слушание работодателя и не связывает с его явкой возможность рассмотрения трудового спора по существу (как это связывается с явкой работника или его представителя). Но в целях всестороннего и объективного рассмотрения трудового спора вызов работодателя видится необходимым.

Законодатель не определяет способа извещения работника, вызова свидетеля, приглашения специалиста и истребования необходимых документов. Однако эти действия необходимо производить только в письменной форме посредством соответствующих извещений (уведомлений) и запросов.

Документ об уведомлении работника и работодателя о рассмотрении заявления может выглядеть следующим образом.

Следует заметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 387 ТК РФ трудовой спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается только по письменному заявлению самого работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС откладывает рассмотрение спора. При повторной неявке работника или его представителя без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Однако это не лишает работника права в пределах установленного трехмесячного срока второй раз обратиться с заявлением в КТС.

Документ о вызове на заседание КТС свидетеля и приглашении специалиста может быть оформлен следующим образом.

Действующее законодательство не устанавливает порядка проведения заседания КТС по рассмотрению заявления работника. Статьями 387 и 388 ТК РФ определено лишь следующее:

– заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя;

– на заседании ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии;

– решение КТС принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов.

В остальном правила проведения заседаний вырабатываются самой комиссией и закрепляются в Положении о КТС.

Одним из важнейших и, как уже отмечалось, предусмотренных законом документов является протокол заседания КТС. Законодатель не предъявляет каких-либо требований к форме и содержанию протокола. Поэтому требования к этому документу целесообразно закрепить в Положении о КТС.

В протоколе отражается весь ход проводимого заседания. В содержании должны содержаться краткие доводы и соображения спорящих сторон, объяснения свидетелей, разъяснения (мнения) специалистов. Также в нем необходимо отразить:

– дату проведения заседания КТС;
– список избранных и присутствующих членов КТС с указанием представительского характера состава комиссии (число от работников и от работодателей с указанием Ф.И.О., должностей, профессий или специальностей);
– фамилии председательствующего на заседании (при наличии председателя КТС и его заместителя) и секретаря;
– присутствие работника, его представителя, а также представителя работодателя; сведения об извещении указанных лиц о рассмотрении заявления;
– порядок ведения заседания КТС с изложением объяснений, доводов и соображений, пояснений, мнений, приводимых работником, его представителем и представителем работодателя, свидетелями, специалистами;
– изложение резолютивной части решения КТС;
– порядок голосования за принятие предложенного проекта решения.

Согласно ч. 6 ст. 387 ТК РФ протокол подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью комиссии.
Решение КТС является важным процессуальным документом, поэтому к содержанию и порядку его принятия законом предъявляются достаточно жесткие требования. Решению КТС посвящена ст. 388 ТК РФ.
В решении указываются:

  • наименование организации либо Ф.И.О. работодателя – индивидуального предпринимателя (если спор рассматривается КТС структурного подразделения – его наименование);
  • Ф.И.О., должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника;
  • дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора;
  • существо спора;
  • Ф.И.О. членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.

Решение КТС состоит из четырех частей:

вводной в ней отражаются наименование организации либо Ф.И.О. работодателя – индивидуального предпринимателя, наименование структурного подразделения, Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора;

описательной она содержит существо спора, требования работника (его представителя), доводы работодателя, пояснения других лиц, принимавших участие в заседании;

мотивировочной она отражает установленные в ходе заседания обстоятельства и доказательства, на которых основывает свои выводы КТС, а также ссылки на нормативные правовые акты, которыми руководствуется комиссия;

резолютивной в ней излагается существо решения КТС и указываются результаты голосования. Следует отметить, что эта часть решения должна содержать четкие и юридически корректные формулировки со ссылками на нормы действующего законодательства, нормативных правовых и иных актов, которыми руководствовалась комиссия. Требования, предъявляемые к работодателю, излагаются в категорической форме. В решениях по денежным требованиям указывается точная сумма, подлежащая выплате работнику.

Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС.

В течение трех дней со дня принятия решения его копии, подписанные председателем КТС или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются в соответствии с ч. 3 ст. 388 ТК РФ работнику и работодателю. В журнале учета заявлений фиксируется дата выдачи копий каждой стороне. Работник и представитель администрации обязаны подтвердить получение подписью.

В случае несогласия с решением КТС работник или работодатель имеет право на его обжалование в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения (ч. 2 ст. 390 ТК РФ). Не обжалованное в установленном порядке решение вступает в законную силу и подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ). Необходимо отметить, что решение КТС не нуждается в утверждении какими-либо органами или должностными лицами (например, руководителем организации или Государственной инспекцией труда).

Конечно, во многих случаях работодатели добровольно исполняют решения КТС. При этом в журнал заносится дата исполнения решения. Но что скрывать, ситуации бывают различными. Порой работодатель не желает выполнять предписанное ему комиссией, изыскивая для этого различные поводы. В таких случаях закон также защищает права и законные интересы работника. При неисполнении работодателем решения КТС работник вправе обратиться в комиссию с требованием о выдачи ему удостоверения на принудительное исполнение решения. В силу ч. 2 ст. 389 ТК РФ удостоверение является исполнительным документом. Следует заметить, что правом выдачи удостоверений обладает только КТС организации, но не структурных подразделений.

Удостоверение подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью КТС. Выдача удостоверения фиксируется в журнале учета заявлений работников в комиссию по трудовым спорам. Иногда для регистрации выдачи удостоверений заводится специальный журнал.