Подготовка кадров высшей квалификации для сферы документационного обеспечения управления

Т. В. Кузнецова, проф. РГГУ

Подготовка кадров высшей квалификации для сферы документационного обеспечения управления

  • Начало подготовки специалистов по ДОУ с высшим образованием
  • Развитие специальности
  • Слияние двух специальностей в направление «Документоведение и архивоведение»
  • Разработка и обсуждение ФГОС ВПО по специальности

На сегодняшний день наиболее острым вопросом подготовки специалистов для сферы документационного обеспечения управления является перестройка образования и переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру.

Точкой отсчета в подготовке специалистов по документационному обеспечению управления с высшим профессиональным образованием можно считать 1960/61-й учебный год, когда, реализуя решения Всесоюзного совещания по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата, проходившего 20–25 июня 1960 г. в Москве, в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ) Приказом Министра высшего и среднего специального образования от 19 сентября 1960 г. № 654 была создана первая в стране кафедра советского делопроизводства, и 1 октября 1960 г. на специальность по организации делопроизводства была выделена группа из 25 студентов (соответственно, первый выпуск по новой специальности состоялся в 1965 г.). В 1961/62-м учебном году по новой специальности был начат отдельный набор студентов на дневное и вечернее отделения.

Следующим шагом можно считать создание уже специального факультета государственного делопроизводства в Московском государственном историко-архивном институте, которое было обусловлено начавшейся на основании Постановления Совета Министров СССР от 25 июля 1963 г. № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» разработкой Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).

Разработка, а затем внедрение ЕГСД требовали прежде всего достаточного количества специалистов высокой квалификации. Эту задачу решало Постановление Совета Министров РСФСР от 8 мая 1964 г. № 560 «Об увеличении выпуска средств механизации делопроизводства и улучшении подготовки кадров по делопроизводству», п. 5 которого гласил: «Обязать Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР организовать в 1964 году в Московском государственном историко-архивном институте факультет государственного делопроизводства».

Таким образом на государственном уровне впервые решалась задача подготовки кадров высшей квалификации для документационного обеспечения управленческой деятельности организаций любого уровня управления.

В 1987 г. вопрос о совершенствовании подготовки кадров по документационному обеспечению управления стал предметом обсуждения на заседаниях Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма Госплана СССР (10 марта 1987 г., протокол № 55, и 10 ноября 1987 г., протокол № 91) и коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Обсудив вопрос, коллегия постановила: «Для улучшения координации деятельности вузов и техникумов, совершенствования учебной, учебно-воспитательной и научной работы, создания современных технологий работы с документами, в том числе безбумажной, организовать на базе Московского государственного историко-архивного института Учебно-методическое объединение по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления в составе соответствующих факультетов и кафедр» (протокол № 23/3 от 09 июля 1987 г.).

В соответствии с этим решением с начала 1990-х гг. подготовка специалистов по документационному обеспечению управления была открыта в Московском институте управления им. С. Орджоникидзе (сегодня – Государственный университет управления) и в Уральском государственном университете.

Переломным моментом в подготовке специалистов по документационному обеспечению управления можно считать середину 1990-х. С изменением основ экономики, переходом на новые экономические отношения кардинально меняется отношение к документу и делопроизводству в целом. Неправильно составленный или оформленный документ не принимается как доказательство и приводит к проигрышу в суде; не вовремя обработанный и доложенный документ приводит к ошибкам при принятии решений, и все это вместе ведет к экономическим потерям. Руководители все чаще начинают осознавать, что доверить информационно-документационное обслуживание (делопроизводство) фирмы можно только профессионально обученному специалисту.

Кроме того, повсеместное внедрение компьютерных технологий в сферу управления также потребовало совсем другого уровня подготовки работников служб документационного обеспечения управления.

Интерес к этой специальности начинает проявлять молодежь, выбирающая профессию. Она становится популярной. Сегодня подготовка специалистов по специальности «Документоведение и ДОУ» открыта более чем в ста вузах страны и успешно реализуется. Спрос на специалистов с высшим образованием по этой специальности остается стабильно высоким. Затруднений с трудоустройством у окончивших вузы не бывает.

В связи с переходом на новую систему высшего профессионального образования изменения коснутся и специальности «Документоведение и ДОУ».

Новая система высшего образования предполагает вместо специальности укрупненные направления подготовки в вузах.

По инициативе Российского государственного гуманитарного университета, учитывая новые тенденции в высшем образовании, вместо специальностей «Документоведение и ДОУ» и «Историко-архивоведение» предложено направление «Документоведение и архивоведение». Слияние этих двух специальностей, имеющих один объект для изучения и работы – документ, вполне закономерно. Документоведение и документационное обеспечение управления занимается документом в период его создания и оперативной работы с ним с момента получения до сдачи в архив. Архивоведение, получив документ, вышедший из оперативной работы, занимается комплектованием архивов документами, имеющими историческое, научное и практическое значение, их систематизацией, обеспечивает их сохранность и использование. То есть новое направление вполне закономерно и занимается документом во всех его жизненных ипостасях.

Направление одобрено Приказом Минвуза от 27 сентября 2007 г. № 265, и этим Приказом введен бакалавр «Документоведение и архивоведение» и магистр «Документоведение и архивоведение». Направление подготовки по «Документоведению и архивоведению» этим Приказом закреплено за Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации в Российском государственном гуманитарном университете, и Университету поручена разработка проектов федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение».

Работа по слиянию двух специальностей прошла уже несколько этапов. В начале 2007 г. было проведено расширенное заседание учебно-методических комиссий по двум специальностям, где и было принято решение об их слиянии в одно направление. В Саратове на базе Поволжской академии госслужбы 28–30 мая 2007 г. проводится второе расширенное заседание учебно-методических комиссий по двум специальностям, на котором разрабатывается общий контур направлений и первый набор дисциплин, поглощающих обе специальности. В г. Екатеринбурге 11–12 октября 2007 г. на базе Уральского государственного университета проводится третье совместное расширенное заседание учебно-методических комиссий специальностей «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Архивоведение». Последний вариант Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Документоведение и архивоведение» был согласован на расширенном заседании Совета УМО, которое состоялось на базе Пензенского государственного университета 15–17 апреля 2008 г. В заседаниях участвовали члены Совета УМО, председатели учебно-методических комиссий, проректоры, деканы, заведующие выпускающими кафедрами, представители работодателей. Всего в обсуждении этого важнейшего документа приняли участие представители более 50 вузов различных регионов страны.

В ходе дискуссии в качестве базовых были приняты следующие дисциплины.

Бакалавриат

Блок 01

  • Философия
  • История
  • Иностранный язык
  • Русский язык и культура речи
  • Экономика
  • Регионоведение

 

Блок 02

  • Математика
  • Информатика
  • Концепции современного естествознания

 

Блок 03

  • Документоведение
  • Организация и технология документационного обеспечения управления
  • Архивоведение
  • Государственные, муниципальные и ведомственные архивы
  • Информационная безопасность и защита информации
  • Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу
  • Организация государственных учреждений России
  • Административное право
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Информационное право
  • Архивное право
  • Информационные технологии в ДОУ и архивном деле
  • Источниковедение
  • Безопасность жизнедеятельности

Блок 04

  • Физическая культура

Блок 05

  • Практика по документоведению
  • Практика по архивоведению (без указания семестров их проведения)
  • Преддипломная практика

Блок 06

  • Государственный экзамен
  • Выпускная квалификационная работа

 

 

Магистратура

Блок 01

  • Социология и психология управления
  • Педагогика
  • История и философия науки
  • Политология
  • Теория и методология научного познания

Блок 02

  • Информационные системы в управлении

Блок 04

  • Педагогическая практика
  • Научно-исследовательская работа по профилю магистратуры

Блок 05

  • Государственный экзамен по профилю магистратуры
  • Магистерская диссертационная работа

 

Блок 03

  • Теория современного документоведения и архивоведения
  • Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом
  • Методика научно-исследовательской работы
  • Государственность Российской Федерации

Моделирование управленческой деятельности

 

Таким образом на заседаниях был сформирован и одобрен костяк государственных стандартов высшего образования третьего поколения.

Теперь предстоит большая работа по наполнению указанных дисциплин и разработке программ учебных курсов.

Сложность работы по созданию стандартов по направлению «Документоведение и архивоведение» заключается в необходимости провести гармоничное слияние двух специальностей, найти баланс их равновесия и заложить резерв для дальнейшего развития направления.