Дореволюционная кинохроника Архивного Фонда Российской Федерациии ее историческое значение

Автор: В.М. Магидов

Дореволюционная кинохроника Архивного Фонда Российской Федерациии ее историческое значение

В.М. Магидов, д.и.н., проф. РГГУ

  1. Кинодокументы «царской хроники»
  2. Военная тематика
  3. Закладка и открытие памятников
  4. Повседневная жизнь населения России
  5. Портреты выдающихся деятелей
  6. Спортивные состязания
  7. Видовые киносъёмки и др.

Интерес к информации, заключенной в киносъемках раннего российского неигрового кино, сегодня огромен.
В первую очередь определим, в чем состоит ценность дореволюционной кинохроники с исторической точки зрения. Здесь прежде всего поражают широта, разнообразие и пестрота рассматриваемой тематики кинодокументов, которая выходит за рамки отечественной истории. Она в достаточно большом объеме дает представление о внутренней и внешнеполитической жизни других стран мира (речь идет главным образом о странах Европы, Америки и Азии).

Отмечая информационную насыщенность сохранившихся кинодокументов, можно предложить исходя из их объема и значимости (для целей исторического знания) классификацию имеющихся в РГАКФД документов по предметно-тематическому признаку. Такой подход позволяет выделить наиболее крупные предметно-тематические блоки, каждый из которых вполне может cтать объектом самостоятельного исследования.

Первый, самый многочисленный, блок включает кинодокументы «царской хроники» общим объемом 39 тыс. м, что составляет примерно 1/3 отложившихся в РГАКФД киносъемок дореволюционного периода: 363 сюжета кинохроники, включая 17 сюжетов, тематически связанных с периодом Первой мировой войны. Эти съемки отражают различные стороны деятельности царя и Императорского двора: общественную деятельность царской семьи (участие в открытии парадов, памятников, религиозных шествиях, праздниках – 98 сюжетов); деятельность царской семьи в военной области (участие в парадах, смотрах полков и флота в мирное время, присутствие на маневрах); официальные визиты царской семьи за границу; официальные визиты глав государств в Россию; поездки царской семьи по губерниям России; пребывание царской семьи на отдыхе.

Первая киносъемка в России была осуществлена в Москве во время торжеств в Кремле в мае 1896 г. по случаю коронации Николая II . На торжества коронации был допущен специально присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф. В соответствии с техническими особенностями аппарата Люмьеров, снабженного кассетой с 17-метровой пленкой, этот киносюжет включил восемь эпизодов, зафиксировавших ряд моментов ритуала. В одноминутных кинонабросках были запечатлены члены императорской фамилии и гости (дипломаты, представители азиатских губерний Российской империи, присягавшие на верность царю), движение коронационной процессии по Тверской улице и - известные кинокадры - появление перед народом императорской четы на Красном крыльце Кремлевского дворца после коронования, торжественный сход самодержца по лестнице в сопровождении свиты.

В июле того же года труд французских кинематографистов был продемонстрирован царской семье. После сеанса в дар императору преподнесли пленки, отснятые К. Серфом. Тем самым было положено начало царской кинохронике.

Фиксация данного события на кинопленку послужила началом съемок актуальных политических событий. «Царская хроника» снималась систематически вплоть до 1917 г. На рубеже 1907-1908 гг. она стала широко использоваться в коммерческой киносети для пропаганды монархических идей. Некоторые исследователи считают ее по характеру и содержанию однотипной, не имеющей серьезной ценности для истории . Однако кинодокументы представляют интерес не только и не столько потому, что являются, по существу, единственными русскими киносъемками этого периода. Они дают в руки исследователей уникальные сведения о жизни царского двора, проведении официальных приемов и обрядов (в том числе и ценную информацию для тех, кто занимается историей костюма), пропагандистских поездках царя по стране в 1909-1911 гг., рассчитанных на общение с народом.

Из наиболее характерных кинодокументов этого цикла можно назвать съемки, запечатлевшие выход Николая II с семьей, великим князем Сергеем Александровичем из Грановитой палаты в Вербное воскресенье (3 марта 1903 г.); пребывание царской семьи в Саровской пустыни (1903 г.) ; закладку в присутствии царя храма в Царском Селе для собственного Его Величества сводного пехотного полка и конвоя (1909 г.) ; выход Его Императорского Величества на Красное крыльцо в Кремле (1912 г.) ; посещение императором и императрицей нового Московского музея Александра III (1912 г.) ; торжественное шествие Николая II в Чудов монастырь (1904 г., 1909 г., 1912 г.) и др. Из крупных официальных юбилейных кампаний с участием царя на кинопленку были засняты празднование в различных городах России 200-летия Полтавской битвы (1909 г.), 100-летия окончания Отечественной войны 1812 года, 300-летия Дома Романовых (1913 г.) . Имеются аналогичные по содержанию и фотодокументы, хранящиеся не только в государственных и ведомственных архивах, но и в музеях, личных фондах . В них преимущественно отражены события, связанные с торжествами по случаю победы в войне 1812 г. и 300-летия династии Романовых. Они представлены в этих документах географически и тематически шире, чем в кинодокументах .

Следует оговориться, что далеко не все съемки имеют точную датировку, часто указан примерный период, когда была произведена съемка.

Очень важен еще один кинодокумент. Сюжет был снят 27 апреля 1906 г., в день открытия заседания Государственного совета, в зале Дворянского собрания. На пленке можно увидеть, как император Николай II зачитывает в Георгиевском зале Зимнего дворца Манифест об открытии I Государственной Думы. Процессия во главе с Николаем II входит в зал. Императрица Александра Федоровна (с мантией на плечах), придворные священники присутствуют здесь же . Оператор запечатлел зал Дворянского собрания и Георгиевский зал Зимнего дворца, а также внешний облик Николая II, Александры Федоровны, придворных и священников, их манеры и одежду.

Большой интерес вызывает блок киносъемок, посвященных деятельности царской семьи в военной области, преимущественно в мирное время (он включает 118 сюжетов за 1901-1915 гг.). В них отражено участие императора и царской семьи в военных парадах и церемониях, смотрах солдат и матросов, присутствие на маневрах. При работе с кинодокументами исследователям важно знать форму одежды солдат и офицеров, так как у многих полков она была индивидуальной. К тому же несколько раз в начале века она видоизменялась. Умение различать особенности формы может оказать неоценимую помощь при уточнении датировки события.

Съемки кинодокументов, посвященных военной тематике, проводились регулярно, однако большинство из них приходится на период 1912-1914 гг. Ценность их заключается в том, что они позволяют существенно расширить представление исследователя о том, как были организованы парады, смотры, военные праздники в Высочайшем присутствии, а также свидетельствуют об отношении императора к военному делу. Царь видел себя первым профессиональным военным своей страны , не допуская в этом отношении никакого компромисса, считал своим обязательным долгом проводить регулярные смотры армии.

Кинодокументы, посвященные истории Первой мировой войны, немногочисленны: всего согласно описи сохранилось 49 документов по данной тематике, хронологические рамки которых охватывают период 1914-1916 гг.

Сюжеты рассказывают о пребывании Николая II в Ставке Верховного главнокомандующего в Барановичах и в Могилеве, пробных полетах гидропланов перед отправкой их на театр военных действий, посещении императором раненых солдат и офицеров, награждении Николаем II героев войны, принятии императором Верховного главнокомандования и т. д. Большинство сюжетов сняты операторами Скобелевского комитета, который пользовался в те годы монополией на производство киносъемок, отражающих военные события.

Особенностью этих документов является то, что в них содержится информация о событиях военных лет в разных странах: России, Албании, Англии, Франции, Греции, Турции, Австро-Венгрии, Румынии, Сербии, Черногории, Египте и т.д.

В кадрах кинохроники (выпуски Скобелевского комитета, «Пате-журнал», «Хроника Гомон», «Военная хроника», «Журнал Пегас», «Летопись войны», «Хроника Паризиана», фильмы и отдельные сюжеты) показаны в основном военные лагеря, лазареты, смотры, маневры, демонстрируется трофейное оружие, запечатлены пленные, кавалерийские и пехотные части на марше и привале, во время учений и т. п. Военные действия русской армии и армий других стран на разных фронтах (Западном, Кавказском, Салоникском и др.) снимались крайне редко, и съемки подобного рода присутствуют только в нескольких кинодокументах. Нельзя не обратить внимание на наличие съемок, связанных с флотом и авиацией. В большинстве своем непосредственного отношения к событиям Первой мировой войны они не имеют.

Рассмотрим еще один блок кинодокументов, посвященных приему глав иностранных государств в России (35 сюжетов, 1912-1916 гг.). Кинокадры дают возможность расширить представление о характере и обстановке приемов, о главах иностранных государств, отношениях между ними и российским императором. Можно увидеть встречу императора Николая II с итальянским королем Виктором-Эммануилом III в 1902 г.; приезд французского президента Э. Лубэ в Петербург в том же году; прием короля Греции Георга I и королевы Ольги Константиновны в Красном Селе в 1906 г.; встречу императора Николая II с английским королем Эдуардом VII в Ревеле в 1908 г.; пребывание французского президента Фальера в Ревеле в июле того же года; приезд датского короля Фредерика VIII с супругой королевой Луизой в Красное Село в июле 1909 г.; визиты германского императора Вильгельма II в Россию; пребывание президента Франции Пуанкаре в России летом 1914 г., а также встречи императора с монгольскими, персидскими и турецкими делегациями.

Документы, в том числе и кинодокументы, свидетельствуют о том, что Николай II много путешествовал по городам России. Это объяснялось желанием царя сблизиться с народом, общаться с ним без посредников. Такого рода поездкам посвящены 24 сюжета, которые иллюстрируют моменты пребывания царской семьи в Сызрани, Севастополе, Екатеринославе, Овруче, Костроме, Одессе, Кишиневе, Киеве, Симферополе и других городах. Критерием отнесения сюжета к тому или иному тематическому блоку служило присутствие в кадре момента общения царя с народом: многолюдные встречи императора, его беседы с простыми людьми, торжества в городе по случаю его приезда и т.д.

Следующий блок кинодокументов относится к хронике частной жизни августейших особ (всего 22 кинодокумента). Они не были предназначены для публичного показа, а просматривались царской семьей в кругу родных и близких. Ценность этих кинокадров в непосредственном поведении и отношениях царя и его окружения: перед объективом они ведут себя раскованно, непринужденно.

Достаточно прочными и широкими были внешнеполитические связи России. Кинодокументы «царской хроники» включают блок киносъемок зарубежной кинохроники, повествующих о встречах и переговорах монархов европейских стран: императора России Николая II и короля Швеции Густава V Адольфа, короля Дании Христиана X и короля Норвегии Хокона VII в г. Мальме (Швеция, декабрь 1914 г.), германского императора Вильгельма II и короля Бельгии Альберта I в Брюсселе [1910-1911 г.] и др.

Научный и практический интерес представляют съемки, в которых запечатлены праздничные торжества по случаю 200-летнего юбилея Полтавского боя, празднование 100-летия Бородинской битвы [Москва, с. Бородино, г. Харбин (Китай), август 1912 г.], открытие памятника Петру I в Риге (1910 г.), празднование 300-летия Дома Романовых [Москва, Н. Новгород, Кострома, Владимир, Суздаль, Тегеран (Персия), 1913 г.].

Большой общественный резонанс имели съемки, свидетельствующие о закладке и открытии памятников: по случаю знаменательного события в истории России - 100-летия Отечественной войны 1812 г. (Борисов, 1914 г.), героям войны 1812 г., павшим под Вязьмой (Вязьма, 1912 г.) и др.; в честь императоров России и выдающихся деятелей страны, например императора Александра II (Тамбовская губерния, с. Кулеватов, 1912 г., станция Раменское, 1914 г.), адмирала С.О. Макарова (Кронштадт, 1913 г.), императора Александра III (Санкт-Петербург, 1909 г., Москва, 1912 г.), генерал-адъютанта М.Д. Скобелева (Москва, июнь 1912 г.) и др.

Особую значимость приобретает в наши дни небольшой, но ценный по содержанию блок кинодокументов, в которых нашла отражение повседневная жизнь населения России. К сожалению, речь идет лишь об отдельных съемках: быта народов Севера (преимущественно ненцев, 1914 г.), городского базара в Москве (1914 г.), эпизодов «парфорсной» охоты (Виленская губерния, 1908-1909 гг.), быта солдат на фронте (1914 г.), жизни воспитанников приюта для слепых (Россия, 1909 г.), поведения жителей на Москворецком мосту во время наводнения (Москва, 1908 г.) и т. д.

Благодаря хроникальным киносъемкам тех лет в распоряжении исследователей имеется богатейший материал, дающий возможность составить представление о внешнем облике царской семьи, известных государственных, политических, военных и общественных деятелей, ученых, артистов, музыкантов и др. на рубеже XIX и XX вв. Используя эти кинокадры, можно создать кинопортреты в конкретной исторической обстановке. Среди тех, кто попал в объектив кинокамеры, можно назвать императора Николая II и членов царской семьи, гр. А.Х. Бенкендорфа, гр. С.Ю. Витте, кн. В.М. Волконского, гр. В.Н. Коковцова, генералов А.А. Брусилова, В.Д. Джунковского, A.M. Каледина, вице-адмирала А.А. Колчака, С.А. Муромцева, В.М. Пуришкевича, П.А. Столыпина, театральных режиссеров и артистов А.Э. Блюменталь-Тамарину, А.Д. Вяльцеву, И.М. Москвина, В.Н. Давыдова, писателей В.Я. Брюсова, A.M. Горького, Л.Н. Толстого, Л.Н. Андреева, художника И.Е. Репина, географа В.Ю. Визе, исследователя Арктики Г.Я. Седова, филолога-искусствоведа И.В. Цветаева, композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, пианиста А.Б. Гольденвейзера и других.

Среди блоков следует выделить особо ценный, где по кинодокументам можно судить об отношении государственной власти и общественности к памяти крупных государственных и церковных деятелей, писателей, актеров и т.д., об отношении различных слоев населения к ушедшему из жизни человеку. Сохранились киносъемки похорон русского посла во Франции А.И. Нелидова (Париж, 1910 г.), Католикоса всех армян Маттеоса II Измирльяна (Эчмиадзин, 1910 г.), певицы А.Д. Вяльцевой (Санкт-Петербург, 1913 г.), писателя Л.Н. Толстого (Ясная Поляна, 1910 г.), артистки В.Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург, 1913 г.) и других.
Самостоятельное значение имеют блоки киносъемок, в которых нашли отражение различные спортивные состязания того времени: гимнастика (Санкт-Петербург, [1912-1913 гг.], Омск, 1914 г.), плавание (Москва, 1914 г.), автопробеги (Санкт-Петербург-Киев-Москва-Санкт-Петербург, 1910 г.), скачки (ежегодные призовые скачки, Ревель, 1911 г.), лыжные гонки (Выборг, 1910 г.), легкая атлетика (первенство Москвы, 1915 г.), метание диска, бег с барьерами на 110 м (Россия, 1915 г.), бег (Киев, 1913 г.), второй весенний спортивный праздник (Москва, 1915 г.) и др.
Судя по содержанию отечественных и зарубежных киножурналов, редко какой из них не включал сюжет о современной моде («Пате-журнал», 1911 и 1916 гг.).
Следует отметить и небольшой по объему блок киносъемок видового характера. Их ценность очевидна, поскольку они в ряде случаев служат единственным визуальным свидетельством, рассказывающим об облике городов и сельской местности, улиц и площадей, памятниках архитектуры того времени. Многие из них изменили свой вид или вовсе перестали существовать (достаточно назвать Чудов монастырь в Кремле, снесенный в 1930 г.). Это подтверждают съемки Москвы [1914-1916 гг.], Санкт-Петербурга (1914 г.), Нижнего Новгорода [1914-1916 гг.], Пскова (1911 г.), Иванова [1911 г.], Киева (1911 г.) и т.д.
В объектив камеры первых отечественных и зарубежных кинохроникеров попадали и различного рода природные катаклизмы: извержения вулканов (Гавайские острова, 1912 г.), землетрясение (Сицилия, 1908 г.), последствия ураганов (Неаполь [1910-1911 гг.]), пожары (Москва, 1914 г.), наводнения (Москва, 1908 г.) и др. Эти сюжеты позволяли многочисленным зрителям чувствовать себя очевидцами чрезвычайных событий. В наши дни историки располагают ценными наглядными и убедительными документами о масштабах разрушений городов и других населенных пунктов, бедствий пострадавшего населения.

В целом скупо освещена в кинофотодокументах деятельность государственного аппарата Российской империи и высших государственных органов в пореформенный период, в период первой русской революции, годы реакции, революционного подъема и т.д. Даже деятельность органа законодательной власти - Государственной Думы запечатлена фрагментарно. Исследователь имеет возможность видеть всего лишь сюжет об одном из ее заседаний (15 апреля 1915 г.), несколько кинокадров из «Пате-журнала» за 1914 г. и отдельные кадры, датируемые 1915 г., где запечатлены депутаты, стоящие у Зимнего дворца. Здесь следует особо выделить киносъемку открытия заседания Государственного совета в зале Дворянского собрания в Петербурге в присутствии Николая II (1906 г.) , фотоснимки торжественного открытия I Государственной Думы в Таврическом дворце (27 апреля 1906 г.) , сделанные фотографом-любителем генерал-майором А.А. Насветевичем, фотопортреты членов Государственного совета и Государственной Думы I-IV созывов (А. Крупенский, М.В. Родзянко, П.Б. Струве, А.И. Шингарев и др.) .

Давая итоговую оценку кинонаследия рубежа XIX–начала XX в., заметим, что в совокупности перечисленные выше тематические блоки кинодокументов имеют, бесспорно, познавательное и эстетическое значение. Исследователи могут взглянуть по-новому на происходившие конкретные события, памятники истории и культуры, людей эпохи, их манеры, одежду, поведение, особенности официального церемониала, характерного для императорской России того времени. В то же время нельзя не обратить внимание на крайне слабое отражение в кинодокументах экономической и социальной сторон жизни страны, состояния промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, работы научных и учебных заведений.

РГАКФД. 1-4875

Гинзбург С.С. Указ. соч. С.25

Там же. С.35.

РГАКФД. 1-1959, 1-1949.

Там же. 1-12357.

Там же. 1-12883.

Там же. 1-1-833. 1-12890-VI.

Там же. 1-1372. 1-4875. 1-12884.

Там же. 1-1943-II, 1-1885-I-II, 1-13034, 1-1881, 1-12993, 1-1883, 1-1951, 1-2026, 1-12889, 1-12892, 1-18469-II-III.

ИЗО ГИМ. 99497/ИIII 66237.

Так, в ФД Николай II был запечатлен в дни празднования юбилейных дат в восьми городах (Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль) и на Бородинском поле (РГАКФД. 5-5626, 5-4469, 5-3925, 5-2036, 5-1952, 5-1038, 5-6808, 3-4164, 5-6733, 5-1426, 5-1409, 5-1269, 5-7714, 5-1277, 5-1967, 5-115, 5-117, 5-123, 5-1903, 5-1554, 5-1550, 5-6726, 5-8018, 5-8019, 5-7457, 5-722, 5-745).

РГАКФД. 1-2011.

См.: Мосолов АЛ. При дворе последнего императора. СПб., 1992.

РГАКФД. 1-2001.

Там же. Альб. № 382. Сн. 1-17.

Там же. 4-23429; Альб. № 1181. Сн. 88; 2-100253; Альб. № 531. Сн. 229; 5-9475; Государственный архив Самарской области.