Средневековые иконы как документ социокультурной истории России XI-XVI веков

Автор: К.М. Газалова, к.и.н

Средневековые иконы как документ социокультурной истории России XI-XVI веков

К.М. Газалова, к.и.н

  1. Изобразительное документирование как первый способ запечатления информации
  2. Методы изучения иконы как документа
  3. Отражение представления о системе мироздания
  4. Небесные знамения
  5. Святые покровители

До появления фотографии в середине XIX века информация об окружающем человека мире, его мыслях, мировоззрении могла передаваться только изобразительным и текстовым способом. При изучении истории развития способов документирования, как начальный этап называют пиктографическое письмо в картинках, которое не читается, а толкуется на любом языке. С развитием текстового документирования пиктографическое письмо отходит на дальний план. Вместе с тем изобразительное искусство, так же как и письменность, постоянно развивалось и совершенствовалось, и именно в изобразительном искусстве человек пытался передать свои ощущения по восприятию окружающего мира. Только благодаря изобразительному искусству мы узнаём о том, как выглядели люди других эпох, их одежда, жилище, быт, какие представления они имели о мироздании. На Руси светская живопись появляется сравнительно поздно и фактически до XVIII в. Искусство средневековой Руси представлено иконами, фресками, миниатюрами исторических рукописей.
Иконы обладают не только ясно выраженной, но и скрытой информацией, для прочтения которой требуется либо владение культурным кодом эпохи, либо научный анализ. У нас нет документальных подтверждений о восприятии информации икон средневековыми зрителями. Но исследователи единодушны в том, что их понимание дифференцируется не только по социальным группам, но и между отдельными индивидами внутри этих групп. Различия объясняются многими факторами, но главные среди них — разный уровень подготовки и осведомленности зрителей. В то же время основные идеи, основной смысл произведений воспринимались всеми получателями информации, владевшими культурным кодом, существовавшим в той или иной стране в определенную историческую эпоху.
Икона изучалась специалистами разных профилей - богословами, религиоведами, искусствоведами и историками искусства, философами, историками-медиевистами. В данной статье впервые делается попытка рассмотреть икону с позиций документоведения как носитель информации. При документоведческом анализе иконы используются методы источниковедения. К ним следует отнести понимание целенаправленно созданного источника как текста, как сообщения, выполняющего главную функцию - передачу информации. Понять текст, расшифровать сообщение источника — все это подводит исследователя к решению сложной задачи — к интерпретации содержания, т.е. к выявлению смысла произведения, самого авторского замысла. Работа по интерпретации имеет целью преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, отделяющую читателя (зрителя) от чуждого ему текста, включить смысл текста в нынешнее понимание, не нарушая принципа историзма.
Это лишний раз подтверждает актуальность разработки приемов и методов, ориентированных на источниковедческий анализ произведений изобразительного искусства средневековой Руси с целью выявления социальной информации. Называя икону документом, подчеркнём присущий ему объективный характер документального свидетельства, отражающего целенаправленную сознательную деятельность его создателя. Заимствованное в лингвистике понятие «текст» ставит задачи правильного прочтения произведения, ориентированного на соблюдение необходимых правил: каждый сюжет может быть понят только в контексте, в связи с общим замыслом всей композиции. Подход к иконе как к знаковой системе диктует использование приемов анализа, разработанных в семиотике. Таким образом, в исследовании может быть использован обширный арсенал приемов и средств, апробированных в различных научных дисциплинах гуманитарной сферы, что позволяет добиться более полного выявления социально-культурной информации.
Первым этапом исследования является иконографический анализ, характеристика того, что изображено на иконе. Он требует подготовки, знания образно-символического языка средневекового искусства.
Дальнейшая последовательность работы диктуется задачами исследования иконы как источника социальной информации.
Прежде всего, необходимо всестороннее изучение жизни общества эпохи создания иконы. Исследователи русской средневековой культуры отмечают тесную взаимосвязь между письменными текстами различного назначения и изобразительным искусством. Для раннесредневековой Руси ценным источником, конечно, являются летописи, в которых фиксировались не только конкретные события, но и отношения между социальными слоями и группами, между властью и обществом, а также между отдельными личностями. Поздний период Средневековья более богат документальными свидетельствами современников, которые касаются изучаемого объекта или связанных с ним событий. В исторический контекст необходимо включать также сведения, которые содержатся в научных трудах исследователей этого периода: какие социальные процессы доминировали в обществе, какие цели ставились в проведении внутренней и внешней политики, особенности социокультурной жизни и другие аспекты социальной реальности.

Самой сложной исследовательской задачей является, конечно, анализ содержания. Необходимо всегда помнить, что при создании икон использовался условный образно-символический язык, который разрабатывался в Византии в течение нескольких столетий, достигнув своей полноты к IХ-Х векам. Все события, персонажи, предметы, явления природы получили символико-аллегорическое истолкование и определили понимание предметного мира, окружавшего человека в реальной жизни.

Сложность современной интерпретации образно-символического языка средневекового искусства усугубляется развитым взаимодействием элементов структуры произведений. Композиция каждой иконы индивидуальна, что влияет на интерпретацию образов, входящих в эту систему. Она может значительно отличаться от понимания аналогичных персонажей, изображенных изолированно или в иной иконографической структуре. Метод контент-анализа в социологии и методы семиотики направляют внимание исследователя на анализ деталей документа. В иконах это могут быть величина фигур, их место в композиции, цвет фона, одежд персонажей, необычные атрибуты и т.п. Намерения автора произведения можно выявить, если рассматривать, как размещены отдельные части композиции, как возникает целостная картина.

Исследователи справедливо считают, что по многим темам иконы расширяют наше представление об эпохе, позволяя глубже понять взаимодействие общества и личности в Средневековье.

Рассмотрим, к примеру, как отразились в иконах экологические представления, которые в наше время занимают такое важное место в социальной жизни всех народов мира.
Экология в современном понимании - наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и природной среды, а также проблемы ее охраны. «Эко» в переводе с греческого языка – «жилище» и в широком смысле - это мир, в котором живет и действует человек.
С принятием христианства на Руси в общественном сознании утверждается представление о едином Боге, который сотворил земной мир и человека силою своей всемогущей любви, наделив созданные Им твари различными дарами.

В Библии, в Книге Бытия подробно освещается процесс творения по каждому из шести дней.

Обратим внимание на следующие моменты:

- окинув взглядом созданную вселенную, Бог сказал: «весьма хорошо». Созданный Им мир отличала красота и гармония;

- Бог создал человека как венец творения, наделив его свободной волей и владычеством над природным миром.

На Руси, как и во всем христианском мире, было принято учение о Вселенной, созданное в VI веке византийским купцом и путешественником, позднее монахом на Синае Козьмой Индикопловом.

В соответствии с высказываниями ветхозаветных пророков, Книгой Бытия, видениями апостолов, евангельскими текстами построена им система мироздания. Она представляла собой короб, дном которого являлась Земля в форме плоского прямоугольника, а крышкой - небесный свод, опиравшийся на его боковые стены. Неподвижный свод разделялся на нижнее небо (библейскую твердь), в котором находились солнце, луна, звезды, и верхнее небо - обиталище Бога и Царство Небесное. Перемещением небесных тел по своду были заняты ангелы, они также заведовали небесной влагой, ветрами, дождями, снегом, громом и постоянно служили на благо человека. Описывая роль ангелов стихий, Козьма Индикоплов опирался не на свою фантазию, а на сведения Священного Писания.

Даже в XVI веке знаменитый старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей, один из инициаторов создания доктрины «Москва - третий Рим», (Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание США-Швеция. Гл. 1, 1:26) писал в послании псковскому дьяку Мисюрю Мунехину: «А о звездном течении и о солнце, и о луне: они переносятся невидимыми ангельскими силами. Самовидец сему апостол Павел был среди звезд и там видел самые ангельские силы, которые непрестанное служение имеют человека ради; одни солнце носят, другие держат луну, а иные звезды, одни воздухом управляют, другие ветрами, облаками, громами» .

Разнообразные виды ангельского служения представлены на иконах Богоматери «Неопалимая Купина». Как властители стихий, исполняющие Божью волю, ангелы держат в руках символические атрибуты - знаки, соответствующие той или иной деятельности. Повелители дождя, снега, тепла изображены с чашами, наполненными снегом или огнем; повелители ветров и бурь - с трубами, грозы - с пучками молний в руках.

Прекрасная икона «Богоматерь «Неопалимая Купина», созданная в средней Руси в конце XVI века, находится в музее-заповеднике «Коломенское». Неопалимая Купина - это несгораемый куст, в котором, по толкованиям богословов, увидел прообраз Божьей Матери пророк Моисей. На иконе представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух ромбов. Один из них красного цвета, напоминающий огонь, другой - зеленого цвета, на котором изображена Богоматерь с Младенцем Иисусом. Все поле иконы занимают «служебные» ангелы с атрибутами своей деятельности. Поражает большое мастерство иконописца, который создал оригинальную галерею образов, наделив их индивидуальными чертами, продиктованными характером выполняемой работы.

Большой интерес представляют иконы, на которых изображена система мироздания, принятая христианскими мыслителями. Идеи о мироустройстве Козьмы Индикоплова нашли отражение в Четырехчастной иконе - выдающемся произведении средневековых мастеров. Она была написана для Благовещенского собора Московского Кремля, опустошенного пожаром 1547 года, и до сего дня находится в местном ряду центрального иконостаса. Икона создана псковскими мастерами около 1551 года по программе, автором которой считается протоиерей Благовещенского собора Сильвестр, при участии митрополита Макария и самого царя Ивана IV.

Икона представляет собой сложный религиозно-философский трактат. Мы затронем лишь один аспект, связанный с темой мироздания. В верхней правой части иконы изображены два ангела: один переносит солнце, другой - луну. Учитывая величину фигур, которые своими размерами превосходят большинство изображений, и их яркие цветовые решения, можно предположить, что им придавалась особая значимость, они рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание зрителя. В образно-символическом языке средневекового искусства по части восстанавливалось целое на основе ассоциативных связей. «Служебные ангелы» направляли мысль на восстановление картины мира по концепции Козьмы Индикоплова. Ее черты мы находим также в верхней левой части иконы. Здесь с нарочитой четкостью очерчена граница, разделяющая земной и небесный миры. Она изображена в виде широкой изогнутой ленты, на которой видны ряды облаков, личины солнца и луны, архангелы, стоящие на небесной тверди. Верхнее небо, в котором обитает Бог, включает ряд догматических композиций, заключенных в сферы и продолговатые мандорлы. Они служат символом невидимости верхнего неба. В нижней части представлены сцены земной жизни прародителей Адама и Евы. Обитаемая земля окружена водной стихией, к ней с четырех сторон устремились ангелы, дующие в трубы. Они знаменуют конец земного мира и человеческой истории. Так сдержанно, скупыми изобразительными средствами художники сумели выразить сложные мировоззренческие понятия.

Во всех богословских сочинениях прямо или косвенно утверждалась мысль о взаимодействии земного и небесного миров.

Уже в Книге Бытия указывалось, что небо и светила на тверди небесной сотворены, помимо прочего, «и для знамений».

В истории человечества и в жизни отдельных стран и народов знамения предвещали всемирно-исторические события, служили предупреждением для властителей, принимавших важные, судьбоносные решения.

Знамения, доступные внешнему наблюдению, могли иметь сверхъестественный характер и выражать волю Бога относительно важных религиозных целей на пути спасения, предопределяя центральные события мировой истории. К таким знамениям относится явление звезды восточным мудрецам, которое открыло им тайну рождения Спасителя мира. В Священном Писании их называют волхвами. Идя за звездой, они пришли в Вифлеем и остановились перед пещерой, в которой в яслях находился Младенец Иисус.

Это событие отражено в многочисленных иконах Рождества Христова. Выдающееся произведение принадлежит кисти Андрея Рублева. Эта икона находится в праздничном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. В сложной композиции многогранно раскрыта тема, включившая ряд сюжетов из религиозных сочинений. В центре иконы изображена лежащая на ложе Богоматерь, рядом с ней — Младенец в яслях, которого согревают своим дыханием вол и осел. Лучи от звезды почти касаются этой своеобразной колыбели. Ее окружают не только ангелы, поклоняющиеся Божественному Младенцу, но также простые пастухи, которые узнали о необыкновенном событии, увидев небывалый яркий свет, озаривший ночью местность, где они пасли стада.

Явление ослепительного неземного света отмечено евангелистами во время пребывания Иисуса Христа с его учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Лик Христа после молитвы стал излучать сияние, одежды сделались блистающими. Евангелисты не находили земных аналогий для передачи этого светового эффекта. На иконе «Преображение Господне», созданной Феофаном Греком, мы можем видеть попытку передать этот ослепительный свет теми изобразительными средствами, которыми располагал художник. О силе божественного света можно судить по реакции учеников Христа: они закрывают глаза руками, отвернули лицо от нестерпимого света, который трудно вынести человеку. Богословы считают, что на горе Фавор избранным ученикам была явлена божественная природа Спасителя. Икона, созданная в начале XV века, находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

К этим небесным знамениям, необъяснимым с научной точки зрения, средневековые люди присоединяли многие природные явления, которые получали истолкование по мере развития науки. К ним следует отнести солнечные и лунные затмения, появление комет, экстремальные природные явления: засухи, небывалые половодья, суровые зимы, землетрясения, нашествие вредителей полей. Исследователи истории климата подсчитали, что наблюдались засухи: в XI в. – 25 раз; в XII в. - 34; в XIII в. - 35; в XIV в. - 38; в XV в. - 26; в XVI в. - 27. Такой же высокий процент - от 25 до 30% в каждом веке - составляли дождливые годы. Из-за экстремальных природных явлений сельское население лишалось урожая на полях, из-за бескормицы погибал скот.

По христианскому вероучению, виновником бедствий природы являлся человек: за его грехи и «неправды» Бог насылает испытания. В общественное сознание внедрялись новые понятия, которые включали этический элемент во взаимоотношения человека и природы. Ответственность за состояние природного мира, господство над которым было вручено ему Богом, связывалось с постоянным всесторонним духовным совершенствованием личности. Образцом для подражания и в этих вопросах служили святые. Живя годами в глуши лесов, они сумели сохранять первозданную природу, даже наладить взаимодействие с дикими зверями. На иконах Сергия Радонежского, построившего келью в глухом лесу, представлены сцены его дружбы с медведем: святой сидит рядом с ним и угощает его хлебом.

Институт святых получил широкое развитие в православии. Они почитались и призывались как предстатели пред Богом за людей, как ходатаи, имеющие силу ходатайства от Христа. Церковь всегда учила призывать святых с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Взаимосвязь между земным и небесным мирами обретала конкретные формы. В народном сознании святые получили своеобразную специализацию.

Значительную группу составляли святые-покровители сельскохозяйственного производства. Их жития показывают, что они прекрасно знали условия труда земледельцев, значение погодных явлений для урожая, крестьянские нужды и чаяния. В группу этих святых в первую очередь входил Илья-пророк, которого считали грозным повелителем небесных стихий, низводящим на землю молнии и дождь, огонь и воду.

Молитва, возглашаемая во время бездождия: «Илия словом дождь держит на земли, и паки словом с небес низводит; тем же молим тя тою молитвами, щедре, поели дождеводные земли с небесе» .

Он чтился также как «плододавец», покровитель скота. В иконе «Илья-пророк в пустыне», с житием и деисусом (Псков, вторая половина-конец XIII века), которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, имеется клеймо, где, по велению Бога, он запрещает дождь. Это было наказание царю Израиля и Самарии Ахаву, который возродил языческие обряды, поставив жертвенник Ваалу.

Покровителем домашнего скота, особенно коров, считался св. Власий. В его честь возводили храмы, устраивали приделы и часовни. В день памяти (11/24 февраля) к нему обращались с молитвами, сгоняли коров к церкви и окропляли их святой водой. В храм крестьяне приносили коровье масло. На новгородской иконе (вторая половина XV века), которая хранится в Государственном историческом музее, Власий изображен вместе с другим святым, покровителем домашнего скота - Спиридоном. Святители Власий и Спиридон благословляют стада животных, восседая на престолах. При этом в левой части иконы у престола с Власием изображены коровы, а в правой части - козы и овцы. В Житии св. Спиридона говорится, что он был пастухом овечьих стад, и художник подчеркнул «специализацию» этих святых.

Широкое распространение получил культ святых Флора и Лавра как коневодов и покровителей лошадей. Их изображения на иконах и фресках особенно часто встречались в искусстве Новгорода и северных провинций. Братья-близнецы, по профессии каменотесы, они претерпели мучения за христианскую веру, были брошены в высокий колодец и засыпаны землей. Открытие их мощей связывали с чудом присутствия архангела Михаила и прекратившимся падежом лошадей, который свирепствовал в Иллирии в этот период. Композиции с образами Флора и Лавра на иконах отличаются большим разнообразием: они представлялись в полный рост, иногда с другими святыми, но чаще всего с лошадьми и верхом на конях.

Сложное композиционное построение имеет икона «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» (Новгородская школа, XVI век), имеющая три уровня. Она находится в Государственном Русском музее. Верхний и средний уровни представляют традиционную композицию: архангел Михаил вручает уздечки святым, благословляя их. Они восседают верхом на конях, которые отныне под их покровительством. Внизу святые Власий и Модест - покровители домашнего скота. Такое объединение святых, молитвы которых служат одной цели, по мнению исследователей, предпринималось для того, чтобы усилить сакральный смысл иконы.

День памяти Флора и Лавра 18/31 августа назван «лошадиным праздником»: на лошадях не работали, купали их, завивали лентами их гривы в косы, у церкви служили молебны с водосвятием, окропляли лошадей святой водой, пекли специальный хлеб с оттиском в виде конского копыта.

Исследуя древнерусские культы «сельскохозяйственных» святых по памятникам искусства, Н.В. Малицкий приводит такой интересный факт: в апокрифах в уста святых мучеников вкладывались слова, которые закрепляли за святым определенные функции. Они якобы произносили их перед казнью, испрашивая милости для тех, кто будет призывать их имя, обращаться к ним за помощью. Например, св. Параскева-Пятница, молясь, испрашивала для всех, творящих ее память, избавление от беды в пути, от гибели урожая в поле: «…не идет на нивы их ни гусеницы..., ничего пакостного», «да сохранятся стада овец их и говяждьи и всяк скот» .

Призывание святых как предстателей людей перед Богом, ходатаев, имеющих силу ходатайства от Христа, внушало верующим надежду на божественную помощь в мирской жизни, защиту от напастей, которые обрушивались на их хозяйства, лишая урожая, скота - главных источников существования основной массы населения.

Анализ и интерпретация композиционной структуры икон, которая может отличаться большой иконографической сложностью, позволяют получить документальные свидетельства по ряду важных аспектов социокультурной жизни средневекового общества. В результате тендерных исследований, выявлявших взаимодействие полов в социально-политической, культурной и семейных сферах, был получен исключительно убедительный наглядный материал, который оригинально дополняет другие исторические источники. Иконы, фрески, скульптурный декор средневековых храмов ХI-ХVII веков всесторонне отражают одну из ключевых социально-политических проблем формирования русской государственности - понятия о высшей власти. Это был мощный канал воздействия на общественное сознание с целью выработки представлений о власти, соответствующих замыслам правителей Руси.

Приходится констатировать, что иконы, отличающиеся значительным своеобразием в роли исторического источника, ещё недостаточно используются.

Французский историк Жером Баше в статье «Средневековые изображения и социальная история: новые возможности иконографии» объясняет этот факт сложностью отношений между исторической реальностью и изобразительным искусством, а также между другими дисциплинами (источниковедение, документоведением и др.), поскольку каждая дисциплина отличается спецификой подхода к предмету исследования. В его обширной статье рассматривается новый иконографический метод, рекомендации, основанные на опыте анализа памятников западноевропейского Средневековья.

Роль изобразительных источников особенно значима на современном этапе, когда совершается поворот к антропологически ориентированной истории. При анализе икон средневековой Руси можно получить уникальную информацию о личности, ее духовных запросах, мотивах деятельности, особенностях социализации применительно к новым историческим условиям жизни общества, связанным с освоением морально-нравственных ценностей. Икона позволяет значительно обогатить картину прошлого, наполнить ее дыханием жизни, приблизить к нам и сделать более понятным далекое прошлое.

Иконников В.С. Максим Грек и его время. Киев, 1915. С. 280.

Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000. С. 316.

Малицкий Н.В. Древнерусский культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. М., 1922. С. 10.